Главная » Книги

Вестник_Европы - Первое путешествие Россиян около Света

Вестник_Европы - Первое путешествие Россиян около Света


  

Первое путешеств³е Росс³янъ около Свѣта.

  
   Росс³йско-Американская Компан³я, ободрeна будучи успѣхами тоpговли мягкою рухлядью, тому уже нѣсколько лѣтъ завела cелен³я на Сѣверовосточныхъ берегахъ Америки, начиная отъ рѣки Коока до Нордфолкскаго пролива. Увеличившееся число людей, занятыхъ торговлею и морeплаван³емъ, подало поводъ заботиться о доставлен³и въ тѣ страны Европейскихъ издѣл³й, военныхъ и съѣстныхъ припасовъ; ибо на Алеутскихъ островахъ, и на берегахъ Американскихъ не сѣютъ никакого хлѣба. Хотя въ проливѣ Принца Вильгельма была учреждена верфть корабельная, и строены суда, которыя могли поднимать по двѣсти пятьдесятъ бочекъ грузу; однакожь скоро замѣчено, что кромѣ дерева, въ тѣхъ мѣстахъ нѣтъ никакихъ строевыхъ матер³аловъ. Самыя необходимыя потребности доставляемы были въ селен³я Росс³йско-Американской Компан³и черезъ Якутскъ и Охотскъ. По причинѣ дальняго разстоян³я и трудности въ провозѣ, для котораго ежегодно употребляется 4,000 лошадей, цѣна на товары въ самомъ Охотскѣ часто поднимается до 560 процентовъ и выше {Между Якутскомъ и Охотскомъ нѣтъ большой дороги; клажа перевозится на вьюкахъ; каждая лошадь несетъ около 5 пудовъ, и проходитъ въ день по 20 верстъ. цѣна за перевозъ по 1 копейкѣ на версту при шести вьючныхъ лошадяхъ находится одинъ погоньщикъ, которой, кромѣ лошади для себя самаго, беретъ въ дорогу еще двѣ запасныхъ. Отъ Якутска до Охотска считается 1020 верстъ.}. Такъ напримѣръ въ самую дешевую пору продается пудъ ржаной муки по пяти рублей, пудъ табаку по двадцати пяти рублей, ведро простаго вина по двадцати рублей и проч. Не рѣдко большая часть перевозимыхъ товаровъ остается въ рукахъ разбойниковъ. Доставлен³е канатовъ и якорей корабельныхъ казалось совсѣмъ невозможнымъ. Необходимость принудила выдумать къ тому средства, которыя не рѣдко были пагубны для кораблей: канатъ перерѣзывали на части, длиною по 7 и 8 саженей, а въ Охотскѣ опять связывали; отъ чего снарядъ терялъ свою крѣпость. Равнымъ образомъ якоря перевозимы были частями же, и на мѣстѣ уже спаиваны очень худо, за недостаткомъ въ знающихъ ремесленникахъ. Перевозъ до Охотска былъ труденъ и убыточенъ; но отъ Охотска до острововъ и твердой земли Америки еще труднѣе и ненадежнѣе. Неискусное построен³е судовъ, неопытность кормчихъ, опасное плаван³е по Восточному Океану - все с³е было пагубно для кораблей и дорогаго груза. Передъ отплыт³емъ Экспедиц³и въ путь около Свѣта въ Росс³и три года не получали никакого .извѣст³я изъ Кадьяка.
   Американская торговля, сопряженная съ великими трудностями - которыя могли бы устрашить всѣхъ другихъ, но которыя преодолѣны мужествомъ Росс³янъ - доставляетъ занимающимся ею великой прибытокъ; она приносила бы еще болѣе выгодъ, когдабъ удалены были всѣ неудобства. Съ тѣхъ поръ, какъ торгъ мягкою рухлядью началъ производиться не частными людьми, но Обществомъ, сдѣланы так³я распоряжен³я, которыя могутъ имѣть счастливое дѣйств³е на дальнѣйш³е успѣхи. Компан³я приняла въ свою службу одного Англичанина, которой выстроилъ прекрасной корабль на берегу Американскомъ, самъ привелъ его, и обязался продолжать свою работу. Она доставляетъ Капитанамъ исправнѣйш³я морск³я карты, математическ³я и астрономическ³я оруд³я, книги о наукахъ, касающихся до мореходства, и описан³я новѣйшихъ путешеств³й. Но со времени царствован³я ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА I - Который соизволилъ принять Компан³ю подъ Высочайшее Свое покровительство, и даже взять участ³е въ торговыхъ ея оборотахъ, чтобы примѣромъ Своимъ другихъ заохотить къ тому же - Компан³я прилѣжно занялась преобразован³емъ столь важной части.
   Она съ самаго начала обратила все свое вниман³е на то, чтобъ легчайшимъ и надежнѣйшимъ способомъ доставлять припасы въ селен³я, которыя, находясь въ мѣстахъ безплодныхъ, удобно могли бы придти въ упадокъ, - дать имъ средства обороняться отъ нападен³я тамошнихъ природныхъ жителей, - завести исправное корабельное строен³е, и запастись хорошими якорями и канатомъ, отъ которыхъ по большей части зависитъ безопасность судовъ, - наконецъ послать туда искусныхъ и опытныхъ матросовъ, въ которыхъ терпѣли тамъ великую нужду.
   Еще въ 1802 году, когда морскимъ Офицерамъ дозволено служить на купеческихъ корабляхъ, Компан³я приняла въ службу свою искуснаго мореходца, Порутчика Хвостова, котораго отправила въ Охотскъ, и которому поручила одинъ изъ лучшихъ своихъ кораблей. Компан³я удалилась бы отъ своей цѣли, если бы, для облегчен³я способовъ труднаго и убыточнаго провоза до Охотска и Америки, не отправляла кораблей своихъ прямо изъ Кронштадта къ сселен³ямъ Американскимъ. Плаватели, выгрузивши товары въ селен³яхъ, берутъ тамъ знатное количество мягкой рухляди, и мѣняютъ ее въ Кантонѣ на Китайск³я произведен³я, которыя привозятъ въ Росс³ю, и получаютъ великую прибыль. Еще въ прежнее Царствован³е, Капитанъ Крузенштернъ, опытный мореходецъ, которой нѣсколько лѣтъ служилъ на Англйскомъ флотѣ, и совершилъ одно путешеств³е въ Инд³ю и Китай, представлялъ Графу Кушелеву, Министру Морскаго Департамента, свой планъ о предпринят³и путешеств³я; неизвѣстныя причины помѣшали исполнить с³е намѣрен³е. Въ нынѣшнее благополучное правлен³е повелѣно планъ Г-на Крузенштерна и друг³я представлен³я разсмотрѣть съ надлежащимъ вниман³емъ. Адмиралъ Мордвиновъ, заступивш³й мѣсто Графа Кушелева, желалъ, чтобы первое путешеств³е около Свѣта отправилось на иждивен³и Правительства; что и было бы сдѣлано, еслибъ Компан³я не предложила снарядить корабли на счетъ собственной суммы. Правительство, споспѣшествуя полезному намѣрен³ю Компан³и, ссудило ее 250,000 рублей на восемь лѣтъ, по пяти процентовъ.
   Положено купить суда въ Англ³и. Флота Капитанъ Лисянск³й, назначенный начальствовать на другомъ кораблѣ, посланъ былъ съ корабельнымъ мастеромъ Разумовымъ въ Англ³ю, гдѣ и купилъ за 17,000 ф. ст. два новые корабля, стоящ³е на рѣкѣ Темзѣ - Леандеръ, поднимающ³й 470 бочекъ, и Темзу о 430 бочкахъ грузу. Обить мѣдью и снабдить нужными снастями стоило еще 3,000 ф. с. Первому изъ нихъ дано назван³е Надежда, второму - Нева.
   Въ то самое время, когда покупаемы были корабли и дѣланы приготовлен³я къ путешеств³ю, Правительство рѣшилось отправить Посольство въ Япон³ю. Открыт³е торговли съ симъ богатымъ островомъ обѣщаетъ велик³я выгоды для Росс³йско-Американской Компан³и. Недальнее разстоян³е Камчатки, которой произведен³я - мѣха, соленую рыбу и проч. - можно вывозить съ великимъ прибыткомъ, весьма много благопр³ятствуетъ сей торговлѣ. Еще прежде частные люди вели торгъ съ Японцами. Многимъ читателямъ извѣстно, что Правительство въ 1792 году посылало Поручика Лаксмана для препровожден³я нѣсколька человѣкъ Японцевъ, претерпѣвшихъ кораблекрушен³е на берегахъ Росс³йскихъ, въ ихъ отечество. Хорош³й пр³емъ сдѣланнаго предложен³я отъ Росс³йскаго Правительства - а именно, чтобъ дозволено было одному кораблю ежегодно приставать къ Нангазаки - подавалъ надежду, что отправивъ Посла съ богатыми подарками, можно пр³обрѣсти еще болѣе выгодъ. Столь важное препоручен³е возложено на Господина Резанова, которой, для обезпечен³я успѣха, долженъ былъ взять съ собою не только подарки, но еще н_ѣ_с_к_о_л_ь_к_о Японцевъ, въ 1793 претерпѣвшихъ кораблекрушен³е у острововъ Андреяновскихъ, и жившихъ въ Иркутскѣ до 1797 году. Положено, чтобы Посольство отплыло на кораблѣ Надеждѣ; а какъ это могло задержать корабль на пути, и помѣшать ему возвратиться въ надлежащее время; то Правительство отправило его на собственномъ иждивен³и, дозволивъ Компан³и нагрузить сей к_о_р_а_б_л_ь товаромъ, сколько помѣстится.
   Грузъ обоихъ кораблей состоялъ изъ желѣза, парусины, якорей, канатовъ, пороху, пушекъ, ружей, пистолетовъ, сабель, муки, вина горячаго, рому, водки французской, спиртовъ, кофе, сахару, чаю, табаку, разныхъ ремесленныхъ оруд³й, наконецъ изъ товаровъ, которые можно мѣнять на произведен³я тамошнихъ острововъ и береговъ Американскихъ. Компан³я наняла двухъ корабельныхъ мастеровъ, многихъ слѣсарей, кузнецовъ и плотниковъ, которые обязались навсегда остаться жить въ селен³яхъ.
   Кромѣ торговыхъ и политическихъ видовъ, еще У_ч_е_н_ы_е были предметомъ путешеств³я. ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОРЪ соблаговолилъ употребить сей случай на пользу общаго просвѣщен³я. Мног³е ученые Мужи - въ числѣ которыхъ Натуралистъ Г. Тилез³усъ изъ Лейпцига, и Астрономъ Г. Горнеръ изъ Гамбурга - вызванные на выгоднѣйшихъ услов³яхъ, объѣхали кругомъ земной шаръ на корабляхъ Росс³йскихъ. Г-да Эспенбергъ и Лабандъ, извѣстные ученому свѣту, сотоварществовали имъ въ качествѣ Медиковъ. Начальникъ Экспедиц³и Г. Крузенштернъ, родомъ изъ Лифлянд³и, есть не только искусный мореходецъ, но человѣкъ съ отличными достоинствами. Не задолго до отплыт³я, онъ женился, и, по обстоятельствамъ, долженъ былъ оставить свою супругу въ Отечествѣ. Великодушный МОНАРХЪ, желая обезпечишь семейство Г-на Крузенштерна, пожаловалъ супругѣ его помѣстье въ арендное содержан³е.
   Направлен³е сей достославной Экспедиц³и долженствовало бытъ слѣдующее: Положено, чтобы корабли, объѣхавъ Огненную Землю, разлучились у Сандвичевыхъ острововъ; Надеждѣ надлежало отвезти Посла къ берегамъ Япон³и, и на зиму плыть къ Кодьяку; а Невѣ - отъ Сандвичевыхъ острововъ прямо къ Кодьяку, или же въ случаѣ надобности къ берегамъ Американскимъ. Оба корабля долженствовали зимовать у Кодьяка. Въ слѣдующемъ году они должны были вмѣстѣ плыть къ Американскимъ берегамъ для посѣщен³я Росс³йскихъ селен³й и для взят³я товаровъ, въ Китай назначаемыхъ; Августа мѣсяца приплыть къ Кантону, и промѣнять товары Американск³е и Китайск³е; въ трет³й годъ плаван³я въ Февралѣ отправиться въ Росс³ю мимо мыса Доброй Надежды. Сличая с³е предположен³е съ извѣст³ями, помѣщенными въ публичныхъ Вѣдомостяхъ, видимъ, что Экспедиц³я почти въ назначенное время совершила свое путешеств³е. Росс³йско-Американская Компан³я извѣщаетъ, что Надежда и Нева были въ Камчаткѣ, Япон³и, Китаѣ, Америкѣ, и у многихъ острововъ. Нева, вмѣстѣ съ Надеждою отправившись изъ Кантона 20 числа Января, разлучилась съ нею у мыса Доброй Надежды, по причинѣ густаго тумана, и нигдѣ не останавливаясь, приплыла въ Кронштадтъ 2 ²юля. Надежда заходила къ Острову Св. Елены за съѣстными припасами, и потому позднѣе возвратилась въ Отечество. Компан³я получила съ кораблями множество товаровъ Китайскихъ - чай, фарфоръ и проч. - и Американскихъ, которые не проданы въ Кантонѣ. Достойно замѣчан³я, что во все продолжен³е плаван³я оба корабля лишились только трехъ человѣкъ; всѣ проч³е путешественники возвратились здоровы.

(Изъ Вил. Журн.)

"Вѣстникъ Европы". Часть XXX, No 22, 1806


Категория: Книги | Добавил: Ash (10.11.2012)
Просмотров: 470 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа