Главная » Книги

Врангель Николай Николаевич - Художественная жизнь Петербурга

Врангель Николай Николаевич - Художественная жизнь Петербурга


  

Художественная жизнь Петербурга

  

Выставки и художественныя дѣла

  
   "Аполлонъ", No 11, 1910
  
   Выставкой работъ Н. Тархова, открывшейся 21 октября въ "Аполлонѣ", начался въ Петербургѣ выставочный сезонъ. Впрочемъ, "первой ласточкой" была осенняя выставка въ "Пассажѣ", примѣчательная только какимъ-то скандаломъ, учиненнымъ В. М. Пуришкевичемъ по поводу какой то карикатуры. Въ остальныхъ отношен³яхъ выставка ничѣмъ не отличается отъ предыдущихъ "осеннихъ". Достаточно перечислить имена Константина Маковскаго, П. Сала, Вещилова, Ризниченко, Оскара Гофмана, С. Федорова, чтобы стало ясно, какого рода "товаръ" здѣсь предлагался {Говорить подробно объ этой Ауеровской лавочкѣ, на страницахъ художественнаго журнала, не приходится; она является печальнымъ, но неизбѣжнымъ слѣдств³емъ спроса на тотъ "товаръ", которымъ наполняются отдѣльные кабинеты ресторановъ, купеческ³я квартиры новобрачныхъ и номера бань. Впрочемъ, зло, распространяемое подобными "выставками", имѣетъ и самостоятельное начало. Напр., многочисленныя открытыя письма со скульптуръ-карикатуръ г. Жукова, несомнѣнно, растлѣвающе дѣйствуютъ на вкусы толпы.}. Выставка "Товарищества художниковъ", помѣщающаяся въ залахъ Общества Поощрен³я Художествъ, мало чѣмъ отличается отъ "осенней". Галкины, Кравченки, Штемберы и семья Клеверовъ соперничаютъ между собой въ дурномъ вкусѣ и художественной безграмотности. Газеты сообщили также о новой "гранд³озной" выставкѣ лѣтнихъ работъ молодыхъ художниковъ. Участвовать на ней должны, главнымъ образомъ, ученики разныхъ художественныхъ школъ Петербурга, а также - только-что окончивш³е эти школы... Можно себѣ представить, какая это будетъ выставка...
   Но еще печальнѣе - посрамлен³е русской живописи за границей. Художникъ Н. И. Верхотуровъ устроилъ выставку русскаго "искусства" въ Лондонѣ - первое выступлен³е "Общины художниковъ". Выставка открылась 10 октября и продолжится два мѣсяца. Какой позоръ русскаго искусства - это выступлен³е, можно судить по тому,что главные экспоненты на ней - К. Крыжицк³й, Богдановъ-Бѣльск³й, Бергольцъ и К. Маковск³й. Повидимому, устроители желаютъ повторить "эффектъ", произведенный въ прошломъ году русскими художниками въ Мюнхенѣ. Но тамъ уже приглядѣлись къ нашимъ отечественнымъ "талантамъ", въ Лондонѣ же это, насколько помнится, первая большая выставка русскаго искусства...
   По этому поводу приходятъ на мысль разныя параллели касательно нашихъ художественныхъ дѣятелей...
   Стоитъ у насъ кому-нибудь энергично и съ любовью взяться за какое либо дѣло, какъ сейчасъ же завистниками и хулителями суются "палки въ колеса" новымъ начинан³ямъ. Когда эти хулы исходятъ отъ публики, то все же ихъ легче игнорировать, но обыкновенно изощряются въ нихъ присяжные "критики", и тогда одного молчан³я культурнаго меньшинства - мало, хотя бы ,критикомъ' оказался самъ Брешко или Кравченко.
   Недавно въ нашемъ собран³и лжей - "Новомъ Времени" именно этотъ послѣдн³й обрушился на дѣятельность гр. Д. И. Толстого, какъ на комиссара выставки 1911 г. въ Римѣ, а за одно - и какъ на товарища главноуправляющаго Русскимъ Музеемъ. Суть въ томъ, что гр. Д. И. Толстой, распредѣляя мѣста на Римской выставкѣ, указалъ заранѣе количество мѣста, отводимаго на этой выставкѣ разнымъ обществамъ, въ томъ числѣ и "Весенней". Экспоненты послѣдней обидѣлись и совсѣмъ отказались отъ какого либо участ³я. Можно только порадоваться этому и отъ души пожелать, чтобы то же сдѣлали и друг³е quasi-художники, включая и тѣхъ товарищей Кравченки, о которыхъ онъ такъ заботливо печется.
   Рѣшен³е графа Толстого въ высшей степени благоразумно, и если можно въ чемъ либо упрекнуть организаторовъ выставки, то это скорѣе въ снисходительности ко всякимъ Крыжицкимъ, Киселевымъ и К°. Довольно уже срамилось русское искусство въ Мюнхенѣ и теперь въ Лондонѣ!
   Друг³е нападки Кравченки, касающ³еся дѣятельности гр. Толстого по музею Александра III, еще менѣе основательны. Кравченко упрекаетъ гр. Толстого въ томъ, что онъ не слушаетъ "Академ³и". Но если бы только принимать въ Музей все, что предлагаетъ Академ³я, а съ другой стороны - каждый разъ, при всякой новой покупкѣ, съ ней совѣтоваться,- то музей Александра III скоро бы превратился въ академическ³й музей, или - что равносильно - въ пошлую лавочку, набитую всякимъ хламомъ. Достаточно пройтись по музею Академ³и, чтобы увидѣть какъ "компетентны" въ русскомъ искусствѣ заправилы Академ³и. Изъ прошлаго Русскаго Музея можно также привести не мало примѣровъ не только неосвѣдомленности, но полнаго невѣжества академическихъ судей. Такъ, напримѣръ, одинъ изъ шедевровъ Музея - портретъ Екатерины II, кисти Шибанова, былъ когда то отвергнутъ Академ³ей, какъ недостойный висѣть рядомъ съ "перлами творчества" разныхъ Мещерскихъ, Киселевыхъ, Грузинскихъ и прочихъ "мастеровъ". Замѣтимъ при этомъ, что портретъ былъ оцѣненъ продавцомъ, кажется въ 100 руб. или что то въ этомъ родѣ. Только со вступлен³емъ гр. Толстого на должность товарища главноуправляющаго, портретъ былъ пр³обрѣтенъ, какъ рѣдкое сокровище, за 3.500 руб., такъ какъ новый владѣлецъ понялъ его настоящую цѣну и не хотѣлъ уступить его дешевле.
   Такимъ образомъ, благодаря невѣжеству академическихъ заправилъ, Музей переплатилъ много денегъ, а не будь гр. Толстого, прекрасный портретъ Шибанова не былъ бы въ числѣ лучшихъ холстовъ нашей нац³ональной галереи. Еще забавнѣе примѣръ съ портретомъ Тропинина, который когда то предлагался за 800 руб. Музею. Это была семейная группа въ ростъ, т. е. картина того типа, какого въ Музеѣ среди работъ Тропинина нѣтъ. Академики - отказали. Но черезъ нѣкоторое время тѣ же академики пр³обрѣли за тысячу рублей, у своего товарища В. Маковскаго, ничтожный маленьк³й портретъ того же Тропинина, портретъ, не представляющ³й для Музея никакого интереса и крайняя цѣна которому 100-200 рублей. Все это - лишь случайные примѣры, выхваченные изъ сотни случаевъ, доказывающихъ полную безграмотность въ области искусства тѣхъ людей, которые призваны оффиц³ально контролировать дѣйств³я администрац³и Русскаго Музея. И если бы не графъ Д. И. Толстой, то за послѣдн³е годы въ Музеѣ не только бы не было сдѣлано ничего хорошаго, но усерд³емъ академическихъ инвалидовъ онъ былъ бы превращенъ въ свалочное мѣсто, гдѣ - можетъ быть удачно для нихъ, но весьма прискорбно для Музея - нашли бы себѣ мѣсто одни Крачковск³е и Кравченки.
   Въ ноябрѣ с. г. открывается въ Петербургѣ "Институтъ истор³и искусствъ", организуемый графомъ В. П. Зубовымъ (Исаак³евская площадь, 5). Предполагается чтен³е лекц³й и докладовъ научнаго характера, выписано огромное количество художественныхъ издан³й для библ³отеки, предположено устроить музей фотографическихъ репродукц³й и проч. Нельзя не пожелать успѣха этому предпр³ят³ю. "Werksiatt der Kunst" сообщаетъ, что международный союзъ художниковъ въ Римѣ, рѣшилъ во время римской выставки 1911 года созвать конгрессъ художниковъ всего м³ра. Намѣчена уже слѣдующая программа: культурныя и педагогическ³я проблемы, преподаван³е искусства, авторское право и проч.

Н. В.

  
  

Другие авторы
  • Москотильников Савва Андреевич
  • Висковатов Степан Иванович
  • Баласогло Александр Пантелеймонович
  • Герье Владимир Иванович
  • Радищев Николай Александрович
  • Жихарев Степан Петрович
  • Рекемчук Александр Евсеевич
  • Бельский Владимир Иванович
  • Первухин Михаил Константинович
  • Эдельсон Евгений Николаевич
  • Другие произведения
  • Неверов Александр Сергеевич - Марья-большевичка
  • Одоевский Владимир Федорович - Винченцо и Цецилия
  • Марриет Фредерик - Крушение "Великого Океана"
  • Житков Борис Степанович - Охотник и собаки
  • Байрон Джордж Гордон - Отплытие Чайльд-Гарольда
  • Чапыгин Алексей Павлович - Чапыгин А. П.: Биобиблиографическая справка
  • Шеллер-Михайлов Александр Константинович - Лес рубят - щепки летят
  • Сомов Орест Михайлович - З. Кирилюк. О. М. Сомов
  • Франко Иван Яковлевич - Сожжение упырей в с. Нагуевичах в 1831 г.
  • Решетников Федор Михайлович - Очерки обозной жизни
  • Категория: Книги | Добавил: Ash (10.11.2012)
    Просмотров: 613 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа