Главная » Книги

Страхов Николай Николаевич - Вечерние огни. Собрание неизданных стихотворений А. Фета. Москва, 1883

Страхов Николай Николаевич - Вечерние огни. Собрание неизданных стихотворений А. Фета. Москва, 1883



Н. Н. Страховъ

А. А. ФЕТЪ.

(Русь 1883, 15 дек.)

  
   Замѣтки о Пушкинѣ и другихъ поэтахъ
   К³евъ, 1897
  
   Вечерн³е огни. Собран³е неизданныхъ стихотворен³й А. Фета. Москва, 1883.
  
   Жалко было-бы пропустить безъ всякаго привѣта эту чудесную книжку, вышедшую въ настоящемъ году,- этотъ листокъ чистаго золота, появивш³йся среди мишуры и фольги, и того хлама ломанныхъ гвоздей и ржавыхъ жестяныхъ листовъ, съ которымъ можно и всегда, а особенно теперь, сравнить общую массу литературныхъ явлен³й.
   Вечерн³е огни - чистая поэз³я,- въ томъ смыслѣ, что тутъ ни въ мысли, ни въ образѣ, ни въ самомъ звукѣ нѣтъ никакой примѣси прозы. Это - особая область, и счастливъ тотъ, кому она доступна, и не безъ основан³я сердятся на нее тѣ, кто не можетъ въ нее проникнуть, кому нужны для этого больш³е прозаическ³е подмостки, чья грузная мысль не можетъ двигаться, не опираясь прямо на землю. Больше всего у Фета поразительна именно та легкость, съ которою онъ подымается въ область поэз³и. Эта область у него граничитъ, повидимому, съ самыми обыденными предметами и мыслями. Обыкновенно, онъ не воспѣваетъ жаркихъ чувствъ, отчаянья, восторга, высокихъ мыслей,- всего того, что считается почти непремѣнною принадлежностью поэз³и. Нѣтъ, онъ очень часто останавливается на чемъ-нибудь самомъ простомъ, на первой встрѣтившейся картинѣ природы, на перемѣнахъ дня и ночи, на дождѣ и снѣгѣ, или же на самомъ простомъ движен³и мысли и чувства, и вдругъ магическимъ стихомъ онъ преображаетъ все это въ яркую красоту, въ чистое золото поэз³и. Въ этомъ отношен³и онъ величайш³й чародѣй, несравненный поэтъ; чтобы отдѣлиться отъ земли, ему не нужно никакого прыжка, почти вовсе не нужно усил³я. Оттого-то тому, кто его не понимаетъ, онъ можетъ показаться вычурнымъ и малосодержательнымъ, тогда какъ для понимающаго онъ самый прямой и полный жизни поэтъ. Отъ свободы и легкости творчества зависитъ и тогь радостный и свѣтлый тонъ, то чувство свѣта и покоя, которое слышится въ его поэз³и. Ни воплей и стоновъ, ни крика и хохота здѣсь не слыхать, оттого что все становится музыкой, все преображается въ пѣн³е. Кто доступенъ этому волшебству, тотъ съ изумлен³емъ начинаетъ видѣть - не то, что поэз³я, какъ иные толкуютъ, есть нѣчто чуждое для жизни, а то, что повсюду въ жизни рѣзкая черта отдѣляетъ красоту и прелесть отъ грязи и пошлости.
   Фетъ очень небреженъ. Его стихотворен³я, несмотря на образцовую краткость, свойственную лирикѣ, часто не имѣютъ полной правильности въ постройкѣ, того отвлеченнаго порядка, который такъ помогаетъ прозаическимъ читателямъ. Но этого нашему поэту и не нужно: каждый стихъ у него съ крыльями, каждый сразу подымаетъ насъ въ область поэз³и. Когда онъ скажетъ напримѣръ:
  
   Та трава, что вдали на могилѣ твоей,
   Здѣсь на сердцѣ, чѣмъ старѣ оно, тѣмъ свѣжѣй,-
  
   то эти два стиха производятъ такое-же впечатлѣн³е, какъ цѣлая книга лирики. Тутъ и молодая любовь, и смерть, и долг³е годы, прожитые послѣ этой смерти, и далекая могила, и старое сердце, давно ставшее могилой любимаго существа, могилой вѣчно свѣжей, даже вѣчно свѣжѣющей. Прелесть этого по-Фетовски смѣлаго, но простаго и яснаго образа безподобно выражаетъ нѣжность внушившаго его чувства, безконечную нѣжность, которая съ годами все глубже, все свѣтлѣе, но горитъ, какъ въ первую минуту.
   Не всякому времени дается чувство поэз³и. Фетъ точно чужой среди насъ, и очень хорошо чувствуетъ, что служитъ покинутому толпою божеству:
  
   А я по прежнему смиренный,
   Забытый, брошенный въ тѣни,
   Стою колѣнопреклоненный
   И, красотою умиленный,
   Зажегъ вечерн³е огни.
  
   И это правда: его звуки по прежнему - одно поклонен³е прекрасному, одно чистое золото поэз³и; въ нихъ послышались только, кромѣ прежнихъ, еще новыя, глубок³я и важныя струны.
   Недурно было-бы сказать нашимъ безчисленнымъ стихотворцамъ (ибо имъ конца нѣтъ), что этой книжки Фета имъ слѣдуетъ не выпускать изъ рукъ; при ея помощи, если Аполлонъ пошлетъ имъ наконецъ разумѣн³е, они могли-бы убѣдиться, что и тѣ стихотворен³я, которыя появляются въ печати, и тѣ страшныя груды стиховъ, которыя въ редакц³яхъ постоянно предаются уничтоженгю,- что все это, почти безъ всякаго исключен³я, пишется только по невѣдѣн³ю, то есть потому, что авторы не имѣютъ и понят³я о томъ, что такое настоящ³е стихи.
  

Другие авторы
  • Чехов А. П.
  • Никитин Виктор Никитич
  • Верлен Поль
  • Краснов Платон Николаевич
  • Лукин Владимир Игнатьевич
  • Холодковский Николай Александрович
  • Воронцов-Вельяминов Николай Николаевич
  • Булгаков Федор Ильич
  • Пестов Семен Семенович
  • Кони Анатолий Федорович
  • Другие произведения
  • Добролюбов Николай Александрович - Николай Владимирович Станкевич
  • Дурова Надежда Андреевна - Переписка
  • Щеголев Павел Елисеевич - Любовный быт пушкинской эпохи
  • Ясинский Иероним Иеронимович - Маршал Синяя Борода
  • Гребенка Евгений Павлович - Е. П. Гребенка: краткая справка
  • Дмитриев Михаил Александрович - Заяц и его друзья
  • Амфитеатров Александр Валентинович - Измена
  • Фонвизин Денис Иванович - Переписка Стародума с дедиловским помещиком Дурыкиным
  • Некрасов Николай Алексеевич - Заметки о журналах (1855-1856)
  • Соколов Николай Афанасьевич - Краткая библиография
  • Категория: Книги | Добавил: Ash (10.11.2012)
    Просмотров: 449 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа