О первобытной Росс³и и ея жителяхъ (*).
(*) Сочинен³е Николая Арцыбышева, Члена С. Петербургскаго общества любителей наукъ, словесности и художествъ. Въ С. Петербургъ, печатано въ Императорской типограф³и 1809 года, 109 стр. въ осьмую долю листа.
Русская истор³я начинается со времени прибыт³я Рурика, съ того времени, когда три народа, разноплеменные и разноязычные, Славяне Новогородск³е, Финны (Чудь) и Руссы составили одно государственное тѣло. С³е великое произшеств³е относится къ половинѣ девятаго вѣка по Рождествѣ Христовѣ. Слышу возражен³я: Какъ! не ужели свѣдѣн³я наши о дѣян³яхъ отечественныхъ простираться должны не далѣе начала княжен³я Рурикова? Не ужели сѣверная страна гемисферы нашей была необитаема? - До составлен³я Русскаго государства сѣверъ покрытъ былъ мракомъ неизвѣстности, онъ былъ обитаемъ, но людьми необразованными, чуждыми гражданскаго устройства, непрославившими имени своего никакими дѣян³ями, неоставившими по себѣ никакихъ письменныхъ памятниковъ, какъ Греки, Римляне, и позднѣйшихъ временъ народы, предавш³е потомству незабвенныя свидѣтельства быт³я своего въ м³рѣ. Геродотъ, Страбонъ, Плин³й ничего не говорятъ намъ достовѣрнаго о странахъ и народахъ первобытной Росс³и. Повѣсти о Короляхъ Финскихъ и Пермскихъ, о государяхъ Новгородскихъ и К³евскихъ до Рурика бывшихъ, выдуманы поздными разсказсчиками, и теперь онъ не болѣе уважаются, какъ и басни о данной Славянамъ отъ Александра Македонскаго граматѣ, золотыми буквами написанной и хранимой въ Сералѣ Турецкаго Султана, или о происхожден³и Рурика отъ Пруса, ближняго родственника Августова. Намъ надобенъ приступъ къ Истор³и, въ которомъ предложены были бы несомнительныя извѣст³я о народахъ и странахъ первобытной Росс³й. Несторъ, единственный, первый и достовѣрнѣйш³й указатель Русскаго сѣвера, даетъ намъ с³и извѣст³я, собранныя г-мъ Арцыбышевымъ въ объявляемой здѣсь книгѣ, и расположенныя имъ для удобности въ иномъ порядкѣ. Главной трудъ г-на Сочинителя состоитъ въ томъ, что онъ объясняетъ мѣста пребыван³я народовъ, основывая мнѣн³я свои на отечественныхъ и немногихъ чужестранныхъ свидѣтельствахъ.
По разсмотрѣн³и предложенныхъ Несторомъ и объясняемыхъ г-мъ Арцыбашевымъ извѣст³й открывается, что Латыши и Чухонцы (Чудь, Финны) были старинными обитателями Русскаго сѣвера; между ними и близь ихъ поселились Славяне, пришедш³е отъ берега Дунайскаго и вытѣсненные оттуда Волохами; потомъ къ нимъ же и къ Славянамъ пришли изъ за Балт³йскаго моря Руссы. Изъ Финновъ, Славянъ и Руссовъ составилось государство. Отсюда начинается Истор³я.
Критика историческая въ молчан³и благодаритъ г-на Сочинителя за подъятый трудъ, и признаетъ его достовѣрнымъ свидѣтельствомъ прилѣжан³я, свѣдѣн³й и основательной разборчивости: критика словесная въ недоумѣн³и останавливается на нѣкоторыхъ страницахъ, и желаетъ, чтобы вообще книги полезныя, но сух³я по содержан³ю своему, не пугали читателей слогомъ страннымъ и непонятнымъ.
"Я пишу для Русскихъ" такъ начинаетъ Г. Сочинитель увѣдомлен³е свое на стр. 5. "не для знатоковъ, но для тѣхъ, которыхъ лѣта, упражнен³е, образъ жизни и вкусъ непозволили заняться жесткимъ нарѣч³емъ Нестора, тяжелыми бесѣдами Байеровъ, Миллеровъ, Тунманновъ, Шлецеровъ и проч. - Для воспитанниковъ университетовъ не новость будетъ конечно все то, что я сказать намѣренъ, и если не пишетъ онъ о своемъ отечествѣ, то это думаю единственно лишь для того, чтобы написать что нибудь лучше, полнѣе, вѣрнѣе." Кто отгадаетъ, куда относится слова не пишетъ онъ?
Стр. 11. "Мы не коверкаемъ словъ чтобы выдавить изъ нихъ звукъ, записывающ³й насъ подъ знамена Пр³амовы." Намъ кажется, можно бы пошутить на счетъ Рудбековъ и Тред³аковскихъ, не приписывая звуку возможности записывать подъ знамена. Смотрите, такъ ли говоритъ Ав. Шлецеръ о Штраленбергѣ {Probe Russischer Unhallen 1768. стр. 101.}; "онъ хваталъ слова, клалъ ихъ на этимологическую дыбу и мучилъ до тѣхъ поръ, пока не давали онѣ звука такого, какой надобенъ ему былъ для мнимаго открыт³я или для любимой гипотезы."
Стр. 13. "Представлять себѣ начало ихъ (царствъ) на нынѣшней, ногѣ есть то же, что приписывать годовому ребенку дѣла средовѣчнаго человѣка." Весьма удачное сравнен³е царствъ съ жизн³ю человѣческою! они родятся, младѣнчествуютъ, зрѣютъ, старѣются и умираютъ. Ахъ, еслибъ не было тутъ нынѣшней ноги!
Тамъ же. "Присовокупимъ къ тому, что все ими (Римлянами и Греками) сказанное едвали можетъ быть отнесено къ первобытной Росс³и. - Средн³е вѣки но болѣе съ нимъ знакомы". Съ кѣмъ? и для чего переходить отъ древнихъ народовъ къ среднимъ вѣкамъ, a не къ народамъ еще въ средн³е вѣки жившимъ?
Еще нѣсколько замѣчан³й. У Сочинителя (стр. 15) уроженецъ противуполагается иностранцу. Намъ кажется, что при первомъ словъ должно стоять еще другое, по которому узнать можно было бы, какой или откуду. Далѣе, слова подозрѣвать (стр. 35 ) и подозрѣн³е (89) Г. Сочинитель употребляетъ вмѣсто догадываться и догадка. - Стр. 55. Разныя варварск³е народы ... имѣли въ неи (въ Дан³и) ночлегъ." Стр. 88. "Подлинникъ Несторовъ есть еще завоеван³е письмянности."
Малыя грамматическ³я пятна с³и не отъимаютъ историческаго достоинства. Мы замѣтили ихъ единственно для тѣхъ молодыхъ людей, которые книжкою Господина Арцыбышева станутъ руководствоваться при чтен³и Русскихъ лѣтописей, искренно совѣтуя имъ полюбить сочинен³е
о первобытной Росс³и и ея жителяхъ.
"Вѣстникъ Европы". Часть XLVIII, No 21, 1809