Главная » Книги

Лукомский Георгий Крескентьевич - Архитектурная летопись

Лукомский Георгий Крескентьевич - Архитектурная летопись


  
  

АРХИТЕКТУРНАЯ ЛѢТОПИСЬ

  
   "Аполлонъ", No 11, 1910
  

1. ПЕТЕРБУРГЪ

  
   Оканчивающ³йся строительный сезонъ не оставитъ намъ построекъ, дѣйствительно цѣнныхъ въ художественномъ отношен³и. Изъ отдѣльныхъ здан³й, претендующихъ на нѣкоторую идейную цѣльность, можно упомянуть домъ-особнякъ на Каменно-островскомъ проспектѣ, построенный архитекторомъ М. Лялевичемъ, хотя строгая выработанность его фасадовъ не восторгаетъ. Не плохой въ пропорц³яхъ и деталяхъ, но мрачный въ тонѣ, особнякъ почему то напоминаетъ только лучш³я "академическ³я" композиц³и.
   Боковая входная лодж³а, украшенная д³агональными кэссонами, испорчена двернымъ отверст³емъ, помѣщеннымъ сбоку. Непр³ятны пропорц³и рамъ. Очень сухи орнаментальныя украшен³я. Надо отдать должное въ общемъ благородному характеру пр³ема, но въ наше время, вслѣдств³е богатаго накопившагося матер³ала, не такъ ужъ трудно (вспомнимъ только многочисленные, вполнѣ стильные, новые готическ³е и романск³е костелы Варшавы, К³ева, еврейскую синагогу, мечети, дворцы нашихъ набережныхъ и т. п.) само по себѣ достижен³е только "стиля"; важно его пониман³е и самое выполнен³е. При общемъ устремлен³и зодчества къ классическимъ основамъ, въ самомъ широкомъ смыслѣ слова (ранн³й ренессансъ, Паллад³о, французск³е зодч³е конца XVII и начала XVIII вѣка, ампиръ), при появлен³и такихъ chef d'oeuvre'овъ "ретроспективнаго" строительства, какъ дворцы и усадьбы арх. Жолтовскаго въ Москвѣ,- когда мы видимъ мощныя, почти фантастическ³я композиц³и И. Фомина, тонк³я работы Щуко и умѣло разработанные проэкты М. Перетятковича,- требован³я, предъявляемыя къ нововоздвигаемымъ сооружен³ямъ, должны быть, конечно, увеличены по сравнен³ю съ тѣми, которыя примѣнялись въ эпоху особняковъ Кшесинской, Набокова (Морская ул.) и др.
   Заканчивающ³йся по проэкту арх. М. Лялевича на Невскомъ проспектѣ "Сибирск³й Банкъ", кажется, обѣщаетъ быть интереснѣе его особняка, хотя онъ не выдѣлится своимъ фасадомъ изъ типа, начинающаго входить въ моду въ Петербургѣ со времени банковъ арх. Лидваля, отличающихся треугольными плоскими фронтонами, какими то нѣмецко-ампирными "дубовыми" формами въ деталяхъ и общею "приличностью" композиц³и. Постройка банковъ (въ будущемъ еще возникнутъ банки "Юнкера" - арх. Ванъ-деръ-Гюхтъ, "Вавельберга" - арх. М. Перетятковичъ, "Международнаго") и доходныхъ домовъ - стала окончательно характерной для петербургскаго строительства начала XX столѣт³я...
   Потомки увидятъ мало сооружен³й нашего времени монументальнаго характера, кромѣ музеевъ, въ большинствѣ случаевъ неудачныхъ (Суворовск³й, Московск³й Императора Александра III), да исключительно плохихъ памятниковъ "великимъ людямъ".
   Строительство этихъ послѣднихъ, несмотря на всѣ протесты въ прессѣ и доводы авторитетовъ самыхъ различныхъ парт³й, убѣжден³й и вкусовъ (статьи Моклэра, С. Маковскаго въ "Городскомъ Дѣлѣ", корреспонденц³и въ "Новомъ Времени" В. Розанова изъ Наугейма и В. Крымова изъ Люцерна, замѣтки П. Перцова, статьи В. Курбатова и друг. въ "Зодчемъ") - принимаетъ рѣшительно эпидемическ³й характеръ: почти каждый мѣсяцъ объявляется новый конкурсъ, возвѣщаются новые проекты. И это во время полнаго упадка въ Росс³и скульптурнаго творчества вообще, во время потеряннаго умѣн³я "олицетворять", въ переходное время переоцѣнокъ! И Петербургъ показываетъ дурной примѣръ провинц³и.
   Воздвигнутый въ Костромѣ музей въ память царствован³я дома Романовыхъ - отличается исключительной бездарностью и шаблонностью пониман³я русскаго стиля; тамъ же предположена на берегу рѣки постановка монумента, который "долженъ ясно (?) выражать 300-лѣт³е дома Романовыхъ".
   Читатели "Аполлона" знаютъ о печальномъ концѣ 1-го конкурса памятника Александра II въ Петербургѣ, обнаружившаго всю безпомощность нашихъ скульпторовъ, знаютъ и о конкурсахъ въ К³евѣ и т. д.
   Удачнѣе - декоративная скульптура на здан³яхъ магазиновъ и доходныхъ домовъ, она ближе современному не глубокомысленному, не идейному скульптору, проще - плоскостными задачами: мы знаемъ удачные примѣры работъ Матвѣева, Кузнецова, Козельскаго. Изъ новыхъ доходныхъ домовъ все еще оставляетъ въ пр³ятномъ ожидан³и домъ (уже начата облицовка), строющ³йся архитекторомъ В. А. Щуко, на Каменноостровскомъ проспектѣ. Здѣсь же строются около десятка доходныхъ домовъ, все больше въ "стилѣ Лидваля", т. е. въ стилѣ шведско-германскихъ формъ "классическаго модерна", дающаго очень удобный планъ и безпокойную внѣшнюю обработку, которая идетъ, впрочемъ, къ этой полузагородной улицѣ, обѣщающей со временемъ быть довольно цѣльной въ общемъ архитектурномъ типѣ. Уродливый во всѣхъ отношен³яхъ новый домъ на Невскомъ проспектѣ (противъ Троицкой улицы) заставляетъ еще разъ изумляться снисходительности нашихъ комисс³й и всѣхъ инстанц³й, черезъ которыя долженъ пройти проектъ каждаго сооружен³я на Невскомъ проспектѣ. Имя строителя этого дома должно-бы сдѣлаться нарицательнымъ, а участ³е его въ обществахъ архитекторовъ изъято, вродѣ изъят³я изъ числа членовъ реставратора собора Спаса на Нередицѣ... Быстро очень возведена церковь въ память убитыхъ воиновъ японской войны, сооружаемая близъ Новаго Адмиралтейства въ стилѣ русскаго (Владим³ро-Суздальскаго пер³ода) зодчества, такъ мало гармонирующаго по существу со всѣмъ скомпановавшимся пейзажемъ набережной Невы. Лишь отдаленно и совершенно случайно согласуются полукруглыя формы металлическихъ полукуполовъ абсидъ со здан³ями завода, ремонтирующимися крейсерами и пароходами...
   Въ смыслѣ сочетан³я съ окружающимъ архитектурнымъ пейзажемъ особенно губительно новое, впрочемъ, не плохое по композиц³и, здан³е roller rink'а, на Марсовомъ полѣ. Вообще, разные "роллинги" и скэтинги, съ кинематографами и ресторанами, являя плодъ новой культуры (въ Берлинѣ воздвигнуты гранд³озные Palais de la glace), и у насъ за послѣдн³е два года получили преобладающее значен³е, по сравнен³ю съ другими развлечен³ями. Но вотъ что странно. Казалось бы, давая полный просторъ фантаз³и и вкусамъ архитектора, постройки этого рода должны бы были имѣть самостоятельную физ³оном³ю, вытекающую изъ своего новаго полу-спортивнаго, полу-увеселительнаго назначен³я. На самомъ дѣлѣ, воздвигаемый гранд³озный по размѣрамъ roller rink на Каменноостровскомъ проспектѣ - только формой, но не отдѣлкою производитъ впечатлѣн³е, а другой болѣе "классическ³й" скэтингъ на Марсовомъ полѣ,какъ ни старался строитель его, арх. Е. Шретеръ, придать ему внѣшность, близкую по духу къ окружающимъ постройкамъ (дворецъ В. Кн. Константина Константиновича, казармы Л.-Гв. Павловскаго полка),- все же нарушаетъ строг³я лин³и пейзажа какъ разъ въ этомъ углу Царицына Луга и, заслоняя хорош³я постройки, придаетъ Петербургу тотъ "провинц³альный" видъ, который такъ отличаетъ наши города отъ европейскихъ. Хуже всего, что здѣсь получается даже не "аз³атчина", въ смыслѣ смѣшанности стилей, колоритной остроты и т. д. Аз³атчина сама по себѣ можетъ быть интересной. Нѣтъ, здѣсь именно - губительная "провинц³альщина". Вмѣсто прямыхъ, стройныхъ лин³й "партернаго" характера, вмѣсто газона, статуй и фонтановъ, которые приблизили бы это мѣсто нашей столицы по виду хотя бы къ площади передъ Лувромъ - какое случайное и безвкусное нагроможден³е "Уран³й", палатокъ, "Севастополей" и т. п. учрежден³й.
   И вѣдь не то, чтобы не было пониман³я. Соглашаются съ ненормальностью такого положен³я, пишутъ статьи. Даже въ "Новомъ Времени", No 12407, помѣщена статья о пренебрежен³и горожанами красотою ихъ города, который долженъ бы быть почти такъ же дорогъ каждому, какъ собственный домъ. Но вотъ, гдѣ то, кѣмъ то выдаются разрѣшен³я, и городъ засоряется. Вѣдь, не считая двухъ трехъ ненужныхъ садовъ, "цвѣточныхъ" скверовъ, да порчи мостовъ,- что сдѣлано Городской Думой къ непосредственному украшен³ю столицы за послѣдн³я 20-30 лѣтъ?
   Испорченъ перестройкой не одинъ мостъ; уничтожена навсегда возможность создан³я изъ петровской набережной одного изъ наиболѣе красивыхъ мѣстъ столицы - постройкою петровскаго училища; безтолково разставлено много всякихъ безобразныхъ к³осковъ, будокъ, и начата какая-то случайная обсадка набережныхъ деревцами...
   Какъ исключен³е изъ этого приблизительнаго перечня "украшен³й", приходится отмѣтить только - срубку исаак³евскаго сквера, что дало, наконецъ, возможность любоваться на разстоян³и цѣлымъ фасадомъ собора, за послѣднее время все больше начинающаго нравиться своею строгою правильностью и холодною классичностью. Изъ предполагаемыхъ гранд³озныхъ перестроекъ интересенъ заказъ, данный пр. Померанцеву - увеличен³е здан³я Николаевскаго вокзала. Предположенный къ сохранен³ю въ своемъ внѣшнемъ видѣ (стиль его уже признанъ заслуживающимъ обереган³я, какъ характеризующ³й эту эпоху Николаевскаго царствован³я) - вокзалъ будетъ особенно увеличенъ и богато разработанъ въ частяхъ, предназначенныхъ для залъ I и II классовъ. Пора и намъ, наконецъ, имѣть дѣйствительно обширный и приличный вокзалъ. Вѣдь вокзалъ Московско-Рыбинской дороги не можетъ считаться удачнымъ.
   Перестраивается Сѣверная гостинница (арх. О. Мунцъ); пишетъ интересные панно худ. Шарлемань. Строительство гостиницъ у насъ также въ высшей степени неудачно. Вотъ уже сколько лѣтъ пустое пространство на Михайловской площади ждетъ смѣлыхъ предпринимателей; снесенъ Hôtel d'Angleterre, и ничего не строится на его мѣстѣ - пока пр³ѣзжаюшихъ обслуживаетъ единственная гостинница, которая можетъ быть признана достойной такого города, какъ Петербургъ, - "Европейская"; всѣ остальныя - убоги, не скомпанованы, стары. Отдѣлка Европейской гостинницы, произведенная годъ тому назадъ арх. Лидвалемъ и Щуко, страдая нѣкоторою позаимствованностью и наноснымъ вкусомъ (новыхъ нѣмецкихъ декоративно-архитектурныхъ формъ), однако, красива, благородно богата и заслуживаетъ похвалы. Повидимому, нельзя будетъ этого сказать по поводу перестроекъ - одного дворца подъ здан³е Palace Theatre'а и дома Палицына подъ "Casino". Здѣсь воцарится пошлая "роскошь". Для украшен³я фасада Русскаго выставочнаго павильона въ Римѣ, на международной выставкѣ искусствъ, рѣшено поставить два слѣпка съ крупныхъ декоративныхъ скульптурныхъ группъ Демута-Малиновскаго и С. Пименова, находящихся у портика Горнаго Института. При осмотрѣ этихъ двухъ группъ Комисар³атомъ совмѣстно съ профессорами скульптуры В. А. Беклемишевымъ и Г. Залеманомъ обнаружилось, что группы эти до такой степени пострадали отъ времени, многократной неумѣлой окраски и починокъ, что постановка слѣпковъ съ нихъ на фасадъ выставочнаго павильона возможна лишь послѣ серьезной реставрац³и слѣпковъ. Заказана такимъ образомъ формовка и отливка двухъ экземпляровъ этихъ группъ, и, затѣмъ послѣ реставрац³и ихъ,- отливка изъ гипса уже исправленныхъ экземпляровъ для посылки въ Римъ и постановки на фасадъ выставочнаго павильона.
   Даже такихъ критиковъ, какъ Н. Кравченко (значитъ, и его читателей), стали занимать вопросы окраски нашихъ старыхъ здан³й. По этому поводу появилась небольшая замѣтка И. Фомина въ No 79 "Старыхъ Годовъ". Хочется сказать еще нѣсколько словъ: правда, слабо взята сила голубого тона армянской церкви; правда - плохъ сѣрой тонъ, замазавш³й скульптурныя украшен³я Инженернаго замка, но это частности. Важнѣе общая картина. За правило надо принять, что въ Петербургѣ, при тускломъ небѣ и туманномъ воздухѣ, гораздо рельефнѣе выдѣляются здан³я, окрашенныя въ свѣтлый тонъ. Посмотрите, какъ мерцаютъ бѣлые барельефы Александринскаго театра даже хмурой осенью, какъ свѣтятся желтые, свѣтло-сѣрые фасады Адмиралтейства, Биржи - въ бѣлыя ночи, на перламутровомъ небѣ, исчезая въ дымкѣ, и съ другой стороны - какъ грузно подымаются темные фасады домовъ хотя бы между двумя крылами Адмиралтейства, выходящими на Неву,- тогда вы увидите сразу, отъ чего во многомъ зависитъ красивость свѣтлой разнотонной окраски петербургскихъ здан³й.
  

2. MOCKBA

  
   "Классическ³я" течен³я въ архитектурѣ, смѣнили собой извилисто безпокойныя, "темпераментныя" и полныя "ухарскаго" разгула модернистическ³я устремлен³я архитекторовъ, въ родѣ Кекушева, и опрощенныя, съ блестящими стѣнами изъ облицовочнаго желтаго кирпича, строительные идеалы архитекторовъ въ родѣ Фр. Шехтеля.
   Это утѣшительно. Хотя для экклектической и всегда (во всѣ эпохи) въ очень сильно подчеркнутыхъ формахъ выражавшей свои вкусы Москвы - всяческое "ухарство" терпимѣе, чѣмъ въ другомъ городѣ.
   Но и въ этомъ направлен³и выискиван³я строгихъ идеальныхъ пропорц³й и перевоплощен³й старыхъ стилей - есть отрицательныя стороны. Прежде всего - атрофирован³е фантаз³и и уменьшен³е дѣятельности строителя. Заказчики заставляютъ зодчаго копировать произведен³я старины - особенно внутренняго убранства. Кромѣ того, это течен³е не гарантируетъ и появлен³я скверныхъ построекъ, показывающихъ пустое, ложное пониман³е стиля или дурное его выполнен³е.
   Постройки архитектора Жолтовскаго (о которыхъ на страницахъ "Аполлона" будетъ помѣщена спец³альная статья) во всѣхъ отношен³яхъ образцовы и тѣмъ болѣе оттѣняютъ вульгаризац³ю, профанирующую благородные основы "ампира" (неудачный особнякъ въ Мертвомъ переулкѣ, плохой доходный домъ, напоминающ³й ампирныя рамки изъ поддѣльнаго малахита,- на Большой Дмитровкѣ). Исключительно плохъ по исполнен³ю новый домъ Московскаго Купеческаго Собран³я на Малой Дмитровкѣ.
   Здѣсь классика подправлена "новымъ стилемъ", и получилось французское вульгарное "изящество" (во Франц³и наблюдается за послѣдн³я 10-15 лѣтъ полный упадокъ архитектурной мысли, концепц³и, выполнен³я - въ противоположность германскимъ завоеван³ямъ, особенно въ прикладномъ художествѣ). Терпима колоннада, но вѣночки съ головками, треножные жертвенники, баллюстрада выступающихъ балконовъ надъ вестибюлемъ, ненужныя украшен³я подъ окнами - обличаютъ попросту дурной вкусъ, скверный примѣръ позаимствован³я изъ издан³й французской École des Beaux Arts. На площади передъ Храмомъ Христа заканчиваются работы по постановкѣ памятника Александру III (руководитель работъ профессоръ Померанцевъ). Здѣсь же, напротивъ, предположена постройка музея въ память 1812 года - мѣсто пока окончательно не установлено. По этому поводу идетъ полемика, боятся закрыть видъ на Соборъ, но хотятъ на видномъ мѣстѣ поставить и музей.
   Предположена также въ честь Бородинской битвы постройка моста черезъ Москву-рѣку, причемъ тоже выражена желательность спроектирован³я его въ стилѣ "ампира".
   Подъ руководствомъ архитектора H. C. Курдюкова ведутся работы по расширен³ю Третьяковской галереи. Имъ же строится домъ - пр³ютъ для вдовъ и сиротъ русскихъ художниковъ имени H. M. Третьякова, закладка котораго происходила 8 сентября с. г.
  

3. К²ЕВЪ

  
   Воздвигнуто за истекш³й строительный сезонъ немало новыхъ построекъ; - доходныхъ домовъ, конечно, больше всего. Совсѣмъ нѣтъ - примѣчательныхъ въ художественномъ отношен³и, и это знаменуетъ полный упадокъ строительнаго творчества въ провинц³и. Очевидно: - кромѣ небольшого ядра талантливыхъ зодчихъ въ столицахъ, нѣтъ пока подающихъ надеждъ строителей (въ провинц³и). Поэтому безусловно слѣдуетъ приглашать туда, для болѣе или менѣе отвѣтственныхъ сооружен³й архитекторовъ изъ С.Петербурга и Москвы.
   Иначе - дурной примѣръ налицо. Въ К³евѣ воздвигнуто домашними средствами (имена - Богъ съ ними) у Царскаго сада, близъ музея, большое здан³е Публичной библ³отеки - и оно не послужитъ къ украшен³ю города; рядомъ съ ней даже только "приличное" здан³е музея въ Греческомъ стилѣ (несмотря на бутафорскую скульптуру) кажется благороднымъ; новая библ³отека не на много отличится по своему виду отъ сосѣдняго Купеческаго Собран³я.
   Есть пошлость "академическаго" привкуса въ самомъ строительномъ пр³емѣ - испорченнаго французскаго Louis XVI. Избитый "Pavillon" - 3 окна съ полуколоннами и арочками, связанными вверху "замками" изъ аканта, скверныхъ пропорц³й и дурного рисунка, нудная убогость украшен³я пальмовыми вѣтками - въ углахъ, между этими полуциркульными арками оконъ и пилястрами; прямо варварски нарисованы ²оническ³я капители, волютамъ которыхъ - нѣтъ мѣста для свободнаго, плавнаго размаха, и еще болѣе отвратительно вытесаны балясины баллюстрады. Вся композиц³я - выступающая часть зала сбоку и значительно ниже опущеная остальная часть здан³я - хуже любой средней "программы" ученика изъ класса композиц³и Академ³и Художествъ.
   А вѣдь, есть у насъ зодч³е которые достойно могли бы справиться съ этой задачей. (Если бы былъ объявленъ конкурсъ - дѣлу бы онъ не помогъ: извѣстенъ примѣръ постройки костела въ К³евѣ,- первая прем³я конкурса была отдана мѣстному архитектору, который дурнымъ выполнен³емъ готики изъ бетонныхъ массивовъ окончательно убилъ все обаян³е стиля). Но этихъ зодчихъ или не знаютъ въ провинц³и, или умышленно замалчиваютъ.
   Пора же, наконецъ, правительству, Академ³и Художествъ и архитектурнымъ обществамъ обратить вниман³е и на провинц³альную архитектуру, и не только въ смыслѣ "вандализмовъ", но и въ смыслѣ самостоятельнаго, новаго "творчества" господъ гражданскихъ инженеровъ.

Г. Лукомск³й.

  

Категория: Книги | Добавил: Ash (10.11.2012)
Просмотров: 505 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа