Чем живут сейчас русские в Польше?
В бледной русской жизни появляются краски. - Настроения молодежи. - События в жизни русской школы. - Варшавское "Объединительное движение" о сочувствии власти. - Виленские планы, пушкинский музей и провинциальные проекты.
(От варшавскаго корреспондента "Сегодня").
Картина русской жизни, т. е. жизни русскаго коренного населения в Польше приобрела за последнее время некоторыя краски, которыя несколько расцветили ея в общем бледный рисунок.
Сходят с арены или отодвигаются на задний план люди того поколения, которое было психологически слишком тесно связано с далеким, ушедшим в историю, прошлым, чтоб легкия могли здорово и нормально дышать новым воздухом. И одновременно, выдвигается новое, молодое поколение, заслуживающее серьезнаго внимания.
Это новое поколение собралось недавно, в лице своих наиболее активных представителей, на всепольский делегатский съезд. Я не имел, к сожалению, возможности просидеть на этом съезде от начала до конца, но и то, что имеется в матерьялах происходивших в Варшаве совещаний, представляет несомненный интерес.
Главная резолюция, вынесенная съездом, говорит языком граждан той страны, в которой съезд собрался, - языком не во внешнем, лингвистическом смысле, а в смысле политическом. Это был съезд не эмигрантов - и резолюция отчетливо подчеркивает национально-меньшинственный характер того большого объединения, которое все шире захватывает наиболее культурны еэлементы русской молодежи в Польше.
Наряду с этим, идеологическое сопротивление коммунистическому миросозерцанию, так-же ясно отразилось в этой резолюции, и нашли в ней место отражения религиозно-идеалистических устремлений молодежи в противовес материалистическим и атеистическим.
Более опытными руками была подготовлена эта часть работы, и гораздо менее опытными был проведен весь съезд. Здешняя русская молодежь не имела возможности приобрести общественные навыки, создать общественные традиции, которыя не были переданы ей по наследству старшим поколением. Подлинной русской общественности в тех частях Польши, которыя входили в состав Российской империи, не было, - и молодежь вынуждена собственными силами создавать нечто совершенно новое, создавать общественно-политические навыки и традиции.
По информации, появляющейся в местной русской печати, можно проследить за интересными исканиями русской молодежи. Приблизительно, 1500 русских детей и подростков учится врусских гимназиях. Недавно, в волынском городе Ровно происходил съезд окончивших местную русскую гимназию, поставленную, как и другия четыре гимназии, содержащияся всецело за счет русской общественности, на очень большую учебную высоту, что подтверждается отзывами контролирующаго их польскаго учебнаго начальства. Ровенские праздники прошли весело, оставили во всех участниках самыя теплыя воспоминания.
Но разъезжается студенческая молодежь - и провинция остается в обстановке, в которой не легко получить удовлетворить своим культурным запросам. Отовсюду слышатся жалобы на бедность русских библиотек, очень скудно пополняющих свои книжные запасы. Молодежь жаждет современнаго, новаго чтения, и тут она сталкивается с этой библиотечной бедностью.
Но молодежь хочет освещения и культурнаго, в частности, литературнаго прошлаго, лучами современнаго, ей близкаго жизнеощущения, и тут она наталкивается на бедность культурных сил, проникнутых духом сегодняшняго дня.
Все это сказалось на варшавском съезде, о котором говорилось выше. Чувствовалось, что легок людям, идеалы и задачи которых не имеют ничего общаго с подлинными, жизненными, интересами русской коренной молодежи в Польше, овладеть многими делегатами. И тут сказалась ясная грань между большинством делегатов с так наз. кресов и из Галиции.
Галичане привезли с собою умение хорошо разбираться в проблемах общественных и политических, привезли с собою гораздо больше "положительной современности", чем многие их коллеги из других провинций. В Галиции давно уже была политическая жизнь, когда на кресах было только духовное прозябание. Варшавский съезд внес несомненное оживление в русскую жизнь, в которой за последнее время слышались и другия интересныя ноты.
Камертон был в руках у варшавских общественных деятелей, которые могли недавно выяснить, что их понимание русских общественных задач всецело отвечает пониманию их варшавскими административными властями. На конференции, которую эти последния имели с многочисленной делегацией от различных русских организаций, делегаты выслушали пожелания, чтобы организации, в пределах возможных, объединились.
Между тем процесс объединения идет именно в столице полным ходом и начался значительно раньше созыва упомянутой конференции. Года полтора тому назад в Варшаве возникла идея "русской общины", но ни со стороны власти, ни в широких кругах русскаго населения столицы она не нашла живого отклика. Быть может, одни опасались, как бы дело не перешло на "политическия рельсы", что было совершенно чуждо инициаторам этого плана, а другие не ощутили в этой идее реальнаго, делового содержания. Объединительная работа, о которой русская делегация могла с чувством полнаго удовлетворения сообщить административным властям, преследует чисто практическия цели: сконцентрировать в руках одной большой организации заботу о гимназии, о начальной школе, о приюте для стариков, дешевых столовых и т. д. Вся общественно-благотворительная деятельность русских в столице должна быть объединена в одном центре. Меньше канцелярий, меньше административных расходов, меньше конкуренции между "дамами патронессами", занятыми устройством вечеров и концертов.
Правда, меньше "председателей", но от этого дело может только выиграть.
Одновременно инициаторы этого "объединительнаго движения", которое сумело стать выше самых различных разногласий, стремятся к тому, чтобы вовлечь и в работу, и в организацию денежных сборов людей, до сих пор стоящих в стороне от русской общественной жизни. Такия учреждения, как гимназия и начальная школа, переживают "перманентный кризис"; всегда не хватает средств, всегда есть долги, всегда вязнет либо нос, либо хвост. Нос - оплата учителей, хвост - квартирная плата.
Русские общественные деятели в Вильне работают над большим проектом "Русскаго Дома имени А. С. Пушкина", где бы под одним (и притом собственным) кровом приютились и гимназия, и школа, и благотворительное общество, и различные кружки: литературно-артистический, философский и др. объединения молодежи, библиотека, столовая и т. д. Такой дом в Вильне имеется, но он арендуется у частнаго владельца, который в любой момент может сдать его более для него выгодному съемщику. Русские в Вильно всегда шли впереди русских в Варшаве в смысле общественно-организационнаго умения, хотя в столице есть больше богатых русских людей, но они в большинстве своем, прячутся где-то в тени, боясь, как бы не обратились к их бумажникам.
Виленчане носятся с мыслью о постоянном "Пушкинском музее". Некоторая база у них есть: имение, оставленное недавно скончавшейся вдовой прямого потомка великаго поэта. В этом имении, завещанном Виленскому Русскому обществу, имеются реликвии, связанныя с именем и личностью Пушкина. Было бы правильно стянуть в будущий музей все, относящееся к поэту и разбросанное по всей Польше.
По случаю грядущих пушкинских торжеств, в разных небольших городах проектируются "Пушкинския выставки", но эти, несколько грандиозные замыслы провинциалов вызывают в центрах законныя сомнения, не лучше ли устроить в Вильне одну большую и хорошую выставку, чем в десяти маленьких городках - десять миниатюрных и недостойных имени Пушкина дилетантских затей?
Как видит читатель, много небезынтересных вопросов составляет сейчас содержание русской жизни в Польше., вопросов чисто общественнаго и национально-культурнаго характера. Осуществление и практическое разрешение их требует, прежде всего, материальных средств, и, во вторых, концентрации общаго руководства. Эту последнюю задачу и хотят провести в жизнь инициаторы варшавскаго объединения, конечно, в пределах возможнаго.
Н. Волковыский. Чем живут сейчас русские в Польше? // Сегодня. 1936. No 194, 16 июля.
Подготовка текстов - Кирилл Васильев, 2002.