Главная » Книги

Каченовский Михаил Трофимович - О предрассудках

Каченовский Михаил Трофимович - О предрассудках


  

О предразсудкахъ.

  
   Много было писано и говорено противъ господствующихъ предразсудковъ. Утверждали, что всякой предразсудокъ есть заблужден³е, и что чѣмъ будутъ просвѣщеиные люди, тѣмъ менѣе останется предразсудковъ. Странное умствован³е! Хотѣть управлять людьми, какъ смирными овцами, снявши съ нихъ узы, которыя не дозволяютъ имъ быть свирѣпыми тиграми!
   Не спорю, что есть предразсудки жалости достойные, смѣшные и даже пагубные. Не спорю, что благотворная философ³я освободила насъ отъ многихъ суевѣрныхъ ужасовъ, которые претворяли человѣка въ несмысленное животное, что она разгнала призраки очарован³й, колдуновъ, мертвецовъ и астролог³и; что наконецъ смягчила наши нравы, приучила насъ къ упражнен³ю въ полезныхъ изслѣдован³яхъ, изъяснила намъ права наши и обязанности. Такъ, философ³я оказала велик³я благодѣян³я роду человѣческому, расторгши оковы невѣжества и суевѣр³я: но философы на семъ не остановились; будто бы желая истребить предразсудки, они вздумали доискиваться до самыхъ началъ, такъ называемыхъ, гражданскихъ правъ нашихъ священнѣйшихъ должностей, сокровеннѣйшихъ чувствован³й сердца. Хорошо ли они сдѣлали? успѣли ли они въ своемъ предпр³ят³и? Достойны ли они друзьями нашими называться?
   Кто усомнился бы отвѣчашь на с³и вопросы отрицательно, тотъ конечно вооружилъ бы противъ себя цѣлую Европу. Она сказала бы ему: "Разсмотри, что происходило во всѣхъ странахъ, гдѣ принимались все испытывать, все раздроблять, изслѣдывать все, начиная отъ м³рскихъ наукъ до учен³я вѣры, отъ метафизики до произведен³й изящной словесности, отъ музыки до нравственности, отъ важнѣйшихъ предметовъ до самыхъ бездѣлокъ, и близкое къ намъ и совершенно постороннее: чѣмъ обыкновенно так³я изслѣдован³я оканчивались? Брожен³емъ умовъ, учеными вычислен³ями личныхъ выгодъ, совершеннымъ равнодуш³емъ къ должностямъ своимъ, честолюбивыми затѣями, разгорячавшими самыя холодныя головы, духомъ неповиновен³я, вкравшимся даже въ людей правдолюбивыхъ и честныхъ. Вотъ плоды гибельныхъ предприят³й изслѣдывать всѣ наши чувствован³я, раздроблять всѣ мнѣн³я, разрушать всѣ предразсудки.
   Союзы, сопрягающ³е взаимно людей между собою, большею част³ю суть не что иное, какъ предразсудки; ибо предразсудокъ, говоритъ логика, есть разсужден³е, составившееся безъ предварительнаго изслѣдован³я той вещи, о которой разсуждаемъ: однакожь это не значитъ рѣшительно, будто с³е разсужден³е противно разуму, но только что разумъ не имѣлъ въ немъ участ³я. Такимъ образомъ дѣтская любовь, уважен³е законовъ, повиновен³е, стремлен³е ко славѣ, правдолюб³е, благодарность и друг³я чувствован³я, возбуждаемыя въ насъ наставлен³емъ, примѣрами, движен³емъ собственнаго сердца, безъ предварительныхъ съ нашей стороны умствован³й, безъ изслѣдован³й разума, суть не что иное, какъ предразсудки. Но кто назоветъ ихъ заблужден³ями?
   Человѣкъ прежде ощущаетъ, потомъ уже мыслитъ; прежде подражаетъ, потомъ судитъ. Приличнѣе назвать его питомцемъ впечатлѣн³й, нежели питомцемъ разума. Природа назначила его быть вмѣстилищемъ предразсудковъ.
   Предразсудки - возьмемъ слово с³е въ значен³и не столь пространномъ, но болѣе точномъ - суть понят³я необдуманныя, производимыя въ насъ обстоятельствами и по обстоятельствамъ же измѣняющ³яся. Мы бываемъ крѣпко привязаны къ нѣкоторымъ мнѣн³ямъ, свойственнымъ сложен³ю нашего тѣла, нашимъ привычкамъ, впечатлѣн³ямъ съ младенческихъ лѣтъ полученнымъ; однакожь мног³е случаи не рѣдко заставляютъ насъ отказываться отъ прежнихъ мнѣн³й, и мы почти всегда отказываемся отъ нихъ, принимаемъ друг³я, потомъ и с³и оставляемъ при перемѣнившихся обстоятельствахъ; короче, предразсудки перемѣняются въ людяхъ съ возрастомъ, со зван³емъ, съ привычками"
   Таковъ ли человѣкъ въ пятнадцать лѣтъ? какимъ бываетъ въ тридцать, въ пятьдесять и далѣе? Въ цвѣтущей юности все является намъ въ прелестномъ видѣ, мы смотримъ на мущинъ? на женщинъ, на всѣ предметы сквозь очаровательную призму воображен³я. всѣ женщины кажутся намъ богинями, всѣ мущины друзьями вашими. Въ тридцать лѣтъ картина перемѣняется. Въ пятьдесятъ лѣтъ, краски ея, увы! почти совсѣмъ стираются. Мрачная недовѣрчивость заступаетъ мѣсто свѣтлыхъ призраковъ надежды,
   Предразсудки одной земли совершенно отличны отъ предразсудковъ другой. Представьте себѣ, что въ нѣкоторой странѣ обвиняютъ женщинъ въ отравлен³и мужей ихъ; одна изъ нихъ рѣшается умереть вмѣстѣ съ мужемъ, желая доказать свою невинность; вотъ начало костровъ Малабаргкихъ. Вообразите, что въ другой странѣ обитаетъ народъ веселый и насмѣшливый, склонный къ волокитству и злобный; тамъ каждой мущина почитаетъ жестокимъ противу себя поступкомъ всякую ласку, женѣ его оказанную: вотъ начало того безчест³я: которое мужья охотно снимаютъ на себя за невѣрность женъ своихъ.
   Предразсудки раждаются отъ одной причины и отъ многихъ; они могутъ быть и полезны и опасны, могутъ совершенствуя врожденныя склонности человѣка ослаблять должности гражданина, и наоборотъ, возвышая должности гражданина превращать добрыя склонности сердца; наконецъ они могутъ быть хорошими въ одно время, и пагубными въ другое,
   Бруты, убивая одинъ сына своего, другой своего благодѣтеля, руководствовались предразсудками гражданина, и забыли о врожденныхъ склонностяхъ сердца.
   Меценатъ и Агриппа охотно пожертвовали бы своимъ богатствомъ, свободою и жизн³ю любви къ Августу.
   Предразсудки народа, въ землепашествѣ упражняющагося, несходны съ предразсудками народа торговаго. Воинственный народъ мыслитъ неодинаково съ народомъ миролюбивымъ. Примѣровъ насчитать можно было бы очень много: пускай отгадываютъ ихъ сами читатели.
   Говорятъ, что время невѣжества есть время и предразсудковъ; весьма справедливо. Но если сказать, что вѣки просвѣщен³я совершенно свободны отъ предразсудковъ; то с³е было бы съ правдою вовсе несовмѣстно. Мы видѣли людей, которые почитали себя весьма просвѣщенными, не вѣровали въ Бога, отвергали возможность чудесныхъ событ³й, и - вѣрили Кал³остру, клялись, что ужинали съ Клеопатрою и Генрихомъ IV. Мы видѣли и другихъ еще, которые почитаютъ себя совершенно свободными отъ всякаго суевѣр³я и предразсудковъ; между тѣмъ с³я господа съ жадност³ю слушаютъ уроки Доктора Галля, сказки Месмеровы и предвѣщан³я Лафатеровы.
   Когда предразсудки, законодателемъ производимые или направляемые имъ къ цѣли общаго блага, бываютъ слѣдств³емъ глубокой мудрости; тогда они столько же полезны, какъ и самыя благоразумнѣйш³я узаконен³я, и даже могутъ заступить мѣсто сихъ послѣднихъ. Такимъ образомъ во времена феодальнаго правлен³я предразсудки о благородствѣ не менѣе произвели знаменитыхъ подвиговъ, какъ и любовь къ отечеству въ древнихъ республикахъ. Но когда они превратятся и ослабѣютъ; когда, измѣненные разными понят³ями и новыми нравами, они сдѣлаются уже только старинными привычками, а не правилами уважен³я достойными: тогда не ожидайте отъ нихъ добрыхъ слѣдств³й. Не за долго до внутреннихъ мятежей во Франц³и одинъ умной человѣкъ сказалъ о дворянахъ, нѣгою и роскошью испорченныхъ: они теперь не что иное, какъ тѣнь своихъ предковъ; отъ того то предразсудки, на которыхъ права дворянства были основаны, потеряли цѣну свою въ народѣ.
   Есть простое и вѣрное средство узнать достоинство предразсудковъ: надобно изслѣдовать, отъ добра, или отъ зла происходятъ они? какъ въ природѣ человѣческой, такъ въ общемъ гражданскомъ порядкѣ и частномъ устройствѣ государственномъ, надобно разсмотрѣть, есть ли соотвѣтственность между начальными причинами предразсудковъ и слѣдств³ями ихъ въ нынѣшнихъ нравахъ. Законодатель долженъ вводить, исправлять или истреблять. Нѣкоторые предразсудки, смотря по времени и по нравамъ; но для сего потребна крайняя осторожность. Горе повелителямъ народовъ, горе законодателямъ, которые вооружаются противъ укоренившихся предразсудковъ, будучи не въ силахъ побѣдишь ихъ!
   "Люди ни чѣмъ такъ не обижаются, говоритъ Монтеск³й какъ нападен³емъ на ихъ предразсудки. Стараетесь притѣснять ихъ - это значитъ, что вы ихъ нѣсколько уважаете; дотрогиваетесь до предразсудковъ - явной знакъ, что ихъ презираете. Сенатъ Римск³й оказалъ нѣкоторыя почести Цесарю; Диктаторъ не захотѣлъ подняться съ мѣста: тогда знатнѣйш³е Сенаторы начали терять свое терпѣн³е."

К.

"Вѣстникъ Европы". Часть XLI, No 17, 1808


Другие авторы
  • Литвинова Елизавета Федоровна
  • Варакин Иван Иванович
  • Грановский Тимофей Николаевич
  • Мирэ А.
  • Грей Томас
  • Держановский Владимир Владимирович
  • Раскольников Федор Федорович
  • Рыскин Сергей Федорович
  • Барыкова Анна Павловна
  • Яковлев Михаил Лукьянович
  • Другие произведения
  • Подолинский Андрей Иванович - Нищий
  • Развлечение-Издательство - Преступное трио
  • Дурова Надежда Андреевна - Н. А. Дурова: биографическая справка
  • Рекемчук Александр Евсеевич - Товарищ Ганс
  • Ильф Илья, Петров Евгений - Записные книжки (1925—1937)
  • Горький Максим - Материалы по царской цензуре о заграничных изданиях сочинений М. Горького и иностранной литературе о нем
  • Макаров Александр Антонович - Макаров А. А. Биографическая справка
  • Аксаков Сергей Тимофеевич - Очерки и незавершенные произведения
  • Суриков Иван Захарович - Клад (Бабушкина сказка)
  • Григорьев Аполлон Александрович - Роберт-дьявол
  • Категория: Книги | Добавил: Ash (10.11.2012)
    Просмотров: 231 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа