Главная » Книги

Арватов Борис Игнатьевич - Алексей Гастев. "Пачка ордеров", Рига 1921 г.

Арватов Борис Игнатьевич - Алексей Гастев. "Пачка ордеров", Рига 1921 г.


   Б. Арватов.

Алексей Гастев. "Пачка ордеров", Рига 1921 г.

  
   Происходящая в настоящее время революция в искусстве характеризуется прежде всего полным разгромом самоцельных эстетических форм, противопоставленных действительности. Картина равняется по плакату; театр превращается в фабрику квалифицированного человека; художники-беспредметники переходят на производство и т. д. В поэзии этот процесс выражается в том, что формы живого практического языка вторгаются в художественную композицию и подчиняют ее себе. Поэт либо становится формовщиком слова (Хлебников, Крученых), либо вбирает в свои произведения язык улицы, ораторский и разговорный языки (Маяковский) и т. д. Так происходит социализация поэтических форм, а вместе с ней уничтожается вековая грань между искусством и жизнью: поэт начинает говорить на социально-активном языке во имя социального дела. В этом смысле гастевская "Пачка Ордеров" является симптоматичным и необычайно важным произведением наиболее передового пролетарского поэта.
   Самое существенное, что приходится отметить, это вне-канонизированную композицию всей вещи в целом. "Пачка" - не стихи, и даже не стихи в прозе; литературная форма "Пачки" не имеет родоначальников в искусстве, лишена эстетической традиции и уже по одному этому не может опираться на каноны поэтического, выделенного из жизни языка.
   Гастев прибег к другому, самостоятельному и впервые им использованному методу организации целостной литературной композиции: он взял за образец существующие приемы практического языка, а именно языка технического и отчасти военного.
   Все произведение состоит из десяти "ордеров", копирующих заводские письменные распоряжения (ордер 01, ордер 02 и т. д.). Каждый ордер состоит из ряда строк с разным количеством слогов; каждая строка включает в себя одно полное предложение. Напр.:
  
   Ордер 04.
   Призмы домов.
   Пачка в двадцать кварталов.
   В пресс ее.
   Сплющить в параллелограмм.
   Зажать до 30 градусов.
   На червяки и колеса.
   Квартало-танк,
   Движение диагональю.
   Резать улицы не содрогаясь.
   Лишние тысячи калорий работникам.
  
   Анализ языка "Пачки" показывает, что здесь перед нами не изобразительная, внешняя подражательность, а систематическое проведение единого и сознательного метода.
   Начиная с полного отсутствия придаточных, продолжая чрезвычайной краткостью и лаконичностью речи, наконец, кончая формой повелительных наклонений, построенных в большинстве случаев на инфинитиве или даже просто подразумеваемых, мы видим курс на полную современность композиции, конденсирующей не только военно-заводские формы, но и формы газет, реклам, радио-телеграмм и т. д.
   См. напр.:
  
   1) Поверки линий - залп.
   2) Пауза.
   Заряд внимания.
   Подача.
   Включить.
   Самоход.
   Стой.
   3) Поднять температуру.
   Повысить на десять десятых градуса и т. д.
  
   Этому соответствует и словарный материал "Пачки", совершенно необычайный до сих пор в искусстве: манометр, миллиметр, хронометр, подача, операция Б, девять десятых, призма, паралеллограмм, диагональ, калория, геометрия, логарифмы, тонна, нормализация, коммутатор, плоскость, куб, ось, конденсация, микро-атом, молекула, шприц, магистраль, игрек-лучи, ориентировка, азотировать, кислородить, инженерить, включить, выключить и т. д.
   Тематически вся "Пачка" представляет собою ряд обособленных приказов, сгруппированных и расположенных по принципу наростания действия и временно-пространственного захвата; начальная строка:
  
   Сорок тысяч, в шеренгу.
  
   Конечные:
  
   Отрапортовать: шестьсот городов - выдержка пробы.
   Двадцать городов задохлись, - в брак.
  
   Естественно, что техницизм Гастева сказался в "Пачке" не просто полным отсутствием эмоционального пафоса (ни одного восклицательного знака), но и идеологически. По адресу эстетов и всех прочих Гастев пишет:
  
   Инженерьте обывателей.
   Загнать им геометрию в шею.
   Логарифмы им в жесты.
   Опакостить их романтику.
   Тонны негодования.
   Нормализация слова от полюса к полюсу.
   Фразы по десятичной системе.
   Котельное предприятие речей.
   Уничтожить словесность.
   Огортанить тоннели.
  
   В полной гармонии со своим художественно-производственным мировоззрением Гастев и организует существующий языковый материал и пробует изобретать новый. См., напр., его неологизм: мозго-машины, кино-глаза, электро-нервы, артерио-насосы, трудо-аттаки-экстра. Правда, это еще не обработка слова, а комбинации скорее семантического, чем морфологического характера. Но и такая эстетизация буржуазных фетишей, несмотря на ее примитивность, не может не быть приветствуема.
   Гастев порвал с эстетическими канонами прошлого и оперся на современную социальную практику. В этом основное значение "Пачки Ордеров".
  
   Источник текста: Леф. 1923. N 1. С.243-245
  
  
  

Другие авторы
  • Романов Олег Константинович
  • Франковский Адриан Антонович
  • Буренин Виктор Петрович
  • Чюмина Ольга Николаевна
  • Айхенвальд Юлий Исаевич
  • Мейхью Август
  • Врангель Фердинанд Петрович
  • Фигнер Вера Николаевна
  • Кохановская Надежда Степановна
  • Лукомский Георгий Крескентьевич
  • Другие произведения
  • Кюхельбекер Вильгельм Карлович - Пощада певца
  • Островский Александр Николаевич - От редакции
  • Кржижановский Сигизмунд Доминикович - Книжная закладка
  • Батюшков Федор Дмитриевич - Одна из встреч с Н. Ф. Анненским
  • Мстиславский Сергей Дмитриевич - С. Д. Мстиславский: биографическая справка
  • Белинский Виссарион Григорьевич - Парижские тайны. Роман Эжена Сю. Перевел В. Строев...
  • Писарев Александр Александрович - Письмо из армии к Н. Н.
  • Булгаков Сергей Николаевич - Чехов как мыслитель
  • Блок Александр Александрович - Искусство и Революция
  • Еврипид - Вакханки
  • Категория: Книги | Добавил: Ash (10.11.2012)
    Просмотров: 250 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа