Главная » Книги

Некрасов Николай Алексеевич - Мозаисты. Сочинение Ж. Занда

Некрасов Николай Алексеевич - Мозаисты. Сочинение Ж. Занда


  

Н. А. Некрасов

Мозаисты. Сочинение Ж. Занда

  
   Н. А. Некрасов. Полное собрание сочинений и писем в пятнадцати томах
   Критика. Публицистика. Письма. Тома 11-15
   Том одиннадцатый. Книга первая. Критика. Публицистика (1840-1849)
   Л., Наука, 1989
   OCR Бычков М.Н.

Мозаисты. Сочинение Ж. Занда. Перевел Михаил Р*.

СПб., 1841.

  
   "Когда печальный северный ветер дует около старых елей наших, когда журавль во время утренней молитвы нашей, с которою встречаем мы тусклый и печальный рассвет, испускает свои отвратительные, тоску наводящие крики, могу ли я думать о чем другом, кроме убийства и крови? Большие зеленые привидения пляшут около лампы моей, изливающей свой слабый блеск, и я с беспокойством встаю, чтобы отыскать их" и проч. (см. "Предисловие", стр. 5 и 6).
  
   Точно, точно, почтенная баронесса, в такую ужасную погоду порядочной женщине больше нечего делать, как вязать чулок или думать об убийстве и крови, если нет охоты пуститься плясать вместе с большими зелеными привидениями. Не правда ли, читательницы?
   Прочитав начало поразительно нелепого предисловия г-жи Дюдеван, я с восхищением начал читать "Мозаистов", думая на каждой строке встретить раздирающие картины убийства и полные реки крови, - я до таких вещей страстный охотник. Читаю первую страницу - ничего; вторую, третью, четвертую, полкниги - даже не пахнет кровью! С стесненным сердцем продолжаю читать, всё еще утешаясь надеждою, что буду вознагражден сторицею; дочитываю - ив глазах у меня темнеет, книга летит под стол... Ужас, испуг, гнев, недоумение, удивление овладевают мною. Ни одного убийства, ни одного стакана крови. Мне страшно стало за г-жу Дюдеван: не помешалась ли она? Не клевета ли на ее славу эта книга? Долго я искал разгадки моему недоумению и наконец нашел ее. Впопыхах я не дочитал предисловия, в котором сказано, что "Мозаисты" писаны совсем не в такую погоду, в которую баронесса видит зеленые привидения и думает только об убийстве и крови, а "во время прекрасных летних ночей, при ясном свете луны" и пр.
   К чести летних ночей должно сказать, что "Мозаисты" довольно подробная (не знаю, верная ли?) картина нравов венецианских художников, хотя до чрезвычайности сухая и утомительная по однообразности и бедности содержания, которое всё состоит из вражды двух школ мозаистов - школы Цуккато и школы Бианкино. Цуккаты - артисты благородные и гениальные; Бианкины - подлецы. По их ложному доносу Цуккатов преследуют и сажают в тюрьму; но правда наконец торжествует, их освобождают; а Бианкины - порок - подвергаются достойному наказанию. И это мы читаем у г-жи Дюдеван! Господи! светопреставление приближается!
   Перевод хорош.
  
  

КОММЕНТАРИИ

  
   Печатается по тексту первой публикации.
   Впервые опубликовано: ЛГ, 1841, 15 мая, No 52, с. 208, без подписи.
   В собрание сочинений впервые включено: ПСС, т. IX.
   Автограф не найден.
  
   Авторство Некрасова указано В. П. Горленко.
   Жорж Санд (Занд) - литературный псевдоним Авроры Дюпен, в замужестве Дюдеван (1804-1876). Страстная пропагандистка идей социализма и эмансипации женщины, "Иоанна д'Арк нашего времени" (Белинский, т. XII, с. 115), Жорж Санд в 1840-е гг. приобретает исключительную популярность в России. Ее влияние испытали на себе Достоевский, Салтыков-Щедрин, Тургенев, Герцен, Островский, Григорович, Писемский, Чернышевский, Дружинин, Анненков, Ап. Григорьев и др. (см. об этом: Скафтымов А. П. Чернышевский и Жорж Санд. - В кн.: Скафтымов А. П. Нравственные искания русских писателей. М., 1972, с. 218-249; ср.: Жданов В. Некрасов и зарубежная литература. - Иностр. лит., 1971, No 12, с. 195). С упреками Жорж Санд в "безнравственности" выступали такие органы, как "Библиотека для чтения" О. И. Сенковского и "Северная пчела" Ф. В. Булгарина.
   Горячим поклонником Жорж Санд в середине, а может быть, уже в первой половине 1840-х гг. станет Некрасов (ср. его более поздние статьи - рецензию на "Путевые заметки" А. Я. Марченко и "Заметки о журналах за июль месяц 1855 года": наст. том, кн. 2, с. 28, 147, а также: Панаев, с. 248). Комментируемая рецензия свидетельствует, что в начале 1840-х гг. характерное для Некрасова отношение к этой писательнице еще не сложилось. Ср. ниже упоминание о Жорж Санд в статье о Поль де Коке (наст, кн., с. 52).
   С. 10. "Когда печальный северный ветер ~ чтобы отыскать их". - Цитируется начало романа Жорж Санд с разночтением: "и я с беспокойством встаю, чтобы отыскать их" вместо "и я в беспокойстве встаю, чтобы отогнать их от твоей постели".
   С. 11. Перевод хорош. - Переводчик романа не установлен.
  

Другие авторы
  • Южаков Сергей Николаевич
  • Бенитцкий Александр Петрович
  • Виланд Христоф Мартин
  • Чехов Антон Павлович
  • Индийская_литература
  • Опочинин Евгений Николаевич
  • Вяземский Павел Петрович
  • Гусев-Оренбургский Сергей Иванович
  • Ганзен Анна Васильевна
  • Дитмар Фон Айст
  • Другие произведения
  • Анненский Иннокентий Федорович - Е.В.Ермилова. Поэзия Иннокентия Анненского
  • Пименова Эмилия Кирилловна - Эро де Сешель - творец французской конституции 1793 г.
  • Андреев Леонид Николаевич - Ночной разговор
  • Эберс Георг - Император
  • Иванов-Классик Алексей Федорович - Царство дворников
  • Иванов Вячеслав Иванович - Автобиография
  • Короленко Владимир Галактионович - Цензорский отзыв о рассказах В. Г. Короленко
  • Мошин Алексей Николаевич - Диана
  • Гиппиус Зинаида Николаевна - На парижских улицах запахло порохом
  • Бакунин Михаил Александрович - Государственность и анархия
  • Категория: Книги | Добавил: Ash (10.11.2012)
    Просмотров: 182 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа