Главная » Книги

Чертков С. В. - Пророк в своём отечестве

Чертков С. В. - Пророк в своём отечестве


   Работы, входящие во 2-й том Собрания сочинений Валентина Павловича Свенцицкого (М.: Даръ, 2011), написаны в 1900-х гг. Чем они ценны для людей века нынешнего? Ровно тем же, что и для современников выдающегося христианского проповедника, богослова и философа. Они будут необходимы всегда, поскольку рассказывают о должном устройстве человеческого общества, раскрывают "правду о земле" - рисуют икону бытия. Мы призваны Богом к соработничеству: Господь ждёт от нас дел в подтверждение веры правой, а значит, надо осуществлять заветы Его и в личной, и в общественной жизни - совместными усилиями приготовлять мир к божественному состоянию.
   Прежде всего это касается Церкви Христовой, которую Свенцицкий определяет как питающую мир благую силу и центр накопления растущего в мире добра. Изумителен и прост найденный им образ - дарохранительница... Он открывает, какою должна быть земная Церковь. Всмотритесь в величественную картину преображённого естества, когда жизнь станет молитвою, и каждый будет чувствовать себя всегда в храме, со всеми вместе, а все - со Христом. Необходимо здесь, на земле, уподобляться небесному устройству, приводить бытие в соответствие с ним. Это и есть правда о земле - все человеческие отношения, включая экономику и политику, уподобить возвещённому идеалу.
   С дерзновенностью пророка Свенцицкий напоминает о долге пастырей: не боясь никаких гонений, возвышать свой голос там, где земные требования явно противоречат Божиим; наставлять людей на истинный путь; руководить жизнью, а не подлаживаться к изменчивым нравам, не потворствовать духам века сего. Свт. Василий Великий в 7-й беседе на "Шестоднев" называет людей, угождающих всякой преобладающей власти, волками хищными, которые являются во одеждах овчих. А у нас, замечает Свенцицкий, "Церковь всякий раз, по странному совпадению единовременно со светскою властью, убеждалась в несостоятельности старого порядка".
   Нельзя равнодушно относиться к внешним условиям, задерживающим и искажающим духовный рост. Разве только атеистов возмущает подчинение интересов многомиллионного народа похотям нескольких тысяч крупных капиталистов, обворовавших страну и транжирящих доходы по заграницам? Требовать социальной справедливости, обуздывать экономическую похоть - религиозный долг христианина. И Церковь, "которой открыты истины, далеко ещё не осуществлённые жизнью, должна с истинным дерзновением обличить весь позор существующего порядка, восстать против безобразного простора для всевозможных злоупотреблений, подавать пример смелой и открытой борьбы против всего, что зиждется не на христианских началах".
   Век назад Свенцицкий и В. Ф. Эрн создали первую в России христианскую политическую организацию - Христианское братство борьбы. Многие их чаяния, изложенные в программе ХББ, осуществил Поместный Собор 1917-1918 гг. Спустя 70 лет знаток церковной истории протопресвитер Виталий Боровой указал на необходимость тщательно изучать малоизвестное явление и взгляды обличителей неправды, сломать стереотипы и использовать лучшие положения в их трудах для развития церковно-общественной мысли. Что и было сделано - правоту идей Свенцицкого подтвердили "Основы социальной концепции Русской Православной Церкви": во 2-м томе прослежено более 50-ти текстуальных и смысловых совпадений с ними. А 1 марта 2011 г. патриарх Кирилл призвал для улучшения социальной обстановки организовывать институты гражданского общества, способные защитить интересы людей, и выразил надежду, что православное сообщество будет активно помогать народу отстаивать свои права.
   Истинное церковное возрождение, по Свенцицкому, всегда имеет два основных признака: углубление религиозного сознания и коренное изменение личной жизни. И если в 1990-е, после разрушения давившей нас громады лжи, первое было налицо, второе у христиан (о прочих и речи нет) не случилось: забота о бренном стала во главу угла, коммерциализация отравила весь народ, охватила всё общество, в т. ч. церковное. Так проявилась ужасная духовная пагуба, которую Свенцицкий именует "торжествующая ересь", определяя единственный её догмат: можно верить в одно и жить по-другому - самое сердце душевной жизни отдать скудным стихиям мира сего и при этом оставаться христианином, если веришь по Никейскому символу.
   Эта ересь уподобляет Евангелие утопии, объявляя дела житейские вещью неприкосновенной. Вольно или невольно каждый из нас впустил в сердце яд и делами исповедует ересь, отвергая безусловные требования Христа. Мы разгородили душу свою, сказав: "Это Богу - а это маммоне", покорились законам лежащего во зле мира, боимся нарушить их, ибо не веруем в исполнимость Божиих заповедей. Нельзя возводить в принцип жизненную неправду, взывает к нам Свенцицкий, нельзя подлаживаться под неё. Принципиальная допустимость отступления от Нового Завета несовместима с христианством. Нельзя прощать себе грех!
   Смириться с миром - значит принять падшее естество за истину. Попустить немощь души и оправдать отказ следовать за Спасителем - значит ещё раз убить Его. Убить в себе, в своём сердце. Если ещё не окончательно заглушили голос совести, мы должны вместе со Свенцицким признать: считающий Евангелие книгой несбыточных идеалов отрекается от Христа. Учение, отрицающее прямой смысл слов Его, разъединяющее два естества Богочеловека, - есть ересь и историческая основа прочих ересей.
   В чисто христианской борьбе Свенцицкий избрал единственно действенный метод - противопоставить лжи правду: тому, что есть, - то, что должно быть. Обращаясь к священнику, художнику, крестьянину, власть имущему, солдату, капиталисту, каждому показывает - вот так Господь заповедовал исполнять дело ваше, такой образ поведения достоин сынов Божиих. Он не выдумывает и не навязывает путь к благим целям, а напоминает о его существовании, обосновывая, почему таковой необходим, и обличая уклонения, приводящие к духовной гибели. Если стремимся жить по-Божески, должны себя и весь мир обустраивать сообразно с Его заповедями.
   Ратуя за ограничение похотей, которые растлевают человечество, и провидя трагедии ХХ в., Свенцицкий предупреждал: обезуметь может не только индивидуум, а и правительственная организация, даже государство. И тогда сплочённая сила (в т. ч. Церковь) обязана усмирить умоисступлённого. Теперь ясно, насколько он был прав, проповедуя насильственное ослабление зла.
   Спустя век слова Свенцицкого обрели новую форму (ср. термин "принуждение к миру", объяснявший действия наших войск в августе 2008 г.), но до сих пор не осмыслен выведенный им критерий, просящийся в основу общественных отношений: "Всякое насилие, в котором ограничивается человеческая свобода, есть насилие недопустимое". Не о вольном выборе речь - разве свободен человек, ненавидящий брата своего? Разве пребывание в грехе совместимо со свободой? Никак, ибо она свята. Так просто и высоко... В этом весь Свенцицкий.
   "Пред Богом смирись - пред злом будь непоколебим. Себя не утверждай, но во имя добра будь пламенен и дерзновенен". Нет большего геройства, как смирение, но право и обязанность верующего - противостать нечисти. Такова осознанная Свенцицким диалектика христианства.
   Смысл нашего бытия в преображении космоса и вечной жизни всех воссоединившихся с Творцом, а потому проповедник Христовой правды выдвигает задачу новой религиозной эпохи - всё спасительное, что открывалось в созерцании индивидуально, принести в мир и преобразить его животворящей религиозной силой. Заботиться только о собственной душе недостойно христианина - вот главная мысль Свенцицкого. Перестать чувствовать боль ближнего - для него больше чем смерть.
   Первейшая его забота, как и для нас сейчас, - восстановление истинно приходской жизни, построение на евангельских началах самого основания церковного управления: "Приход должен стать живой единицей, органически объединяющей духовенство и мирян". Как этого добиться, что предпринять - подробно изложено в послании "К епископам" и программе ХББ.
   В пророческих обращениях Свенцицкого (особенно в "Письмах ко всем" - одной из духовных вершин русской мысли ХХ в.) глас Божий взывает к народу. Он требует от христиан осознать высоту своего призвания и соответствовать ей, даже до мученичества. И ныне, как век назад, раздадутся визги: "Как он смеет так говорить! Экстремист!!" Тогда логично объявить экстремистским и Евангелие, поскольку "это сплошное пламенное обличение всех наших высших и низших властей, всех угнетателей и поработителей народа". Или проще непреложные требования ограничить - перетолковать в относительные? Так уже было. И всё сказанное тогда пророком о каре небесной за отступление от Божиих заповедей и предательство Христа - сбылось...
   Всецело основанные на Библии и святоотеческом предании творения Свенцицкого по форме не поучение, но представление идеала и выражение веры - уповаемых извещение, вещей обличение невидимых (Евр. 11, 1). Указанная им цель исторического процесса и определяемая как должное состояние праведная жизнь - не фантастика, а любовно воссозданный образ истинной реальности; не идиллия, ведь смертельные противоречия не искусственно затушёваны, а творчески преодолены. Читаемое предстаёт как мудрость - не знание как таковое, а нравственное совершенство, согласование плотского с духовным, единство истины и блага, высшая правда.

Категория: Книги | Добавил: Ash (10.11.2012)
Просмотров: 567 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа