Главная » Книги

Строев Павел Михайлович - История о Донском войске, Харьков. 1814 года. Часть I

Строев Павел Михайлович - История о Донском войске, Харьков. 1814 года. Часть I


  

Истор³я о Донскомъ войскѣ, Харьковъ. 1814 года. Часть I.

  
   Никогда политическ³я дѣла не дѣйствовали столь сильно на нашу Словесность, какъ нынѣ; никогда не выходило столько книгъ, какъ въ послѣдн³е два года. Страшное вторжен³е Наполеона въ Росс³ю, постыдное бѣгство изъ оной, быстрой переворотъ въ полетическихъ дѣлахъ Европы, любовь Росс³янъ къ Отечеству, къ Государю, ихъ исполинск³е подвиги, вотъ обширное поле для Историковъ, Стихотворцовъ и Ораторовъ! - Да к въ самомъ дѣлѣ Словесность наша обогатилась чрезвычайно. Смотрите, сколько Памятниковъ морали, Истор³и и политики, сколько произведен³й драматическихъ, эпическихъ, сколько гимновъ, одъ, загадокъ, акростиховъ! сколько произведен³й чудовищнаго воображен³я, чудовищной учености! Число произведен³й въ послѣднемъ родѣ умножила недавно вышедшая Истор³я о Донскомъ войскѣ. Стоитъ только прочесть одно посвящен³е знаменитому вождю, чтобъ судитъ объ ея достоинствѣ. Но красота слога не составляетъ главнаго достоинства историческаго сочинен³я, и несоблюден³емъ логическихъ и грамматическихъ правилъ нельзя yпрекать Историку.
   Одно воспоминан³е недавно случившихся происшеств³й довольно показываетъ, какую славу пр³обрѣли храбрые Донцы, и какими неувядаемыми лаврами увѣнчался
  
         ... Нашъ вихорь Атаманъ,
         Вождь невредимыхъ Платовъ.
  
   Но воспоминан³е знаменитыхъ подвиговъ съ течен³емъ времени подвержено перемѣнамъ. Мног³я любопытныя обстоятельства изгладятся изъ памяти, друг³я останутся въ неизвѣстности. По истинѣ, Истор³я войска Донскаго заслуживаетъ пера искуснаго. Но чтобы сдѣлать ее достойной своего предмета, должно соединить искуство писателя съ точност³ю историческою. Должно опредѣлить эпоху появлен³я козаковъ, изобразить тогдашнее ихъ состоян³е, ихъ нравы, обычаи и отличительные свойства; должно описать теперешнее ихъ состоян³е, раздѣлен³е, образъ военнаго управлен³я. Словомъ: изобразить вѣрно и безпристрастно истор³ю сего знаменитаго войска, имѣвшаго великое вл³ян³е на политическ³я дѣла Росс³и. Сего то ожидали мы отъ Историка, тѣмъ болѣе отъ Донскаго жителя, который имѣетъ всѣ нужныя пособ³я для своего сочинен³я, живетъ среди описываемыхъ имъ героевъ и на тѣхъ самыхъ мѣстахъ, гдѣ происходили дѣйств³я.
   Теперь посмотримъ, наблюдалъ ли сочинитель истор³и о Донскомъ войскѣ с³и правила. Сначала говорятъ онъ объ Амазонкахъ, показываетъ совокуплен³е {Смотри стр. 12.} ихъ со Скиѳами, ихъ могущество и военную славу, потомъ повѣствуетъ о Скиѳахъ, Capматахъ, Аланахъ, Готѳахъ, Роксоланахъ, Гуннахъ, изображаетъ нравы Скиѳовъ, приводитъ нѣсколько примѣровъ тѣснаго дружества Царевичей Скиѳскихъ, далѣе упоминаетъ объ Уграхъ, Козарахъ, Печенѣгахъ, Половцахъ, Татарахъ и наконецъ уже о Донскихъ козакахъ и о покорен³и ими Сибирскаго царства. Не входя еще въ разсмотрѣн³е истины повѣствован³я, спросимъ: имѣетъ ли все с³е связь съ Истор³ею Донскихъ козаковъ? относятся ли къ ней подвиги Кира, Митридата, Александра Македонскаго, Филиппа, Лукума, Помпея, Аттилы, исчислен³емъ коихъ наполнена вся книга? Но это сдѣлано для того, что на мѣстахъ, нынѣ козаками занимаемыхъ, обитали прежде с³и (хотя част³ю баснословные) народы. {См. предувѣдомлен³е стр. VII.} По этому, естьли бы я захотѣлъ описать истор³ю гвардейскихъ полковъ, то неужели бы мнѣ слѣдовало начать повѣствован³емъ о всѣхъ народахь сѣвера, начиная съ Яйцеѣдовъ и Коненоговъ, единственно потому, что гвард³я стоитъ нынѣ въ Петербургѣ? - Какое бы мнѣн³е тогда обо мнѣ возымѣли! Сочинитель, водя насъ по закаулкамъ Скиѳскаго лабиринта, разсказывая самыя малѣйш³я обстоятельства о Сарматахъ, вдругъ представляетъ намъ козаковъ, уже чрезвычайно сильныхъ, сражающихся за Донскаго побѣдителя. Откудажъ они вышли, когда появляются въ истор³и, какое тогдашнее ихъ состоян³е? - Мало ли еще другихъ вопросовъ, на которые въ истор³и его не найдешь отвѣта. Не лучше ли было бы вмѣсто баснослов³я о Скиѳахъ и Амазонкахъ, ни для кого не любопытныхъ, заняться тщательнѣйшимъ обработан³емъ настоящей истор³и Донскихъ козаковъ? Не лучше ли, вмѣсто описан³я нравовъ Скиѳскихъ, начертать характеръ первобытныхъ козаковъ? вмѣсто Александра Македонскаго и Анахарсиса, обликъ Ермака и знатнѣйшихъ его сотоварищей? Короче: все, отъ начала книги до 116 страницы, ни мало не принадлежитъ къ истор³и козаковъ. Зачѣмъ же было писать постороннее?
   Представимъ читателямъ образцы мнѣн³й Г. Сочинителя. Раскрываю книгу: слѣдующее мѣсто поражаетъ мои взоры. {См. предувѣдомлен³е стр. XII и XIII. Я не выписалъ всего пер³ода для того, что онъ слишкомъ длиненъ, a изъ такихъ ужасныхъ пер³одовъ состоитъ вся книга.} "Не видно, чтобы Угры, обитавш³е тамъ (т. е. га Дону) въ VII вѣкѣ ихъ (т. е. Гунновъ) откуда выгнали; тѣмъ паче, что единоплеменные Готѳамъ, именуемымъ Аланами и Боранами (?) съ ними соединивш³еся Козары, начинавш³е чувствовать удовольств³е гражданской жизни отъ принят³я Христ³янской религ³и (!!!), отъ введен³я церковныхъ обителей (!!) и построен³я крѣпости Саркелла, дѣйствительно Сармато-Скиѳское племя на Дону, нѣсколько постояннымъ жительствомъ въ девятомъ (?) вѣкѣ по Р. X. утвердило, съ котораго времени полагать можно (можно - да нельзя!) начало станицъ (?) или городковъ въ войскѣ Донскомъ (?). Печенѣги въ десятомъ вѣкѣ съ ними граничили; a Росс³яне во время побѣды надъ Козарами и покорен³я Ясовъ, Koсоговъ и Тмутараки ихъ подъ своимъ покровительствомъ, яко единоплеменныхъ (??) и единовѣрныхъ (почему знать!) имѣли."- Тутъ столько же ошибокъ, сколько строкъ. Козары Христ³яне! Печенѣги единоплеменны Руссамъ! Станицы Донскихъ козаковъ въ IX столѣт³и!! - Вотъ новыя и по истинѣ драгоцѣнныя открыт³я, почерпнутыя вѣроятно Г. Сочинителемъ изъ писателей, коихъ одно исчислен³е занимаетъ VII-XI страницы. О! мы боимся такой учености! - Имѣя небольшое число книгъ и весьма ограниченныя свѣден³я въ Истор³и, мы знаемъ, что Руссы пришли изъ Скандинав³и, поколѣн³я были Германскаго, и вмѣсто Моисея, Гомера, Цицерона, Иппократа и Платона, сошлемся на одного только Нестора. Хотя подлинно неизвѣстно, какого происхожден³я Печенѣги, однакожъ кажется, ихъ должно причислить къ Туркамъ. Вотъ и доказательства: Козары и Команы (Половцы) часто называются y Визант³йскихъ писателей уннами и Турками. Анна Комнина называетъ Комановъ народомъ одинаковаго языка (ὁμογλωττους) съ Печенѣгами. {См. Стрит. Извѣст. Визант. истор. часть IV. стр. 131 и 174.} Имена ихъ Кагановъ или Князей совершенно Турецк³я. Слѣдовательно Козары, Половцы, Печенѣги, да и самые Болгары суть происхожден³я Турецкаго; Сочинитель же истор³и о Донскомъ войскѣ щитаетъ ихъ за однородцевъ Славянамъ, a Славяне, по его мнѣн³ю, племени - Сармато-Скиѳскаго!! - Бездна премудрости!
   Обернемъ страницу XIV: "Послѣ того поколѣн³я Сармато-Скиѳск³я, чувствуя, сколько тягости отъ нечаяннаго разсѣян³я по Донской Половцевъ, столько удовольств³я отъ постоянной жизни, пожертвовали имъ своею покорност³ю, такъ какъ и Татарамъ, прогнавшихъ Половцевъ, во время которыхъ они назывались Ордынскими, Черкасскими и Азовскими козаками (??). Они, усмотрѣвъ ослаблен³е Татаръ чрезъ ихъ междоусобныя брани, моръ, жесток³я зимы, поражен³е ихъ въ то самое время (въ какое?) отъ Литовскаго Князя Олгерда (?) и отъ Великаго Князя Ивана Васильевича, поправшаго грамату Татарскаго Хана Ахмата, опять (?) служили въ 1380 году подъ знаменами Великаго Князя Димитр³я Донскаго во время побѣды надъ Татарами подъ предводитсльствоиъ Хана Мамая и проч. Козаки служили въ войскѣ Димитр³я Донскаго!! Скажутъ, что Сочинитель не знаетъ Руской истор³и. Но можетъ быть, это взято изъ Цицерона или Моисея; a предрагоцѣнное открыт³е, что Димитр³й Донской княжилъ послѣ ²оанна Васильевича конечно изъ - Иппократа!! Стр. XV: "Изъ всего повѣствован³я видно, что Сармато-Скиѳы подъ разными наименован³ями вели на Дону жизнь кочевую, a со введен³емъ Христ³янской вѣры начали въ девятомъ (?) вѣкѣ по Р. X. устроять церковныя обители и для сохранен³я имѣн³я и себя при всей походной своей жизни, избирать и укрѣплять выгодныя мѣста." Но когда мы усомнимся, что Козары были Христ³ане - тогда готово вящшее доказательство: "что нынѣ на Дону существуетъ богослужен³е, a въ Кавказскихъ горахъ и около рѣки Кубани остатки разрушающихся церквей и тлѣющихъ книгъ!!" {См. стр. 99.} - Теперь, что скажемъ? NB. покорнѣйше просимъ Г. Сочинителя доставить намъ хотя маленькой лоскутикъ священнаго праха древности; помощ³ю извѣстнаго средства читать сгорѣвш³я рукописи, мы могли бы узнать многое, да и Г. Сочинитель не оттуда ли взялъ новыя и драгоцѣнныя свои открыт³я?
   Для совершеннаго жъ убѣжден³я читателей, что Г. Сочинитель знаетъ всѣхъ древнихъ и новыхъ историковъ; выпишемъ любопытныя мѣста изъ его истор³и: стр. XV. "Они (т. е. Скиѳо-Сарматск³я племена) не токмо въ 205 году (не прежде ли еще?) по Р. X. сооружили флотъ, достигш³й Константинополя и малой Аз³и и оттуда возвративш³йся съ добычею на Донъ." - Стр. 37. "Съ того времени (т. e. со времени Дар³я Истаспа) Греки утвердясь на берегахъ Боспора, Азовскаго пролива, основали городъ Азовъ, названной ими по имени рѣки (какой?) Танаисомъ, на лѣвомъ берегу рѣки Дона въ десяти верстахъ отъ Азовскаго моря." - Стр. 38. "Ихъ (т. е. Угрской) вождь въ началѣ седьмаго вѣка, Органасъ человѣкъ остроумной принялъ Христ³янскую вѣру и былъ коронованъ отъ Императора въ Константинополѣ (?)." - Тамже: "Старш³й изъ нихъ (т. е. изъ дѣтей Куврата, Царя Болгарскаго ) основалъ себѣ жительство на правомъ берегу Дона, гдѣ единоплеменные съ ними отъ Гунновъ оставш³еся Калмыки съ Аланами обитали и пр."- Вотъ еще важное послѣдней моды открыт³е: стр. 99 "Коль скоро они (т. е. Козары) овладѣли Греческими городами по берегамъ Чернаго и Азовскаго морей, то мног³е изъ нихъ крестились и просили Императора о научен³и ихъ чтен³ю Евангел³я. Для сего посланъ былъ къ нимъ отъ Греческаго Императора Михаила III между 842 и 867 годами въ зван³и Апостольскомъ (!) Константинъ Леонидъ, извѣстный потомъ подъ именемъ Св. Кирилла, съ братомъ своимъ, кои умножили Греческую азбукy нѣсколькими буквами для изображен³я особенныхъ звуковъ Славенскаго и ихъ успѣхи были столь удивительны и прочны, что Козары не преставали исповѣдывать законъ Христ³янской, завели y себя даже множество монастырей и другихъ уединенныхъ обителей; почему неоспорммо, (да мы и не споримъ!) что Козары говорили по Славенски и проч. Тутъ маленькая погрѣшность: вмѣсто Козаръ, разумѣть должно Моравовъ, но по мнѣн³ю Г. Сочинителя, Козары - Славяне, и слѣдственно онъ правъ!! - Стр. 103 "Изъ Половцевъ иные были идолопоклонники, друг³е Магометане" (?).- Стр. 103 "Велик³й Князь (Димитр³й ²оанновичь) въ 400,000 воиновъ перешелъ Донъ и принялъ отъ Донскаго войска на Куликовомъ полѣ поднесенную ему въ даръ чудотворную икону пречистыя Богоматери въ помощь на сопротивныя, ту самую, которая послѣ была при Царѣ Ѳеодорѣ ²оанновичѣ во время сражен³я съ Крымскими Татарами" и пр. - стр. 150: "Онъ (т. е. Богданъ Брязга, начальникъ отряда козаковъ) какъ переметчикъ вошелъ къ Остякамъ въ крѣпость, и возвратясь объявилъ, что Остяки въ великомъ страхѣ предъ идоломъ, пришедшимъ туда изъ Росс³и при Великомъ Князѣ Владим³рѣ, подъ именемъ Христа" и проч.!!
   Окончимъ выписку и пожелаемъ Г. Сочинителю, чтобы книга его нашла себѣ читателей. Чтожъ касается до насъ, профановъ въ истор³и, то мы только съ благоговѣн³емъ взирать будемъ на с³е произведен³е, удивительною ученост³ю преисполненное; но съ большимъ удовольств³емъ прочтемъ небольшую статью о козакахъ въ краткой Росс³йской истор³и1) 1) или въ Географическомъ словарѣ 2). О покорен³и Сибири Ермакомъ Тимоѳеевичемъ станемъ справляться y Миллера 3) и Фишера 4) или еще ближе прочтемъ краткое начертан³е Сибирской истор³и Хр. Луд. Шлецера 5). А, о Козарахъ, Половцахъ и другихъ народахъ, о коихъ Г. Сочинитель столько разглагольствовалъ, у насъ есть прекрасныя выписки изъ Визант³йцевъ Г. Стриттера 6) Тамъ Любители истинной истор³и, найдутъ богатой запасъ для своихъ наблюден³й, увидятъ вещи въ настоящемъ ихъ видѣ. Но будемъ безпристрастны. Истор³я о Донскомъ войскѣ имѣетъ также свое достоинство: y насъ есть теперь самое полное собран³е всѣхъ нелѣпостей и сказокъ, как³я только встрѣчаются въ древнихъ и новыхъ историкахъ.

Строевъ.

   17 Августа
   Москва.
  
   1) 1. Краткая Росс³йская Истор³я изданная въ пользу народныхъ училищъ Росс³йской Импер³и; издан³е четвертое. С. П. б. 1809 стр. 108, 112.
   2. Географической словарь Росс³йскаго Государства Аф. Щекатова М. 1801.
   3. Описан³е Сибирскаго Царства С. П. ю. 1750.
   4. Истор³я Сибирская С. П. б. 1750.
   5. Вѣстникъ Европы 1804 года No 191 стр. 183, 213 и No 24 стр. 259, 281.
   6. Извѣст³я Визант³йскихъ историковъ С. П. б. 1770, 1775. Хотя его же Memoriae Populorum etc и помѣщены въ спискѣ книгъ, употребленныхъ Г. Сочинителемъ истор³и о Донскомъ войскѣ, но видно, они до случая отложены были къ сторонѣ.

"Сынъ Отечества", т. 15, 1814


Другие авторы
  • Первов Павел Дмитриевич
  • Шувалов А. П.
  • Куликов Николай Иванович
  • Мартынов Иван Иванович
  • Честертон Гилберт Кийт
  • Сильчевский Дмитрий Петрович
  • Чехов Антон Павлович
  • Набоков Владимир Дмитриевич
  • Галенковский Яков Андреевич
  • Эспронседа Хосе
  • Другие произведения
  • Грот Яков Карлович - Княгиня Дашкова
  • Базунов Сергей Александрович - Базуновы: краткая биобиблиографическая справка
  • Вяземский Петр Андреевич - Несколько слов о букве С
  • Мошин Алексей Николаевич - Диана
  • Гайдар Аркадий Петрович - Сказка о бедном старике и гордом бухгалтере
  • Толстой Алексей Константинович - (О переводе)
  • Байрон Джордж Гордон - Стихотворения
  • Островский Александр Николаевич - Гроза.
  • Некрасов Николай Алексеевич - Полька в Париже и в Петербурге
  • Белинский Виссарион Григорьевич - Картина земли для наглядности при преподавании физической географии составленная А. Ф. Постельсом
  • Категория: Книги | Добавил: Ash (10.11.2012)
    Просмотров: 527 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа