Главная » Книги

Андреев Леонид Николаевич - Жизнь человека, Страница 3

Андреев Леонид Николаевич - Жизнь человека


1 2 3

ал! Я так давно не танцевала.

- Вообрази, что это дворец, сверхъестественно красивый дворец.

- Зовите музыкантов. Нельзя же хороший бал давать без музыки.

- Музыкантов!

- Ты помнишь?

Напевают. В то же мгновение по ступеням спускаются те три музыканта, что играли на балу. Тот, кто со скрипкой, аккуратно подстилает на плечо носовой платок, и все три начинают играть с чрезвычайной старательностью.

Но звуки тихи и нежны, как во сне.

- Вот бал, как пышно!

- Как светло!

- Ты помнишь?

Тихо напевая под музыку, начинают кружиться вокруг Человека, манерничая и в дикой уродливости повторяя движения девушек в белых платьях, танцевавших на балу. При первой музыкальной фразе они кружатся, при второй - сходятся и расходятся грациозно и тихо. И тихо шепчут:

- Ты помнишь?

- Ты сейчас умрешь, а ты помнишь?

- Ты помнишь?

- Ты помнишь?

- Ты сейчас умрешь, а ты помнишь?

- Ты помнишь?

Танец становится быстрее, движения резче. В голосах поющих Старух проскальзывают странные, визгливые нотки; такой же странный смех, пока еще сдержанный, тихим шуршанием пробегает по танцующим. Проносясь мимо Человека, бросают ему в ухо отрывистый шепот:

- Ты помнишь?

- Ты помнишь?

- Как нежно, как хорошо!

- Как отдыхает душа!

- Ты помнишь?

- Ты сейчас умрешь, сейчас умрешь, сейчас умрешь...

- Ты помнишь?

Кружатся быстрее, движения резче. Внезапно все смолкает и останавливается. Застывают с инструментами в руках музыканты, в тех же позах, в каких застало их безмолвие, замирают танцующие. Человек встает, выпрямляется, закидывает седую, красивую грозно-прекрасную голову и кричит неожиданно громко, призывным голосом, полным тоски и гнева. После каждой короткой фразы короткая, но глубокая пауза.

- Где мой оруженосец? - Где мой меч? - Где мой щит? - Я обезоружен! - Скорее ко мне! - Скорее! - Будь прокля... (Падает на стул и умирает, запрокинув голову.)

В то же мгновение, ярко вспыхнув, гаснет свеча, и сильный сумрак поглощает предметы. Точно со ступенек ползет сумрак и постепенно заволакивает все. Только светлеет лицо умирающего Человека. Тихий, неопределенный говор Старух, шушуканье, пересмеивание.

Некто в сером. Тише! Человек умер!

Молчание, тишина. И тот же холодный, равнодушный голос повторяет из глубокой дали, как эхо:

- Тише! Человек умер!

Молчание, тишина. Медленно густеет сумрак, но еще видны мышиные фигуры насторожившихся Старух. Вот тихо и безмолвно они начинают кружиться вокруг мертвеца, потом начинают тихо напевать, начинают играть музыканты. Сумрак густеет, и все громче становится музыка и пение, все безудержнее дикий танец. Уже не танцуют, а бешено носятся они вокруг мертвеца, топая ногами, визжа, смеясь непрерывно диким смехом. Наступает полная тьма. Еще светлеет лицо мертвеца, но вдруг гаснет и оно. Черный, непроглядный мрак.

И во мраке слышно движение бешено танцующих, взвизгивания, смех, нестройные, отчаянно громкие звуки оркестра. Достигнув наивысшего напряжения, все эти звуки и шум быстро удаляются куда-то, замирают.

Тишина.

Опускается занавес

23 сентября 1906

 

Приложение
ПОЗДНИЙ ВАРИАНТ ПЯТОЙ КАРТИНЫ ПЬЕСЫ "ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА"

Высокая мрачная комната, в которой умерли сын и жена Человека. На всем лежит печать разрушения и смерти. Стены покосились и грозят падением: в углах раскинулась паутина - правильные светлые круги, включенные безысходно один в другой; грязно-серыми прядями спускается мертвая паутина и с нависшего потолка. Точно под упорным давлением мрака, черной безграничностью объявшего дом Человека, подались внутрь и покривились два высоких окна: если окна не выдержат и провалятся, то мрак вольется в комнату и погасит слабый, умирающий свет, которым озаряется она.

В задней стене коленчатая лестница, ведущая наверх, в те комнаты, где происходил когда-то бал; внизу видны кривые погнувшиеся ступени, дальше они теряются в густой насупившейся мгле. У той же стены под искривленным, порванным балдахином кровать, на которой умерла жена Человека.

Справа темное жерло холодного, давно потухшего огромного камина; большая куча мертвой золы, в которой белеет полуобгорелый лист какой-то бумаги, по-видимому, чертежа. Перед камином в кресле сидит неподвижно умирающий Человек; в том, как оборван его халат, в том, как лохматы и дики его нечесаные седые волосы и борода, чувствуется полная заброшенность и одиночество умирания. В стороне от Человека, в таком же кресле, крепко спит Сестра Милосердия с белым крестом на груди; за все время картины она не просыпается ни разу.

Вокруг умирающего Человека, обнимая его тесным кольцом жадно вытянутых лиц, сидят на стульях Наследники. Их семь человек, три женщины и четверо мужчин. Их шеи хищно вытянуты по направлению к Человеку, рты жадно полураскрыты; напряженно-скрюченные пальцы на поднятых руках походят на когти хищных птиц. Есть среди них толстые и весьма упитанные люди, особенно один господин, жирное тело которого бесформенно расплывается на стуле, но по тому, как они сидят, как они смотрят на Человека, - кажется, что всю жизнь они были голодны и всю жизнь ожидали наследства. Голодны они как будто и сейчас.

В углу неподвижно стоит Некто в сером с догорающей свечою. Узкое синее пламя колеблется, то ложась на край, то острым язычком устремляясь вверх. И могильно-сини блики на каменном лице и подбородке Его.

РАЗГОВОР НАСЛЕДНИКОВ

Говорят громко:

- Дорогой родственник, вы спите?

- Дорогой родственник, вы спите?

- Дорогой родственник, вы спите или нет? Отвечайте нам.

- Мы ваши друзья!

- Ваши наследники.

- Отвечайте нам!

Человек молчит. Наследники переходят на громкий шепот.

- Он молчит.

- Он ничего не слышит: он глух.

- Нет, он притворяется. Он ненавидит нас, он рад был бы нас выгнать, но не может: мы его наследники!

- Каждый раз, когда мы приходим, он смотрит на нас так, точно мы пришли убивать его. Как будто не умрет он и сам!

- Глупец!

- Это от старости. От старости все люди становятся глупы.

- Нет, это от жадности. Он рад был бы унести в могилу все. Он не знает, что в могилу человек уходит один.

- Почему вы так ненавидите нашего дорогого родственника?

- Потому, что он медлит умирать. (Громко.) Старик, почему ты не умираешь? Ты портишь нам жизнь, ты грабишь нас. Твое платье рвется и гниет, твой дом разрушается, твои вещи стареют и теряют ценность!

- Это правда, он нас грабит!

- Тише! Зачем кричать!

- Старик, ты обираешь нас!

- Но, может быть, дорогой родственник слышит нас?

- Пусть слышит! Правду всегда полезно слышать.

- Но, может быть, у него еще хватит силы составить завещание и лишить нас наследства?

- Вы думаете?

Натянуто смеются. Продолжают нежными голосами, громко, так, чтобы слышал Человек.

- Пустяки, он всегда был умным человеком, склонным к юмору, и прекрасно понимает шутку. Не правда ли, дорогой родственник?

- Конечно, мы шутили.

- Мы можем ждать сколько угодно. Нам только жаль его. Так грустно день и ночь сидеть одному перед потухшим камином, - не правда ли, дорогой родственник?

- Почему он не ляжет в постель?

- Так, маленькая причуда. На этой постели умерла его жена, и он никому не позволяет коснуться ни белья, ни подушек.

- Но время уже коснулось их!

- От них пахнет гнилью.

- Здесь отовсюду пахнет гнилью. (Нюхает.)

- Когда я подумаю... Нет, когда я подумаю, что в этом камине он непроизводительно жег целые бревна...

- А вы помните его бал? Наш милый родственник так сорил деньгами!

- Нашими деньгами!

- А вы помните, как он баловал жену, эту ничтожную женщину?

- Добавьте: которая обманывала его.

- Тише!

- У которой была дюжина любовников!

- Тише! Тише!

- Которая жила с лакеем! Да, со своим лакеем. Я сама видела однажды, как они переглянулись.

- Но она умерла! Не оскверняйте могил клеветою!

- Но это правда: я сама слыхала о том же.

- Бедный, обманутый глупец!

- Вы не замечаете украшений в его почтенной седине.

- Тише! Тише!

С возгласами "Тише! Тише!" переглядываются и тихонько смеются.

- Человек не имеет права думать только о самом себе. Когда я рассчитаю, сколько он мог бы нам оставить и сколько нам остается...

- Гроши!

- Нужно благодарить провидение и за то, что осталось. Наш почтенный родственник так небережлив.

- Взгляните на его халат: разве можно так обращаться с дорогими вещами.

- Вы думаете? Я не вижу отсюда, что это за материя.

- Подойдите осторожно и пощупайте пальцами. Это шелк.

Одна из женщин подходит к умирающему Человеку и, делая вид, что оправляет подушку, ощупывает материю. Все с любопытством следят за нею.

- Шелк!

Различными жестами Наследники выражают свое негодование.

Человек (на мгновение выходит из неподвижности и просит слабо). Воды!

Наследники. Что он говорит? Он слышал? Чего ему надо?

Человек. Воды! Бога ради, воды! (Умолкает.)

Несколько испуганные Наследники ищут воды, но не находят. Брезгливо-встревоженные голоса:

- Воды!

- Он просит воды!

- Да дайте же ему воды!

- Воды нет.

Все разом обращаются к спящей Сестре Милосердия, крича, приставляя руки ко рту в виде рупора:

- Сестра Милосердия!

- Сестра Милосердия!

- Сестра Милосердия!

- Вам говорят, Сестра Милосердия! Больной просит воды.

- Растолкайте ее. За что же ей платят деньги, если она все время спит!

- А если вы хотите такую сестру милосердия, которая бы не спала, то придется платить еще дороже. Разве вы этого не понимаете?

- Она очень устала. У бедной женщины так много работы!

- Пусть спит. У нее такой сон, что жаль его тревожить.

- Дорогой родственник, вы не можете подождать? Сестра очень устала и спит.

Человек не отвечает, и все снова рассаживаются по местам, полукругом. Слабый свет, озаряющий комнату, медленно гаснет - в углах встает мрак. Тяжело, откуда-то сверху, ползет мрак по ступеням, стелется по потолку, бесшумно липнет к каждому углублению.

- Он успокоился. Бедный!

- Как темно! Господа, вы не замечаете, как темно?

- Когда я подумаю, что так, перед камином, он может просидеть еще долго - недели, месяцы, мне хочется схватить его за тощую шею и удушить.

- Позвольте: вы так беспокоитесь о наследстве, а вместе с тем я не знаю, кто вы?

- И я не знаю! И я!

- Вы просто человек с улицы: какое вы имеете право на наследство?

- Я такой же наследник, как и вы.

- Нет, сударь, вы мошенник!

- Нет, это вы мошенник!

- Тише! Тише!

- Его надо выгнать! Вон!

- Вы все мошенники!

- Тише! Вы разбудите его!

Яростно оскалив зубы, грозят друг другу сжатыми кулаками.

- Господа, свет гаснет! Я почти не вижу лиц.

- Надо уходить. Еще один погибший день!

- Надо уходить.

- А я останусь. Я не пойду отсюда. Это мой дом. Мой, мой, мой!

- Вас съедят здесь крысы.

В исступлении:

- Это мой дом - мой, мой, мой!

- Одна седьмая часть, господин наследник с улицы, во всяком случае не больше как одна седьмая часть.

- Это мой дом! Мой!

- Господа, темнеет.

- Спокойной ночи, дорогой родственник!

- Спокойной ночи, дорогой родственник!

- Спокойной ночи, дорогой родственник!

По очереди, низко кланяясь Человеку, уходят. Некоторые поднимают вялую, бледную руку умирающего, лежащую на ручке кресла, и нежно пожимают ее. Наследник с улицы остается один. Презрительно взглянув на безмолвных Человека и Сестру Милосердия, он быстро и сердито исследует комнату: трогает стены, щупает материю на стульях, оценивает взглядом то, до чего не может дотянуться руками. Подходит к кровати, на которой умерла жена Человека, и пробует крепость белья. Но гнилая материя расползается под пальцами, и, бешено топнув ногою, Наследник разбрасывает подушки и простыни. Потом решительно идет к умирающему и останавливается за его спиною.

Речь Наследника. Послушай, старик. Ты должен умереть. Зачем ты оскорбляешь смерть сопротивлением? Уходи. Освободи живые вещи от твоей мертвой власти, - она свинцовой тяжестью лежит над всем. Посмотри: все ждет и жаждет твоей смерти - эти падающие стены, - эта паутина и паук, заключенный в ее круги, - этот черный камин. Прежде он дышал на тебя огнем, теперь в прохладу могилы зовет твое изношенное тело. Уходи. Там ты встретишь тех, кто любил тебя и в черноте и в седине твоих волос и был любим тобою.

Молчание.

- Не веришь?! (Обращается в угол, где стоит Некто в сером.) Эй, ты! Скажи ему, что там его встретит любимый сын его с проломленной головою, жена, умершая от болезней и горя.

Молчание.

И ты молчишь? И все молчит? Пусть. Но что бы ни ждало тебя там, - отсюда уходи; я, живой, изгоняю тебя из жизни. И когда ты умрешь, я благословлю тебя. Я возложу венки на твой гроб, и на том месте, где будет гнить твое тело, воздвигну памятник - если это не будет дорого стоить. Уходи.

Молчание. Наследник снова ходит по комнате, но уныние места, мрак, непрерывно нарождающийся, тягучее безмолвие пугают его. Тревожно мечется он, позабыв, где выход, и говорит хрипло:

- Сестра Милосердия, проснитесь! Сестра! Где же выход?.. Где же выход? Сестра Милосердия!

Молчание. В разных местах почти одновременно показываются Старухи. Происходит легкая, молчаливая, смешная для Старух игра: они загораживают выход Наследнику, кружат по комнате и, так бесшумно перебрасывая его, пропускают наконец к двери. Подняв над головою руки, с выражением ужаса Наследник убегает. Старухи тихонько смеются.

РАЗГОВОР СТАРУХ

- Здравствуйте!

- Здравствуйте! Какая славная ночь!

- Вот мы и снова собрались. Как ваше здоровье?

- Покашливаю.

Тихо смеются.

- Теперь недолго. Он сейчас умрет.

- Посмотрите на свечу. Пламя синее, узкое и стелется по краям. Уже нет воска, и только фитиль догорает.

- Не хочет гаснуть.

- А когда вы видели, чтобы пламя хотело гаснуть?

- Не спорьте! Не спорьте! Хочет пламя гаснуть или не хочет, а время идет.

- Время идет.

- Время идет.

- А вы помните, как он родился? Позвольте, дорогой родственник, поздравить вас с новорожденным!

- А вы помните розовенькое платьице и голенькую шейку?

- И цветы. Ландыши, с которых не высохла роса, фиалки и зеленую травку?

- Не трогайте, девушки, не трогайте цветов!

Смеются.

- Время идет.

- Время идет.

Смеются. Одна из Старух оправляет постель.

- Что вы делаете?

- Я оправляю постель, на которой умерла его жена.

- Зачем это нужно? Он сейчас умрет.

- Какая вы добрая!

- Теперь хорошо. Теперь он может идти.

- Когда его пустит Тот.

- Теперь хорошо. Теперь хорошо.

Широким дыханием через комнату проносится гармоничный, но очень печальный и странный звук. Зародившись где-то наверху, он трепетно гаснет во мраке углов. Похоже, как будто одна за другою лопнули многие струны.

- Что это?

- Это там, наверху, где давали бал. Это музыка!

- Нет, это ветер. Я была там. Я видела. Я знаю. Это ветер. Там выбиты стекла, и ветер звенит осколками их так гармонично.

- Да, это похоже на музыку.

- Там так весело! Там на корточках в темноте у ободранных стен сидят гости, но в каком виде, если бы вы знали.

- Мы знаем!

- И, ляская зубами, лают отрывчато: как богато, как пышно!

- Вы шутите, конечно?

- Конечно, я шучу. Вы знаете мой веселый характер.

- Как богато! Как пышно!

- Как светло!

Тихо смеются.

- Напомните ему.

Тесно окружают Человека, льнут к нему мягкими движениями, ласкают костлявыми руками, засматривают в лицо и шепчут вкрадчиво, въедаясь в самую глубину старого сердца:

- Ты помнишь?

- Как богато! Как пышно!

- Ты помнишь, как играла музыка на твоем балу?

- Он сейчас умрет.

- Кружились танцующие, и музыка играла так нежно, так красиво. Она играла так... (Тихо напевают мотив музыки, что играли на его балу.)

- Ты помнишь?

- Устроим бал! Я так давно не танцевала!

- Вообрази, что это дворец, сверхъестественно красивый дворец!

- Ты помнишь? Вот заливаются певучие скрипки. Вот нежно поет свирель. Вот...

Внезапно, перебивая речь Старух, начинает играть музыка, наверху в том месте, где находится зала. Звуки приносятся громкие и отчетливые. Старухи прислушиваются.

- Тише! Вы слышите?

- Они играют!

- Музыканты играют! (Дико кричит.) Эй, музыканты, сюда!

Остальные вторят:

- Эй, музыканты, сюда! Эй, музыканты, сюда!

Музыка наверху смолкает. Почти в то же мгновение по искривленным ступеням, выйдя из мрака, спускаются те три музыканта, что играли на балу. Выходят на середину, становятся в ряд, как стояли тогда. Тот, что со скрипкой, аккуратно подстилает на плечо носовой платок, и все трое начинают играть с чрезвычайной старательностью. Но звуки тихи, нежны и печальны, как во сне.

- Вот и бал!

- Как богато! Как пышно!

- Как светло!

- Ты помнишь?

Тихо напевая под музыку, начинают кружиться вокруг Человека, манерничая и в дикой уродливости повторяя движения девушек в белых платьях, танцевавших на балу. При первой музыкальной фразе они кружатся, при второй сходятся и расходятся грациозно и тихо. И тихо шепчут:

- Ты помнишь?

- Ты сейчас умрешь, а ты помнишь?

- Ты помнишь?

- Ты помнишь?

- Ты сейчас умрешь, а ты помнишь?

- Ты помнишь?

Танец становится быстрее, движения резче. В голосах поющих Старух проскальзывает странная, визгливая нотка; такой же странный смех, пока еще сдержанный, тихим шуршанием пробегает по танцующим. Проносясь мимо Человека, бросают ему в ухо отрывистый шепот:

- Ты помнишь?

- Ты помнишь?

- Как нежно, как хорошо!

- Как отдыхает душа!

- Ты помнишь?

- Ты сейчас умрешь, сейчас умрешь, сейчас умрешь...

- Ты помнишь?

Кружатся быстрее, движения резче. Внезапно все смолкает и останавливается. Застывают с инструментами в руках музыканты; в тех же позах, в каких застало их безмолвие, замирают танцующие. Человек встает, шатаясь, и неверными шагами идет к постели. Одна из Старух загораживает ему путь и шепчет в лицо:

- Не ложись в постель! Ты там умрешь!

- Ты там умрешь!

- Берегись постели!

Человек беспомощно останавливается и молит в тоске:

- Помогите мне кто-нибудь. Я не могу дойти до постели.

И вдруг точно видит все. Видит злобно насторожившихся Старух, блудливо заигрывающих со смертью: видит разрушение, и мрак, и смерть, царящие вокруг; видит как бы впервые каменный лик Некоего в сером и свечу, копотно догорающую в руке Его. Поднимает руку, и отступают Старухи. Закидывает седую, грозно-прекрасную голову, выпрямляется, готовясь к последнему бою, и кричит неожиданно громко, призывным голосом, полным тоски и гнева. В первой короткой фразе еще звучит старческая слабость; но с каждой последующей голос молодеет и крепнет; и, отражая на мгновение вернувшуюся жизнь, высоко взметывается красное, тревожное пламя свечи, озаряя окружающее суровым отсветом пожара.

- Где мой оруженосец? - Где мой меч? - Где мой щит? - Я обезоружен! - Скорее ко мне! - Скорее! - Будь проклят! (Падает у подножия постели и умирает.)

В то же мгновение, бессильно взметнувшись еще раз, гаснет пламя, и сильный сумрак поглощает предметы. Будто подались наконец стена и окна, задержавшие мрак, и густой, черной, победоносной волною он заливает все; только светлеет лицо умершего Человека. Тихий, неопределенный голос Старух, шушуканье, пересмеиванье.

Некто в сером. Тише! Человек умер!

Молчание, тишина. И тот же холодный, равнодушный голос повторяет из глубокой дали, как эхо:

- Тише! Человек умер.

Молчание, тишина. Медленно густеет сумрак, но еще видны мышиные фигуры насторожившихся Старух. Вот тихо и безмолвно они начинают кружиться вокруг мертвеца - потом начинают тихо напевать - начинают играть музыканты. Сумрак густеет, и все громче становится музыка и пение, все безудержнее дикий танец. Уже не танцуют, а бешено носятся они вокруг мертвеца, топая ногами, визжа, смеясь непрерывно диким смехом. Наступает полная тьма. Еще светлеет лицо мертвеца, но вот гаснет и оно. Черный, непроглядный мрак. И во мраке слышно движение бешено танцующих, взвизгивания, смех, нестройные, отчаянно-громкие звуки оркестра. Достигнув наивысшего напряжения, все эти звуки и шум быстро удаляются куда-то, замирают... Тишина.

Опускается занавес

20 февраля 1908 г.


Другие авторы
  • Арцыбашев Николай Сергеевич
  • Качалов Василий Иванович
  • Аничков Иван Кондратьевич
  • Крешев Иван Петрович
  • Черский Леонид Федорович
  • Гарвей Надежда М.
  • Куликов Ф. Т.
  • Ауслендер Сергей Абрамович
  • Чертков Владимир Григорьевич
  • Щелков Иван Петрович
  • Другие произведения
  • Дживелегов Алексей Карпович - Сицилий Обеих королевство
  • Чарская Лидия Алексеевна - За Веру, Царя и Отечество
  • Григорьев Сергей Тимофеевич - Александр Суворов
  • Воровский Вацлав Вацлавович - Человек и его тень
  • Федоров Николай Федорович - Последний философ
  • Жанлис Мадлен Фелисите - Знакомство Госпожи Жанлис с Жан-Жаком Руссо
  • Станиславский Константин Сергеевич - Г. В. Кристи. Книга К. С. Станиславского "Работа актера над собой"
  • Чарская Лидия Алексеевна - Ст. Никоненко. Волшебные сказки Лидии Чарской
  • Хвощинская Софья Дмитриевна - А. П. Могилянский. Н. Д. и С. Д. Хвощинские
  • Каронин-Петропавловский Николай Елпидифорович - 3. Фантастические замыслы Миная
  • Категория: Книги | Добавил: Armush (25.11.2012)
    Просмотров: 178 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа