Главная » Книги

Вяземский Петр Андреевич - 15-е июля 1848 года в Буюкдере

Вяземский Петр Андреевич - 15-е июля 1848 года в Буюкдере



П. А. Вяземск³й

  

15-е ³юля 1848 года въ Буюкдере.

  
   Вяземск³й П. А. Полное собран³е сочинен³й. Издан³е графа С. Д. Шереметева. T. 2.
   Спб., 1879.
  
   Въ числѣ праздниковъ, установленныхъ Русскою Церковью въ память и честь святымъ, день святаго и равноапостольнаго князя Владим³ра имѣетъ для насъ особенное значен³е и особенную важность. Этотъ день есть для васъ не только праздникъ христ³анск³й и церковный, но вмѣстѣ съ тѣмъ и праздникъ гражданск³й и государственный. Онъ принадлежитъ равно и Церкви и истор³и народной. Пр³общивъ себя и свой народъ въ Церкви православной, Владим³ръ указалъ путь Росс³и. Съ перваго слѣда, на немъ означеннаго, положилъ онъ незыблемое начало ея историческихъ судебъ. Всѣ наши событ³я, все что образуетъ нашу народную личность, нашу силу духовную, нравственную и политическую, всѣ наши успѣхи и пр³обрѣтен³я, всѣ очистительныя и многоплодныя испытан³я, чрезъ которыя Промыслъ цѣлебно и спасительно провелъ насъ по пути борен³й, жертвъ, преуспѣян³я и славы, все истекаетъ изъ свѣтлой и святой купели, въ которую Владим³ръ погрузилъ съ собою младенческую Росс³ю. Отъ него зачалось и окрѣпло наше духовное воспитан³е и гражданское образован³е. Имъ опредѣлено наше мѣсто въ истор³и человѣчества. Событ³я нашей старины, событ³я нашей новѣйшей истор³и, явлен³я настоящаго времени и, безъ сомнѣн³я, событ³я будущаго связаны и будутъ связаны союзомъ нашимъ съ восточною Церковью. Здѣсь должно искать и точку исхода нашего, и цѣль, къ которой направляетъ насъ Провидѣн³е темными, но вѣрными путями. Направлен³я, данныя обществамъ по соображен³ямъ человѣческой мудрости и разсчетамъ политическаго честолюб³я,- и свидѣтелемъ тому служитъ истор³я - часто бываютъ подвержены измѣнен³ямъ, обличая въ слѣпотѣ человѣческую предусмотрительность. Но начала, въ которыхъ явно знаменуется вмѣшательство Бож³я Провидѣн³я, пребываютъ незыблемы и твердо переносятъ напоры и потрясен³я житейскихъ волнен³й и бурь. Лѣтописи наши выставляютъ въ яркомъ свѣтѣ непреложность сей истины. Имъ же, безъ сомнѣн³я, предстоитъ въ будущемъ подтвердить ее новыми и убѣдительнѣйшими доказательствами. Многое у насъ измѣнилось и многое можетъ измѣниться въ частностяхъ нашего народнаго быта; но призван³е и судьба Росс³и преимущественно заключаются въ святынѣ ея православ³я. Въ прошедшемъ - оно нашъ основный, краеугольный камень; въ настоящемъ - наша опора и сила; въ будущемъ - нашъ свѣтильникъ и двигатель.
   Эти мысли промелькнули въ умѣ моемъ при слушан³и святой литург³и въ день 15-го ²юля, въ церкви посольскаго дома вашего въ Буюкдере. Чувство духовнаго благоговѣн³я предъ совершен³емъ святыхъ таинствъ и обычныхъ обрядовъ церкви нашей невольно сливалось съ историческими воспоминан³ями, которыя пробуждаетъ этотъ праздникъ. Эти воспоминан³я, если и не совершенно чуждыя житейскимъ попечен³ямъ, имѣли однакожъ свою торжественность. Они не отвлекали ни мысли, ни чувства молящагося отъ чястой и святой цѣли, предназначенной молитвѣ. Они не смущали, не охлаждали умилен³я; напротивъ, эти воспоминан³я придавали настоящему священнодѣйств³ю новое значен³е, болѣе доступное слабымъ понят³ямъ нашимъ: они яснѣе выражали на языкѣ человѣческомъ дѣло Бож³я Промысла на Русской землѣ. Особенно на берегу Босфора, вблизи источника, откуда брызнула на предковъ нашихъ живоносная и спасительная струя, давно уже изсякшая на родинѣ и нынѣ у насъ однихъ сохранившая свою первобытную и независимую чистоту, нельзя безъ тайнаго умилен³я внимать словамъ пѣснопѣн³я, которымъ Церковь наша славословитъ святаго Владим³ра. "Уподобился еси купцу, имущему добраго бисера, славнодержавный Владим³ре, на высотѣ стола сѣдя матере градовъ, богоспасаемаго К³ева, испытуя же и посылая въ царскому граду увѣдѣти православную вѣру, и обрѣлъ еси безцѣнный бисеръ Христа, избравшаго тя, яко втораго Павла, и оттрясшаго слѣпоту во святой купели, душевную вкупѣ и тѣлесную". Первобытная, благочестивая и поэтическая простота этихъ выражен³й вездѣ трогательна и умилительна; но здѣсь она проникаетъ въ душу съ особенною прелестью и силою. Давноминувшее живо въ глазахъ олицетворяется. Нить этого добраго бисера, безпрерывно и цѣльно протянутая сквозь мног³я и мног³я столѣт³я, очевидно, ощутительно связываетъ прошедшее съ настоящимъ. Здѣсь священное предан³е возвратилось къ мѣсту колыбели своей. Возрожденное, оживленное воздухомъ родины своей, оно облекается первобытною свѣжест³ю. Слова обветшавш³я юнѣютъ и звучатъ крѣпче и знаменательнѣе: въ нихъ слышится и святая память прошедшаго, и какое-то пророческое предчувств³е будущаго.
   Для насъ, Русскихъ, случайныхъ и временныхъ переселенцевъ на берега Босфора, заброшенныхъ сюда стечен³емъ разныхъ обстоятельствъ, общ³й праздникъ имѣлъ еще на этотъ разъ особенный, частный оттѣнокъ. Мы въ этотъ день праздновали имянины нашего посланника Владим³ра Павловича Титова. По Русскому обычаю, онъ угостилъ единоземцевъ своихъ радушнымъ обѣдомъ въ Румскихъ палатахъ, красиво устроенныхъ между обширнымъ садомъ, живописно расположеннымъ по уступамъ высокой горы, и роскошнымъ, величественнымъ Босфоромъ. За обѣдомъ пропѣты были, въ честь имянинника, нѣкоторыми изъ собесѣдниковъ и собесѣдницъ, слѣдующ³е стихи, положенные на музыку маэстро Мор³они:
  
         Предъ минаретами Пророка,
         Здѣсь, гдѣ объятый цѣпью горъ,
         Подъ небомъ голубыиъ Востока,
         Свѣтлѣетъ голубой Босфоръ,
         Мы, дѣти Руси православной,
         Единодушною семьей
         Поемъ тебѣ привѣтъ заздравный,
         Нашъ имянинникъ дорогой.
  
         Въ дому твоемъ - для насъ Росс³я!
         Здѣсь все, чѣмъ намъ она мила:
         Креста предан³я святыя,
         И слава Русскаго орла,
         И языка роднаго звуки,
         Чтобъ сердцу сердца вѣсть подать,
         И Русск³я сердца и руки,
         Чтобъ брата съ нѣжностью обнять.
  
   Вечеръ кончился, какъ обыкновенно кончаются Буюкдерск³е вечера, многолюднымъ раутомъ подъ открытымъ небомъ на Буюкдерской набережной. Послѣ знойнаго, душнаго дня, недостаточно прохлаждаемаго навѣван³ями Чернаго моря, теплая, прозрачная ночь вызываетъ всѣхъ жителей изъ домовъ и угощаетъ зрѣлищемъ и нѣгою наслажден³й, невыразимо-сладостныхъ. Небо, воздухъ, вода, земля, каждая часть отдѣльно красуется свойственною ей прелестью и все вмѣстѣ сливается въ одну стройную и чудную картину. Извивистый Босфоръ широкими, лазурными отраслями раскидывается въ разныя стороны. Суда, стоящ³я на якоряхъ, темными оттѣнками рисуются на его поверхности. Легк³е, продолговатые каики скользятъ по немъ, какъ будто безплотные призраки, не возмущая тишины его, ни движен³емъ своимъ, едва замѣтнымъ, ни плескомъ веселъ, безъ шума въ воду опускающихся. Передъ домомъ посланника Русск³й тендеръ празднично свѣтится веселыми огнями. На противоположномъ, Аз³ятскомъ берегу, перерѣванныя глубокими долинами, возвышаются горы, образуя величественную раму обширной и роскошной картины. Здѣсь гора, могила великана, увѣнчанная развалинами здан³я, въ которомъ гнѣздятся дервиши. Недалеко отъ нея мѣста, уже заочно вамъ знакомыя памятнымъ для насъ событ³емъ. Тутъ въ 1833 г. расположенъ былъ Русск³й станъ и прозван³е ункёаръ-скелесси внесено въ страницы нашей современной истор³и. Вправо выглядываетъ изъ сумрака Терап³я съ красивыми домани посольствъ Англ³йскаго и Французскаго. Здѣсь на набережной пестрѣетъ и кипитъ настоящ³й Венец³янск³й карнавалъ. Мимо насъ проходитъ, свивается и развивается разноплеменная толпа въ разнообразныхъ одеждахъ. Тутъ Грекъ, Армянинъ, Турокъ, Славянинъ, каждый, отличающ³йся особеннымъ отпечаткомъ въ чертахъ, въ походкѣ, рисуется предъ вами и придаетъ общей картинѣ отдѣльный образъ, отдѣльную жизнь и краску. Весь Востокъ въ лицахъ и стройный, однообразный Западъ теряется въ этомъ радужномъ смѣшен³и красокъ, разностей и народностей. Вотъ Туровъ-разнощикъ, съ фонаремъ въ рукѣ, съ лоткомъ на головѣ, дикимъ крикомъ приглашаетъ прохожихъ полакомиться его неприхотливыми сластями. Тутъ расположена при блескѣ огней вечерняя выставка мороженаго; около нея важно и созерцательно сидятъ безпечные поклонники праздности и лѣни. Изъ сѣней открытаго дома вылетаютъ дик³е напѣвы Армянской пѣсни подъ строй чего-то, похожаго на многострунную балалайку; предъ дверьми тѣснится кружокъ болѣе внимательныхъ, нежели взыскательныхъ слушателей. Этѣ пѣсни однѣ нарушаютъ поэтически-безмолвную гармон³ю ночи. Но и онѣ, при всей своей странности, не вовсе лишены относительной прелести, какъ все то, что самобытно и носитъ на себѣ печать мѣстности и особенности народной.
   Но вскорѣ мысленно уклоняешься отъ всѣхъ этихъ пестрыхъ видѣн³й и забываешь присутств³е людей. Невольно уединяешься въ себя и, отрѣшившись отъ толпы, погружаешься всѣми чувствами въ зрѣлище окружающей тебя природы. Только и видишь, только и слышишь, что небо и море. Только имъ сочувствуешь и любуешься ими.
   Вотъ вамъ, далек³е друзья, наскоро наброшенный очеркъ одного изъ дней, проведенныхъ мною на берегу Босфора.
  

Другие авторы
  • Немирович-Данченко Василий Иванович
  • Иванчина-Писарева Софья Абрамовна
  • Анэ Клод
  • Туган-Барановский Михаил Иванович
  • Кошелев Александр Иванович
  • Глинка Александр Сергеевич
  • Фиолетов Анатолий Васильевич
  • Ландау Григорий Адольфович
  • Трачевский Александр Семенович
  • Сальгари Эмилио
  • Другие произведения
  • Игнатов Илья Николаевич - И. Н. Игнатов: биографическая справка
  • Метерлинк Морис - Прощение обид
  • Осипович-Новодворский Андрей Осипович - Новодворский А. О.: Биобиблиографическая справка
  • Сервантес Мигель Де - Назидательные новеллы
  • Замятин Евгений Иванович - Слово предоставляется товарищу Чурыгину
  • Свенцицкий Валентин Павлович - Письма из ссылки
  • Засодимский Павел Владимирович - П. В. Засодимский: биографическая справка
  • Суриков Иван Захарович - Немочь
  • Гнедич Петр Петрович - Тень отца Гамлета
  • Юшкевич Семен Соломонович - Странный мальчик
  • Категория: Книги | Добавил: Ash (10.11.2012)
    Просмотров: 504 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа