Главная » Книги

Врангель Николай Николаевич - Художественная жизнь Петербурга

Врангель Николай Николаевич - Художественная жизнь Петербурга


  

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ ПЕТЕРБУРГА

ВЫСТАВКИ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЯ ДѢЛА

  
   "Аполлонъ", No 7, 1910
  
   Выставка "Союза" только что закрылась, и теперь можно судить объ ея успѣхѣ въ широкой публикѣ. Всего посѣтило ее 10.500 человѣкъ, въ то время какъ въ Москвѣ число посѣтителей за то же время было на 4.000 больше. Считать ли это доказательствомъ Петербургскаго равнодуш³я?
   Картинъ продано въ Петербургѣ на 5 тысячъ рублей; въ Москвѣ - на 26 тысячъ. Музей Александра III не пр³обрѣлъ ничего; академическая комисс³я купила весьма незначительную картину С. Иванова - "Семья". Разумнѣе, какъ всегда, поступила Третьяковская галерея, пр³обрѣтя слѣдующ³я картины: эскизы декорац³й къ "Мѣсяцу въ деревнѣ" Добужинскаго, "Ночной пейзажъ" А. П. Остроумовой, "За туалетомъ", "Крестьянка" и "Зелень осенью" З. Е. Серебряковой. Гораздо больше "Союза" нашумѣлъ "Треугольникъ" - соединенная выставка "послѣдователей"' Н. И. Кульбина, группы "Вѣнка" и рисунковъ-автографовъ писателей. Кстати сказать, смѣшна и непонятна цѣль этого отдѣла, устроеннаго при "Треугольникѣ". Вѣдь, если искать разносторонности у художественныхъ дѣятелей, то въ равной мѣрѣ возможенъ "концертъ скульпторовъ", балетъ при участ³и архитекторовъ или архитектурный памятникъ, построенный музыкантами. Такая выставка если и представляетъ какой-либо интересъ для психолога, то совершенно неумѣстна рядомъ съ произведен³ями искусства, хотя бы и такого, какъ его понимаютъ участники "Треугольника".
   Еще комичнѣе - как³е-то подпольные листки съ безграмотнымъ текстомъ очень "боевого" анонима, раздаваемые на выставкѣ...
   Столь же велик³й шумъ, но. быть можетъ, съ худшими послѣдств³ями, возбудилъ въ Петербургѣ конкурсъ на памятникъ Императору Александру II передъ Михайловскимъ дворцомъ. Комисс³я, состоявшая изъ академическихъ старцевъ, почтенныхъ заслуженныхъ генераловъ и предводителей дворянства, выбрала три проекта и, разумѣется, ужасающ³е: Баха, Лаврова и Чижова. Какъ ни бездарны были, въ огромномъ большинствѣ, выставленныя модели, но все же выборъ комисс³и оказался такъ дико-нелѣпъ, что даже Академ³я Художествъ рѣшила не допустить "избранныхъ" уродовать - прекрасную площадь передъ лучшимъ создан³емъ Росси - чудовищнымъ "монументомъ". Предстоитъ уже объявленъ - второй конкурсъ, но можно съ увѣренностью сказать, что врядъ-ли и во второй разъ удастся что-либо. Слишкомъ несовременно вообще искусство памятниковъ и нѣтъ совсѣмъ у насъ художниковъ, могущихъ воплотить опредѣленный образъ Государя въ формѣ, реально характеризующей его и, вмѣстѣ съ тѣмъ, гармонирующей съ декоративнымъ замысломъ старинной площади. Сама задача идетъ въ разрѣзъ и съ современными эстетическими искан³ями, и съ современной мыслью.
   Почти незамѣченной прошла маленькая выставка въ память даровитаго современника К. Брюллова - кн. Г. Г. Гагарина. Сынъ покойнаго художника и Вице-президента Академ³и собралъ въ нижнемъ этажѣ Академ³и Художествъ рядъ интереснѣйшихъ работъ Гагарина: типовъ Кавказа, портретныхъ и бытовыхъ группъ, изображен³й самого художника и проч.
   Жаль только, что выставка устроена какъ-то случайно, безъ той уютности и интимности, которая такъ нужна всѣмъ выставкамъ незаконченныхъ эскизовъ вообще, а работамъ Гагарина въ особенности. Но, тѣмъ не менѣе, ни промахи устроительства, ни плохой, неудобный каталогъ не мѣшаютъ испытывать удовольств³е отъ обозрѣн³я нѣсколькихъ сотъ произведен³й Гагарина Хороши не его религ³озныя картины - скучныя, академичныя и надуманныя, а эскизы съ натуры, путевые альбомы и быстро зачерченные наброски. Хороши два nature-morte'а, портреты членовъ семьи художника, извѣстный "Балъ у княгини Барятинской" и портреты самого художника работы К. Брюллова, П. Соколова, Камуччини и проч. Въ общемъ нѣсколько десятковъ отличныхъ рисунковъ и холстовъ. Въ жизни художественныхъ учрежден³й и обществъ за истекш³й мѣсяцъ - мало новаго. Въ Академ³и Художествъ въ присутств³и всѣхъ профессоровъ прочтена художникомъ Кипликомъ первая лекц³я по вновь вводимому въ программу преподаван³я предмету - техникѣ стѣнной живописи. Это весьма важно для современной живописи, особенно принимая во вниман³е тотъ интересъ, который возбуждаетъ за послѣднее время живопись монументальная. Въ той же Академ³и 22-го марта обсуждалось правило "весенней выставки", касающееся пользован³я слишкомъ широко профессорами и академиками правомъ выставлять свои произведен³я безъ жюри. Вслѣдств³е этого академическая выставка бываетъ запружена десятками работъ однихъ и тѣхъ же художниковъ, не знающихъ, куда дѣвать свои "шедевры", и пользующихся упомянутымъ параграфомъ Устава. Посовѣтовавшись - рѣшили: не допускать болѣе пяти работъ каждаго. Все же это новое правило хоть немного ограничитъ безудержное писан³е всѣхъ безконтрольно-творящихъ "маститыхъ".
  

МУЗЕИ

  
   Въ музеяхъ Петербурга за послѣдн³й мѣсяцъ мало перемѣнъ. Русск³й Музей воздерживается отъ покупокъ на выставкахъ и потому, несмотря на полный разгаръ выставочнаго сезона, въ Музеѣ новыхъ поступлен³й нѣтъ. Однако, все же слѣдуетъ упомянуть о превосходной покупкѣ трехъ картинъ старой школы (2.000 р.); "Казанск³й соборъ" Ѳ. Алексѣева, "Галерея Строганова" - Воробьева и "Птицы" - Гроота. Въ Эрмитажѣ еще меньше новостей, все такъ же продолжается инвентаризац³я и пересмотръ картинъ, предметовъ Средневѣковья и Возрожден³я и сокровищъ "Галереи драгоцѣнностей". Въ этомъ году долженъ появиться каталогъ табакерокъ XVIII-го вѣка, и готовится заново переработанное издан³е каталога картинъ. Галерея Петра Великаго, въ сущности совсѣмъ не подходившая къ Эрмитажу, вывезена и находится теперь въ Академ³и Наукъ въ музеѣ памяти Петра Великаго, организуемомъ академикомъ Радловымъ. Это удален³е Петровской галереи освобождаетъ много мѣста въ Эрмитажѣ; такимъ образомъ, является возможность размѣстить болѣе удобно и эстетично галерею драгоцѣнностей.
  

НОВЫЯ ИЗДАН²Я

  
   Вышло нѣсколько книгъ по искусству и большинство изъ нихъ касаются, главнѣйшимъ образомъ, искусства русскаго. Игорь Грабарь, наконецъ, выпустилъ "Введен³е" къ своей "Истор³и русскаго искусства". Съ присущимъ ему умѣн³емъ, просто и хорошо написано это "Введен³е"1, излагающее основныя мысли и общ³й взглядъ на искусство въ Росс³и, начиная съ древнѣйшей эпохи и кончая современностью. Рядъ хорошо исполненныхъ репродукц³й автотип³й иллюстрируетъ первый выпускъ. Надо думать, что и послѣдующ³е будутъ столь же интересны. "Кружокъ любителей изящныхъ издан³й", до сихъ поръ довольно неуклюже проявлявш³й свою дѣятельность, устроилъ, наконецъ,хотя и небольшую, но очень полезную и милую, интимную выставку работъ Галакт³онова и издалъ его б³ографическ³й очеркъ. Тѣмъ же кружкомъ выпущенъ 3-й выпускъ "Матер³аловъ для библ³ограф³и русскихъ иллюстрированныхъ издан³й" (составилъ Е. Н. Тевяшовъ). Вышли въ свѣтъ монограф³и современныхъ художниковъ, издаваемыя Н. И. Бутковской: "Фелисьенъ Ропсъ" (текстъ Н. Н. Евреинова; наложенъ арестъ) и "Борисовъ-Мусатовъ" (текстъ бар. Н. Н. Врангеля). Въ будущемъ предполагается еще цѣлая сер³я выпусковъ, посвященныхъ, главнымъ образомъ, русскимъ мастерамъ.
   Появилась сер³я открытыхъ писемъ, издаваемыхъ комисс³ей по устройству учительскаго дома въ Москвѣ (при московскомъ о-вѣ попечен³я объ улучшен³и быта учащихъ). Удачны три сер³и портретовъ русскихъ писателей: Герценъ, Гончаровъ, Некрасовъ, Достоевск³й, Островск³й, Салтыковъ, Вл. Соловьевъ, Гаршинъ, Чеховъ и др. Очень любопытны портреты Льва Толстого: въ 1857 г.- Тимма, въ 1873 г.- Крамского, въ 1887 г. - Рѣпина и т. д. Рядъ снимковъ посвященъ произведен³ямъ русскихъ художниковъ, хранящихся въ общественныхъ и частныхъ собран³яхъ Росс³и.
   Община Св. Евген³и тоже выпустила рядъ открытыхъ писемъ съ картинъ, бывшихъ на выставкахъ "Весенней" и "Союза Русск. Художн.". Въ краскахъ удачно воспроизведены работы А. Остроумовой - "Адмиралтейство подъ снѣгомъ", "Ростральная колонна подъ снѣгомъ" и "Горный институтъ" (съ выставки "Союзъ"). Съ "Весенней выставки" (къ сожалѣн³ю) воспроизведены картины С. Зейденберга "На Озерѣ", В. И. Зарубина "Рыбачки", И. Мясоѣдова "Аргонавты", И. Владимирова "Полтавск³й бой" и проч. Въ русскихъ журналахъ по искусству также есть что отмѣтить. Въ мартовскомъ No "Старыхъ годовъ", очень разнообразномъ по содержан³ю, назовемъ обильно иллюстрированную статью о Францѣ Флорисѣ и его ученикахъ и окончан³е изслѣдован³я Всеволодскаго о здан³яхъ петербургскихъ театровъ въ XVIII вѣкѣ. Очень любопытна и "злободневна" замѣтка А. А. Голомб³евскаго о Мадоннѣ, находящейся въ "Грузинѣ" и о томъ якобы портретѣ Аракчеева, который "открытъ" на этой иконѣ. Въ апрѣльской книжкѣ журнала помѣщены статьи: о вѣерахъ XVIII-го вѣка (В. А. Верещагинъ) и о Ѳ. С. Рокотовѣ (бар. Н. Н. Врангеля). Послѣ многомѣсячнаго перерыва появился совсѣмъ тоненьк³й (октябрьск³й) No "Золотого Руна" съ текстомъ, болѣе, чѣмъ случайнымъ,- повидимому, это безсвязный наборъ статей, завалявшихся въ "портфелѣ" журнала. При чемъ редакц³я съ присущей ей безцеремонностью, помѣстила заодно и случайно оставш³яся въ этомъ "портфелѣ" статьи авторовъ, давнымъ-давно и категорически вышедшихъ изъ состава сотрудниковъ "Золотого Руна". "Мертвыхъ не судятъ" - единственное оправдан³е этой милой редакц³и.
  

УРОДСТВА

  
   "Комисс³я по покупкѣ картинъ для музея Академ³и Художествъ, въ составѣ М. П. Боткина, Н. Дубовскаго, К. Крыжицкаго, П. Чистякова и Е. Волкова, пр³обрѣла на выставкѣ товарищества художниковъ двѣ картины: "Сѣрый день" Крачковскаго за 800 рублей и "Весну" А. Г. Орлова за 400 р.
   На выставкѣ картинъ Г. Кондратенко ("Память св. Ольги") пр³обрѣтены картины "Развалины театра въ Таорминѣ" и "Сиракузы"."

("Рѣчь" 26 марта).

  

ЮМОРИСТИКА

  
   Выдержка изъ статьи "День въ Пенатахъ" художественнаго критика "Биржевыхъ Вѣдомостей".
   "Шли тихими улицами. Л. Б. Яворская теряла галоши. Смѣялись. Было молодо, дѣтски-весело".

("Биржев. Вѣд." 27 марта).

  

Н. В.


Другие авторы
  • Ленкевич Федор Иванович
  • Гольдберг Исаак Григорьевич
  • Брюсов Валерий Яковлевич
  • Кукольник Павел Васильевич
  • Чешихин Всеволод Евграфович
  • Кавана Джулия
  • Аскоченский Виктор Ипатьевич
  • Керн Анна Петровна
  • Собинов Леонид Витальевич
  • Врангель Александр Егорович
  • Другие произведения
  • Плещеев Алексей Николаевич - Плещеев А. Н.: Биобиблиографическая справка
  • Морозов Михаил Михайлович - Шекспир на сцене театра имени Хамзы
  • Вербицкая Анастасия Николаевна - Поздно
  • Ходасевич Владислав Фелицианович - Л. Яффе. Владислав Ходасевич (из моих воспоминаний)
  • Лондон Джек - Гордость Алоизия Пенкберна
  • Ковалевская Софья Васильевна - Автобиографический рассказ
  • Федоров Николай Федорович - Жить не для себя, ни для других - отрицание и альтруизма, и эгоизма
  • Белинский Виссарион Григорьевич - Педант
  • Тургенев Иван Сергеевич - Литературный вечер у П.А. Плетнева
  • Арцыбашев Михаил Петрович - Бог
  • Категория: Книги | Добавил: Ash (10.11.2012)
    Просмотров: 262 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа