Главная » Книги

Каченовский Михаил Трофимович - Изследование банного строения, о котором повествует летописец Нестор

Каченовский Михаил Трофимович - Изследование банного строения, о котором повествует летописец Нестор


  

Изслѣдован³е баннаго строен³я, о которомъ повѣствуетъ лѣтописецъ Несторъ ( *).

  
   * Въ С. Петербургѣ, въ типограф³и Ивана Глазунова 1809 года. На 35 страницахъ въ 8-ю долю листа
  
   Тоненькая печатная тетрадка с³я отъ г-на Сочинителя посвящается любителямъ древности и историческихъ истинъ. Она займетъ пр³ятнымъ образомъ тѣхъ, которые изслѣдован³ями о старинѣ питаютъ любовь свою къ отечеству, и можетъ быть заставитъ ихъ нѣсколько часовъ размышлять и справляться.
   Сочинитель начиталъ въ Лѣтописцѣ преподобнаго Нестора, по Кенигсбергскому списку, на страницѣ 130-й между произшеств³ями 1089 года, слѣдующ³я строки: "Въ ce же лѣто священа бысть церковь Святаго Михаила Переяславскаго, юже бѣ создалъ ту сущ³й Епископъ Ефремъ, пристрою въ ней велику сотвори, и украси ю всякою красотою и церковными сосуды; сей бо Ефремъ въ с³я лѣта много здан³я воздвиже, заложи бо церковь на воротѣхъ Святаго Ѳеодора, и Святаго Андрея y воротъ и городъ каменной и строен³е банное каменно, сего же не бысть прежде въ Руси, и украси городъ Переяславск³й церковными и прочими здан³ями и знамен³и". Слова косыми буквами: здѣсь отличенныя, заставили сочинителя справиться, какъ мѣсто с³е предложено позднѣйшими бытописателями. Нашлось, что Татищевъ говорилъ {Росс. Ист. Кн. 2, стр. 141.} о каменной народной банѣ, о которой въ лѣтописи не упоминается; К. Щербатовъ {Росс. Ист. Том. II, стр. 34.} вмѣсто одной поставилъ всенародныя бани, и къ нимъ присовокупилъ больницы; Болтинъ {Примѣч. на Ист. К. Щерб. Том. 2. стр. 43-55.}, опровергнувъ Татищева и Щебатова, подъ баннымъ строен³емъ разумѣетъ купель для крещен³я возрастныхъ; Страттеръ {Росс. Ист. Ч. I, стр. 145.} говоритъ о каменной банѣ, первой въ Росс³и и о всенародныхъ больницахъ; Церковный Историкъ {Кратк. Русс. Церк. Ист. Ч. I, стран. 71 и 72.} пишетъ, что Ефремъ заложилъ градъ Переяславль каменный, устроилъ бани каменныя и больницы и врачевъ. Сочинитель изслѣдован³я не видя достовѣрности въ сихъ позднѣйшихъ историкахъ, и чувствуя, что въ словахъ Нестора заключается совсѣмъ другое, отложилъ до удобнаго случая истолкован³е подлиннаго смысла, a между тѣмъ продолжалъ доискиваться. Въ бытность въ К³евѣ, онъ свѣдалъ отъ многихъ тамошнихъ жителей, какихъ только опрашивать ему случалось, что слово баня въ просторѣч³и означаетъ церковную главу, или куполъ, и что оно тамъ искони въ семъ смыслѣ было употребляемо: a справившись въ Патерикѣ съ жит³емъ Переяславскаго Епископа Ефрема Евнуха, не нашелъ ни бань, ни больницъ, ни врачей, ни построен³я града Переяславля каменнаго. По соображен³и всего, г. сочинитель открываетъ прямое значен³е того мѣста слѣдующимъ образомъ: "Епископъ Ефремъ воздвигъ много здан³й, a именно: заложилъ на монастырскихъ воротахъ церковь святаго Ѳеодора, a ворота оныя были въ башнѣ, отъ которой провелъ онъ каменную монастырскую стѣну, или ограду; да сверхъ того y самыхъ воротъ, или близъ той же самой башни, сооружилъ церковь святаго Андрея, воздвигъ же и каменное банное строен³е, то есть каменныя церковныя куполы, чего прежде въ Руси не бывало, и такимъ образомъ украсилъ монастырь Переяславск³й церковными и прочими здан³и и знамен³и."
   Въ изслѣдован³и сочинителя находимъ четыре положен³я:
   1 е. Епископъ Ефремъ построилъ каменную стѣну монастырскую, a не городъ. Доказательсива: "Созидан³е градовъ никогда не относилось y насъ къ обязанностямъ Арх³ереевъ; Переяславль былъ построенъ еще до Епископства Ефремова; слово городъ здѣсь употреблено въ значен³и ограды, и упоминаетъ Лѣтописатель о монастырской стѣнѣ какъ о достопамятномъ сооружен³и, потому что въ то время и самая Печерская лавра можетъ быть обведена была простымъ деревяннымъ заборомъ. Да будетъ намъ позволено здѣсь предложить свои замѣчан³я. Отрицая возможность Епископу Ефрему строить городскую стѣну, должно опровергнуть и показан³е Новгородскаго Лѣтописца {Лѣтоп. Новг. Москва 1781.}, въ которомъ на страницѣ 182 й подъ годомъ 6841 (1333) упоминается, что Арх³епископъ Новгородск³й Васил³й постави городъ каменъ въ два лѣта. Изъ рукописной Соф³йской лѣтописи {
   Хранимой въ Новгор. Соф³й. соборѣ. См. Историч. разгов. о древностяхъ Новгорода. Москва 1808, стр. 13.} видно, что стѣна с³я поновлена была въ 1364 мъ году на иждивен³и казны, церковной Соф³йской, и что, когда она развалилась, Арх³епископъ ²оаннъ вторый вновь заложилъ ее въ 1400 мъ году. Правда, что градъ Переяславль заложенъ еще 993 года великимъ Владим³ромъ {Лѣтоп. Нестор. по Кениг. сб. стр. 86.}; однакожь можетъ статься сперва былъ онъ деревянный; и ежели такъ, то Лѣтописецъ не безъ причины упомянулъ о построен³и каменнаго Переяславля. - Слово городъ конечно, происходитъ отъ горожу, и значитъ огражден³е; но въ лѣтописяхъ оно обыкновенно употребляется вмѣсто городской стѣны: срубить городъ, заложить городъ, поставить городъ.- Весьма сомнительно, чтобы въ 1089 году Печерская большая церковь, уже достроенная, украшенная живописью, снабдѣнная утварями и освященная, обведена была простымъ деревяннымъ заборомъ. Съ 1077 года, по окончан³и церкви {Тамъ же стр. 123.}, Греческ³е каменьщики имѣли довольно времени соорудить каменную стѣну, которая въ толстоту и широту бяше на сажень {Синопсисъ, въ С. Петербургѣ 1798, стр. 92.}. Половцамъ, вторгшимся въ монастырь Печерск³й (1096) не было бы надобности собираться y воротъ {Нест. Лѣтоп. по Кен. стр. 144.} и высѣкать ихъ, ежелибъ не останавливала ихъ крѣпкая ограда.
   2 е Положен³е: Епископъ Ефремъ построилъ куполы на церквахъ, a не бани, въ которыхъ парятся. Доказательства сочинителя: y К³евскихъ жителей баня значитъ главу или куполъ; Святителю неприлично было строить общенародныя бани, какъ нѣчто плотоугодное." Наши возражен³я: Едва ли можно доискаться, когда въ Славянской языкъ вошло слово баня (Βαλανεῖον, balneum) въ значен³и мѣста омовен³я и самаго дѣйств³я; надобно думать, что весьма давно; ибо въ переводъ священныхъ книгъ Новаго Завѣта баня значитъ омовен³е, a y Нестора (стр. 8) самое мѣсто, гдѣ парятся, - точно въ томъ смыслъ, въ какомъ слово с³е y насъ нынѣ употребляется. Извѣстно, что Малоросс³йское нарѣч³е занимаетъ средину между нашимъ Русскимъ языкомъ и Польскимъ; изъ послѣдняго вошло въ него множество словъ и оборотовъ въ продолжен³е того времени, когда Малоросс³я находилась подъ Польскимъ господствомъ. Баня на Польскомъ языкъ собственно значитъ тыкву {Nowy slownik kiezonkowy Polsko Niemccko Francuzky. w Wzoclaviu 1805.} и пузырь (водяной, стекляной); на Малоросс³йскомъ нарѣч³и баньками называютъ стекляные шарики, употребляемые для игрушекъ, также пузыри водяные и мыльные. Церковная глава, по шарообразной фигурѣ своей, отъ сходства также называется банею, однакожь не сводъ и не куполъ. Ежели Малоросс³янинъ скажетъ намъ, что "на церквъ сведены верхи, только бани еще не поставлены" это значитъ: куполы уже готовы; но главы еще не сдѣланы. И такъ едва ли не удобнѣе слово банный производить отъ мѣста омовен³я или купели, нежели отъ главы церковной. Сказать банное строен³е о цѣломъ здан³и гораздо приличнѣе, нежели о малой части, какова на примѣръ глава храма; куполы-же, повторяемъ еще разъ, банями не называются въ Малоросс³и. Чтобы избавиться отъ труда и не разбирать, прилично ли было Епископу Ефрему строить общенародныя бани, всего лучше бы принять благовидное мнѣн³е Болтина, который подъ баннымъ строен³емъ, какъ сказано выше, разумѣетъ купель или вмѣстилище водное для крещен³я возрастныхъ. "Таковыя купели, пишетъ онъ {Въ примѣч. на Истор. К. Щербатова Т. II, стран. 52.}, при многихъ первыхъ вѣковъ церквахъ знаменитыхъ бывали, или внутри здан³я особаго или въ пространствѣ ограды церковныя особо отгороженное; но въ Росс³и до того времени не было оныхъ нигдѣ, и для того Несторъ и говоритъ: сего же прежде не бысть въ Руси." Однакожъ мы имѣемъ неоспоримыя свидѣтельства, что къ монастырскимъ заведен³ямъ и бани принадлежали. Въ уставъ Владим³ра Великаго о церковныхъ судѣхъ {Древн. Росс. Вивл³оѳ. изд. вт. Ч. VI, стр. 6.} написано, что духовной власти подлежатъ "странницы, нищ³и, монастыри и бани ихъ, и врачи ихъ, больницы" и проч. Мыться въ банѣ монашествующимъ отнюдь не было зазорно, не одобряется только бывшее во Псковѣ безобразное обыкновен³е мыться въ одной банѣ вмѣстѣ мущинамъ и женщинамъ, когда по вкрадшимся во время господства Татарскаго неустройствамъ монахи и монахини въ нѣкоторыхъ монастыряхъ жили вмѣстѣ {Болтина Примѣч. на Истор. Леклерка. Томъ I. стран. 300 и 301.}.
   3 е. Церквей съ куполами до этого времени въ Росс³и нигдѣ не было. Г. Сочинитель ссылается на слова Преподобнаго Нестора {"Сего же не бысть прежде въ Руси."} въ лѣтописи, и на Патерикъ, гдѣ на 87 й страницъ сказано, что Печерская великолѣпная церковь освящена была въ томъ же 1089 году по Рождествѣ Христовѣ. Послѣ всего вышеупомянутаго заключить можно, что оныя слова Лѣтописателя относятся къ банямъ каменнымъ. Сверхъ того извѣстно, что мног³я друг³я великолѣпныя же церкви были построены гораздо прежде Печерской. Въ 989 году Владим³ръ Велик³й {Нестор. Лѣтоп. по Кенигсб. стран. 84.} по мысли создалъ церковь Пресвятыя Богородицы, и пославъ, приведе мастеры отъ Грекъ, и наченше созидати, яко скончаша зижюще украси ю иконами, и проч. Въ 1037 году Князь Ярославъ заложилъ "церковь Св. Соф³и {Тамъ же стран. 105.} и Митрополью, по семъ церковь на златыхъ воротѣхъ Пресвятыя Богородицы Благовѣщен³е; по семъ Св. Георг³я монастырь и Святыя Ирины ... и украси ю (церковь Св. Соф³и) златомъ и серебромъ и сосуды церковными, и иныя церкви ставляше по городамъ," и проч. Князь Владим³ръ старш³й сынъ Ярославль, скончавш³йся {Тамъ же стран. 113.} въ 1052 году, положенъ въ Соф³йской церкви Новгородской, имъ же самимъ созданной, и освященной передъ тѣмъ не задолго Епископомъ Лукою. К³евская и Новгородская Соф³йск³я церкви сохранились донынѣ; обѣ онъ построены въ подражан³е Константинопольской тогожъ имени церкви, сооруженной Императоромъ Юстин³аномъ. Прилично было 6ы упомянуть о деревянной Соф³йской же о тринадцати верхахъ или главахъ церкви, построенной въ Новѣгородѣ первымъ Епископомъ ²оакимомъ {Истор. Разговор. о древн. Новгор. стр. 32.}; но опасаемся возражен³я, что здѣсь идетъ рѣчь о каменныхъ куполахъ. Послѣ всего сказаннаго весьма трудно согласишься съ г-мъ Сочинителемъ, который полагаетъ, что до 1089 года во всей Росс³и сооружались церкви съ простыми крышами.
   4 е. Народныя бани, больницы и врачи прибавлены къ Несторову сказан³ю позднѣйшими бытописателями, начиная съ Татищева. Такъ думаетъ г. Сочинитель Изслѣдован³я; однакожь въ Степенной книгѣ сказано, что "Ефремъ Митрополитъ ... здан³я много соверши, и градъ Переяславль Руск³й камень заложи, и мног³я святыя церкви такожде камен³емъ поставлены воздвиже, еще же замысли банное учрежен³е, и врачеве, и больницы уготова, яко да устроено будетъ трудоватымъ и всѣмъ страннымъ и приходящимъ безмездное врачеван³е." Вотъ гдѣ надлежало искать начала больницъ и безденежнаго врачеван³я! Степенная книга сочинена Митрополитами Кипр³аномъ и Макар³емъ. Первый управлялъ церковью до 1406 году; второй скончался въ 1564 году. Не наше дѣло добираться теперь, почему Св. Ефремъ наименованъ Митрополитомъ; довольно знать, что здѣсь говорится объ одномъ и томъ же Святителъ. Болтинъ весьма хорошо доказываетъ, что ошибка сдѣлана переписчиками.
   Руководствуясь теми же причинами, как³я имѣлъ г. Сочинитель, мы предложили свои замѣчан³я единственно съ намѣрен³емъ показать, что мѣсто о банномъ строен³и еще несовершенно изслѣдовано, и потомъ примолвить, что такихъ мѣстъ великое множество въ старинныхъ нашихъ лѣтописяхъ.

К.

ѣстникъ Европы". Часть XLIX, No 1, 1810

  

Другие авторы
  • Куропаткин Алексей Николаевич
  • Ежов Николай Михайлович
  • Петрашевский Михаил Васильевич
  • Брюсов В. Я.
  • Луначарский Анатолий Васильевич
  • Белый Андрей
  • Дриянский Егор Эдуардович
  • Богданов Василий Иванович
  • Бурлюк Николай Давидович
  • Поспелов Федор Тимофеевич
  • Другие произведения
  • Хвощинская Надежда Дмитриевна - Стихотворения
  • Андерсен Ганс Христиан - Гречиха
  • Раевский Николай Алексеевич - Н. Н. Митрофанов. "Тихий Крым" белого капитана Н. Раевского
  • Измайлов Александр Ефимович - Письма А. Е. Измайлова князю Н. А. Цертелеву
  • Соловьев Сергей Михайлович - Общедоступные чтения о русской истории
  • Сулержицкий Леопольд Антонович - В песках
  • Картер Ник - Привидение в доме умалишенных
  • Кузмин Михаил Алексеевич - Чудесная жизнь Иосифа Бальзамо, графа Калиостро
  • Михайловский Николай Константинович - (Из полемики с Достоевским)
  • Катков Михаил Никифорович - Влияние патриотических заявлений русского народа на европейское общественное мнение
  • Категория: Книги | Добавил: Ash (10.11.2012)
    Просмотров: 351 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа