Главная » Книги

Ростиславов Александр Александрович - Золотое Руно

Ростиславов Александр Александрович - Золотое Руно


  

"Золотое Руно"

  
   "Аполлонъ", No 9, 1910
  
   Одинъ за другимъ прекращаютъ существован³е наши настоящ³е художественные журналы. Недавно угасло послѣ четырехлѣтняго существован³я "Золотое Руно". И все-таки потребность въ подобныхъ издан³яхъ назрѣла, чѣмъ и объясняется ихъ непрерывное возникновен³е! Съ внѣшней стороны они фатально обречены на неуспѣхъ, такъ какъ всегда стоятъ выше уровня большой публики. Они встрѣчаются враждебно и общей печатью и толпою, они высмѣиваются, и въ то же время ими, несомнѣнно, интересуются, ихъ разсматриваютъ, съ ними считаются. Внимательная враждебность - залогъ возникающаго интереса. Сила истиннаго художества такова, что дѣйствуетъ облагораживающе помимо воли и сознан³я. Въ самомъ фактѣ существован³я нашихъ передовыхъ издан³й" ихъ крупная заслуга, помимо ихъ боевой роли. Велика заслуга и меценатства, безъ участ³я котораго, вѣроятно, еще долго будутъ невозможны подобныя издан³я. Весь ансамбль, даже техническое совершенство, специфически-художническая заботливость о внѣшности, столь все еще у насъ новая, можетъ быть, не менѣе важны, чѣмъ текстъ, содержан³е, направлен³е, ибо убѣдительно и непосредственно говорятъ о благородствѣ художества.
   Могутъ быть несовершенны достижен³я, слишкомъ подчеркнуто эпатирован³е средней публики, ошибочны детали, но не ошибочно въ подобныхъ издан³яхъ главное - подлинный духъ искусства, который ихъ проникаетъ.
   "Золотое Руно", появившись въ 1906 году, въ разгаръ крупныхъ политическихъ событ³й, когда обществу, какъ у насъ принято думать, бываетъ "не до искусства", въ первомъ номерѣ заявило слишкомъ широкую и общую программу, развернуло знамя, богато даже золотомъ украшенное, но не вполнѣ опредѣленнаго рисунка. Въ составѣ сотрудниковъ сказывалось наслѣд³е "М³ра Искусства", передовыхъ художественныхъ и философскихъ издан³й. Неудобный форматъ, не всегда хорошаго вкуса, золото - роскошь мѣстами въ печатан³и даже текста, параллельный французск³й текстъ - все это было не вполнѣ удачно, но самая внимательная заботливость объ усовершенствован³и и большей строгости художественной внѣшности началась чуть ли не съ первыхъ номеровъ и привела къ несомнѣнной художественности издан³я послѣднихъ лѣтъ.
   О чисто-художественной сторонѣ издан³я, думается, не можетъ быть двухъ мнѣн³й. Наиболѣе талантливые художники съ установившейся уже репутац³ей, талантливая молодежь приняли дѣятельное участ³е въ журналѣ. Художественныя иллюстрац³и, виньетки, заставки и пр., появивш³яся у насъ только съ появлен³емъ "М³ра Искусства", помимо прекрасныхъ графиковъ этого журнала, своеобразно разрабатывались еще цѣлымъ рядомъ молодыхъ художниковъ, отчасти впервые выступившихъ въ "Золотомъ Рунѣ", каковы, напр., Крымовъ, П. Кузнецовъ, Лар³оновъ, В. Мил³оти, Сапуновъ, Уткинъ, Ульяновъ и др. Огромное количество тщательныхъ репродукц³й и притомъ часто въ краскахъ дало богатую галерею снимковъ съ картинъ и произведен³й русскихъ и иностранныхъ мастеровъ, а также - народнаго искусства, причемъ нерѣдко цѣлые номера посвящались отдѣльнымъ художникамъ или воспроизведен³ю мало извѣстныхъ у насъ образцовъ своеобразнаго чужеземнаго творчества. Укажу, напр., на интереснѣйш³е снимки подъ общимъ назван³емъ "Староперсидское искусство" въ 3-4 номерахъ за 1908 г. Наконецъ, была дана поистинѣ превосходная коллекц³я портретовъ факсимиле литераторовъ и художественныхъ дѣятелей работы наиболѣе выдающихся художниковъ.
   Не буду касаться чисто литературной стороны издан³я, произведен³й стиха и прозы, среди которыхъ въ продолжен³е 4 лѣтъ было немало выдающихся, подписанныхъ извѣстными именами. Журналъ носилъ боевой передовой характеръ, но нельзя сказать, чтобы физ³оном³я его была ярка и опредѣленна.
   Четыре года существован³я "Золотого Руна" были очень бурными: часто мѣнялся составъ редакц³и, афишированно уходили и иногда возвращались назадъ сотрудники... Уже очень скоро выразилась тенденц³я отмежеваться отъ "М³ра Искусства", стремлен³е "пересмотрѣть основы эстетическаго м³ровоззрѣн³я", внести новую идейность. Но переходъ отъ импресс³онизма къ символизму и къ новой идейности оказался не по силамъ руководителямъ журнала.
   Крупная эпоха перелома въ характерѣ русской живописи, выразившаяся дѣятельностью "М³ра Искусства", слишкомъ еще близка. Произошла неизбѣжная перспективная ошибка. Странно сводить роль "М³ра Искусства" къ формулѣ "эстетизма" и "историзма", когда главный путь былъ въ теоретическомъ установлен³и самобытныхъ основъ живописи, продолжающемся и понынѣ. Отсюда уже рядъ детальныхъ ошибокъ, узкопарт³йная, почти личная несправедливость, приведшая въ прошломъ году къ уходу цѣлаго ряда крупныхъ художниковъ и писателей изъ состава сотрудниковъ "Золотого Руна" и выразившаяся особенно по отношен³ю къ одному изъ главныхъ дѣятелей "М³ра Искусства2, Александру Бенуа. Перепечатан³е, напримѣръ, въ послѣднемъ No журнала извѣстнаго "подпольнаго листка", какъ его называли, напечатаннаго какимъ-то самозваннымъ представителемъ "молодежи", едва ли извинительно: художественный журналъ долженъ быть выше и шире, допустимъ даже, искренней и страстной парт³йности въ оцѣнкѣ такихъ крупныхъ художественныхъ дѣятелей, какъ Александръ Бенуа, именно современное значен³е котораго, думается, подчеркивается недавними нападками на него съ разныхъ сторонъ.
   "Золотое Руно2 возникло въ эпоху общаго, еще длящагося великаго поворота въ развит³и искусства,а потому его обособленная теоретичность не кажется обоснованной и ярко опредѣленной.
   Но боевая передовая дѣятельность журнала была нужна и во многомъ почтенна. Самый первый No былъ посвященъ Врубелю. Врубель и Борисовъ-Мусатовъ съ самаго начала были совершенно правильно признаны источниками новѣйшихъ течен³й и развѣтвлен³й въ нашей живописи. Въ сильной степени, благодаря журналу, были выяснены физ³оном³и нѣкоторыхъ нашихъ молодыхъ, талантливыхъ художниковъ.
   И, что особенно важно, было удѣлено огромное вниман³е новѣйшей иностранной, главнымъ образомъ французской живописи. Помимо многочисленныхъ репродукц³й, статей русскихъ авторовъ, укажу на рядъ очень интересныхъ статей, писемъ и замѣтокъ такихъ авторовъ, какъ Морисъ Дени, Матиссъ, Шарль Морисъ, Гогенъ, Ван-Гогъ и др. Дѣятельность журнала иллюстрировалась и устраивавшимися имъ выставками, изъ которыхъ особенно замѣчательны выставка 1908 г., представленная въ многочисленныхъ репродукц³яхъ въ 7-9 номерахъ журнала за этотъ же годъ, и выставка 1909 г. Здѣсь впервые русская публика могла познакомиться съ хорошо подобранными произведен³ями новѣйшихъ французскихъ художниковъ и могла дѣлать интересныя параллели и сравнен³я съ образцами новѣйшей русской живописи.
   Насколько "Золотое Руно" исполнило свою мисс³ю, насколько эта мисс³я была важна и опредѣленна, рѣшить вполнѣ - дѣло будущаго.
   Но подобныя издан³я, хотя бы только при наличной высотѣ ихъ художественнаго уровня, необходимы и, какъ я сказалъ, своевременны, несмотря на матер³альный неуспѣхъ. Жалобы на преждевременное прекращен³е, на равнодуш³е публики безполезны. Подобныя издан³я всегда были, будутъ и должны быть шапками не по Сенькѣ. Отсутств³е оппортунизма компромиссовъ - ихъ привлекательная и въ то же время естественная черта. Но, можетъ быть, главная ихъ мисс³я не въ опредѣленной теоретичности и не въ парт³йности, а въ томъ, чтобы художественно отражать и выявлять развит³е современнаго сложнѣйшаго искусства, показывать безконечныя развѣтвлен³я - благодаря недавнему торжеству индивидуализма - его задачъ.

А. Ростиславовъ.


Категория: Книги | Добавил: Ash (10.11.2012)
Просмотров: 462 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа