Главная » Книги

Еврипид - Умоляющие, Страница 7

Еврипид - Умоляющие


1 2 3 4 5 6 7

какой из двух сторон ему выгоднее присоединиться.
  По содержанию "Умоляющие" как бы примыкают к написанным много позднее "Финикиянкам": поход семерых вождей против Фив закончился поражением нападавших, и теперь фиванцы запрещают хоронить не только тело Полиника, но и всех павших вместе с ним аргосцев. Конфликт получал разрешение только с помощью афинян, то ли сумевших добиться разумного компромисса между беотийцами и аргосцами, то ли вынудивших Фивы силой оружия выдать трупы погибших. Этот чисто аттический вариант сказания был разработан до Еврипида на афинской сцене Эсхилом в его трагедии "Элевсинцы" (не сохранилась).
  Текст перевода печатается по наборной рукописи (РО РГБ, фонд Сабашниковых).
  Ст. 1. Элевсис (Элевсин) - одно из древнейших поселений в Аттике; здесь с незапамятных времен существовал культ Деметры и справлялись знаменитые Элевсинские мистерии (см. ст. 173).
  Ст. 5-7. Трезен - см. "Ипполит", Локсий - Аполлон, Пандионид - Тесей.
  Ст. 30. ...где в первый раз... - По аттическому преданию, Деметра научила афинского царевича Триптолема искусству хлебопашества.
  Ст. 132-150. См.: "Финикиянки", ст. 409 - 423.
  Ст. 158. Амфиарай был против. - Амфиарай, обладавший даром провидения, настойчиво отклонял Адраста от похода на Фивы, но не смог его переубедить.
  Ст. 179. После этого стиха в рукописях, очевидно, пропуск; Адраст объяснял, почему ему трудно увлечь своей речью Тесея: на уме у него - сплошное горе, и в этих условиях трудно думать о красоте слов; ведь и поэту нужно душевное спокойствие в момент творчества.
  Ст. 184. Край Пелопа был на пути... - Недосмотр переводчика. "Край Пелопа", если им считать Спарту (см. ст. 187),- южнее Аргоса и никак не мог лежать на пути оттуда в Афины. В оригинале мысль другая: почему Адраст. в своих просьбах обошел спартанцев?
  Ст. 201-213. Хвала тому бессмертному... - Согласно Эсхилу, этим богом, открывшим людям путь к осмысленной жизни, был Прометей (см. трагедию "Прометей прикованный", ст. 441-506).
  Ст. 263 ...сын Пелопа... - Перед этим стихом в рукописях опять утеряно несколько стихов. Смысл их, вероятно, следующий: если тебя не беспокоит престиж твоего города и божественные законы, то помоги нам как родне, - ведь Питфей, твой дед по матери, был сыном Пелопа (см. примеч. к "Гераклидам", ст. 36). Однако из текста не следует, что слова эти (и до конца монолога) обращены к Эфре. Скорее, их адресатом является сам Тесей.
  Ст. 293-296. Однострочная стихомифия передана Анненским двустрочными репликами.
  Ст. 316. ...с диким вепрем он не боялся драться... - По дороге из Трезена в Афины юный Тесей убил в окрестностях Коринфа дикую свинью.
  Ст. 349-357. Только воля афинского народа... - Апеллируя к народному собранию, Тесей поступает так же, как эсхиловский Пеласг в "Умоляющих", ст. 397-401:
  
   Сказал: решенья не приму - хотя бы смел, -
  
   Не выслушав народа. Никогда пускай
  
   Мне в городе не скажут: в горький час беды
  
   Почтил он пришлых, но сгубил родной народ.
  
  
  
  
   (Перевод Адр. Пиотровского)
  Ст. 371. Край Инахов - Аргос.
  Ст. 392. Пляска красоты - то есть Каллихор, священный источник в Элевсине.
  Ст. 412-425. Доводы, почерпнутые из арсенала антидемократической пропаганды афинских олигархов.
  Ст. 470. Разорвав заклятие повязок и ветвей. - То есть не обращая внимания на ветви, обвитые шерстяными нитями, - атрибут молящих о защите.
  Ст. 496-499. Капаней. - Об угрозах Капанея и его гибели см.: "Финикиянки", ст. 179-189,1127-1132.
  Ст. 500. А не сама ль земля... - Амфиарая с его колесницей, разверзшись, поглотила земля. См. ст. 925-927.
  Ст. 517-563. Ответ Тесея почти равен по объему речи глашатая, ст. 465-510 (ср. примеч. к "Медее", ст. 465-575).
  Ст. 533 сл. ...Дыхание - в эфир, а тело - в землю. - Еврипид воспроизводит широко распространенное в V в. до н. э. убеждение, что душа человека после его смерти растворяется в эфире. Эту формулу находим даже в официальном документе - надписи, перечисляющей имена афинян, павших в 432 г. под Потидеей: "Эфир принял души, а земля - тела следующих граждан..."
  Ст. 571. Асоп - река, протекающая по фиванской равнине.
  Ст. 578. Нивы Спиртов ("посеянных") - то есть фиванцев, чьи предки родились из зубов дракона, посеянных Кадмом.
  Ст. 654-660 и 675-718. В описании сражения Еврипид соединяет картину "гомеровского" боя с колесниц с современной ему практикой ополчения гоплитов.
  Ст. 655. Йемен - река на фиванской равнине.
  Ст. 659. Паралии - население прибрежной области в Аттике.
  Ст. 663. Амфиам - см. примеч. к "Гераклу", ст. 27-34.
  Ст. 713. Кранайцы - афиняне, потомки легендарного героя Краная.
  Ст. 759. Элевферы - селение в предгорьях Киферона со стороны Аттики.
  Ст. 763. Как? Сам Тесей... - Реплика, пропущенная в рукописи и восстанавливаемая издателями по смыслу.
  Ст. 797, ремарка. Из семи носилок двое без мертвых - потому что Адраст остался жив, а Амфиарай живым был принят землей.
  Ст. 798-810. Строфа II построена в оригинале, как и антистрофа II, в чередовании симметричных реплик Адраста и хора.
  Вплоть до ст. 838 порядок стихов в переводе нарушен. Здесь восстановлено их расположение по оригиналу.
  Ст. 846-854. Эти стихи обычно расценивают как полемику с Эсхилом, который дал в центральной сцене "Семерых против Фив" (ст. 375-676) характеристику семи вождей, нападавших на город, и семи фиванцев, выставленных против них. Но о самом сражении Эсхил в "Семерых" как раз ограничивается очень кратким сообщением, последующие же слова Тесея ("ну кто, спрошу, видал...") заставляют видеть в его словах скорее критику эпических повествований о поединках отдельных героев - такие рассказы и в самом деле потеряли смысл в эпоху массовых сражений V в.
  Ст. 860-932. Здесь несомненна трактовка семерых нападающих, прямо противоположная традиции, которой и сам Еврипид будет отчасти следовать в "Финикиянках", ст. 1113-1140. Причину такой перемены понять нетрудно: Тесей, мотивирующий свое выступление в защиту тел аргосцев благочестием, не мог бы этого сделать, если бы погибшие были охарактеризованы как наглые и надменные насильники и безбожники.
  Ст. 871. Этеокл - аргосец, сын Ифита (см. ст. 1037 сл.), которого не следует смешивать с его тезкой Этеоклом, сыном Эдипа.
  Ст. 892. Метек - не имеющий полных гражданских прав.
  Ст. 909. Мои слова усвоив... - Адраст характеризует только пятерых из семи вождей, так как судьба Амфиарая (сына Оилея) и Полиника известна самому Тесею(ст. 925-931).
  Ст. 935. Горит один... - Поскольку молния являлась атрибутом Зевса, тело человека, сраженного ею, считалось священным и подлежало захоронению с особыми почестями.
  Ст. 1026-1030. В оригинале текст сильно испорчен, и перевод дается предположительно.
  Ст. 1144. Месть в уме моем уж зреет. - Намек на поход эпигонов, которым суждено в следующем поколении разорить Фивы. Ср. ст. 1150-1152.
  Ст. 1188-1195. ...Ты клятву с них возьми. - Политическая ситуация конца 20-х годов V в. проецируется в легендарное прошлое, так же как это было в "Орестее" Эсхила ("Евмениды", ст. 762-774), где Орест клянется в вечной верности Аргоса Афинам.
  Ст. 1214-1226. Афина излагает сюжет послегомеровской поэмы "Эпигоны", повествовавшей о походе детей погибших на Фивы; на ту же тему и под тем же заголовком была написана трагедия Эсхила (не сохранилась). Эгиалей - сын Адраста.
  
  
  
  
  
  
  
  
   В.Н. Ярхо

Другие авторы
  • Теляковский Владимир Аркадьевич
  • Кони Федор Алексеевич
  • Гуд Томас
  • Львовский Зиновий Давыдович
  • Закржевский Александр Карлович
  • Кандинский Василий Васильевич
  • Ремезов Митрофан Нилович
  • Арватов Борис Игнатьевич
  • Новиков Андрей Никитич
  • Вербицкая Анастасия Николаевна
  • Другие произведения
  • Коржинская Ольга Михайловна - Месть царевны Чандры
  • Белый Андрей - Начало века
  • Котляревский Иван Петрович - Ода Сафо
  • Шевырев Степан Петрович - Отрывки из писем Рус. путешественника по Италии Письмо 2
  • О.Генри - Нью-Йорк при свете костра
  • Герцо-Виноградский Семен Титович - Герцо-Виноградский С. Т.: Биографическая справка
  • Страхов Николай Николаевич - Наследники. Д. И. Стахеева
  • Замятин Евгений Иванович - Сказки (1914—1917)
  • Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович - С. Макашин. Утраченные сочинения и наброски Салтыкова. 1849-1855 гг.
  • Диковский Сергей Владимирович - Арифметика
  • Категория: Книги | Добавил: Armush (25.11.2012)
    Просмотров: 307 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа