>
Тик Людвиг
(Tieck, 1773-1853) - изв. нем. писатель, один из главных представителей
романтической школы. Род. в Берлине; в 1805-18 годах совершил путешествия в
Италию, Францию и Англию; последние годы жизни он провел в Дрездене, где был
директором Королевского театра, и Берлине, где и умер. Т. начал литературную
деятельность мелкими рассказами и довольно слабыми драматическими
произведениями, носившими мрачный и раздирательный характер: "Аbdallah" (1792),
"Karl von Berneck" (1793), "Der Abschied". К этому же периоду относится роман
"William Lovell", изображающий судьбу неисправимого ловеласа, эгоиста, игрока и
беззастенчивого негодяя. Уже в эту раннюю пору Т. обнаруживает интерес к
Шекспиру. В 1797 г. появились под заглавием "Volksm ärchen des Peter Leb erecht"
получившие громадную популярность сказки Т., иногда прекрасно передающие
народный дух, иногда, наоборот, произвольно обработанные ("Die sch ö ne
Magelone", "Der blonde Ekbert", "Die Elfen" и др.). К этим сказкам тесно
примыкают "сказочные комедии" T. - "Ritter Blaubart", "Die Schildbü rger".
Он пробовал писать и легкие сатирические комедии, теперь утратившие интерес, но
в свое время затрагивавшие злобу дня, бичевавшие бездарных литераторов и
критиков, ограниченность публики ("Der gestiefelte Kater", "Die verkehrte Welt",
"Zerbino oder die Reise nach dem guten Geschmack"). Мало-помалу, особенно под
влиянием своего друга Вакенродера, человека с мечтательною и сентиментальною
натурою, Т. все более увлекался Средними веками и католицизмом. Это увлечение
сказывается, напр., в его "Herzensergiessungen eines kunstliebenden
Klosterbruders" (1797); здесь совершенно в духе Шатобриана возвеличивается
католицизм и прославляется искусство, которое Т. еще не отделяет от религии,
сравнивая наслаждение красотою произведений искусства с молитвенным настроением
и подъемом духа. Такой же характер носит навеянная отчасти Гетевским
"Вильгельмом Мейстером" повесть "Franz Sternbalds Wanderungen", действие которой
происходит в дни Альбрехта Дюрера и Микеланджело; здесь, между прочим, довольно
резко критикуется протестантизм как сухое, рассудочное вероисповедание,
уступающее поэтическому и таинственному католицизму. Романтизм Т. и его
католические симпатии отразились и в пьесах "Lehen und Tod der heiligen
Genoveva" (1799) и "Kaiser Octavianus" (1804). Первая пьеса принадлежит к лучшим
произведениям Т.; во второй преобладает комический и сатирический элемент;
особенно любопытен пролог, всецело навеянный романтизмом. Последний период
деятельности Т. носит совершенно другой характер. Т. охладевает к романтизму и
создает ряд талантливых, проникнутых новым духом и миросозерцанием Гете, вполне
реальных, свободных от тенденциозной окраски повестей и рассказов: "Der Aufruhr
in den Cevennen", "Dichterleben" (из жизни Шекспира), "Der junge T i schlermeister",
"Tod des Dichters" (из жизни Камоэнса) и др. В 1840 г. он издал роман "Vittoria
Accorombona", затрагивавший вопрос о женской эмансипации; в художественном
отношении он стоит ниже повестей. Среди лирических стихотворений Т. есть
несколько красивых вещей (отдельное издание их появилось в 1823 г.). Он перевел
"Дон-Кихота" и докончил предпринятый Шлегелем перевод всех пьес Шекспира. Им же
изданы некоторые памятники старой немецкой словесности, вроде "Minnelieder aus
dem Schw äbischen Zeitalter".
Сочинения Т. изданы в 1828-42 гг. Ср. R. K ö pke,
"Ludwig T., Erinnerungen aus dem Leben des Dichters" (Лпц., 1855); V. Friesen,
"Ludwig T." (Вена, 1871); Stern. "Zur Litteratur der Gegenwart" (Лпц., 1880); В.
Шерер, "История немецкой литературы" (рус. перев. под ред. А. Н. Пыпина);
Friedrich Kirchner, "Die deutsche Nationallitteratur des XIX Jahrhunderts"
(Гейдельберг, 1894); P. Гайм, "Романтическая школа" (перев. В. Неведомского, М.,
1891).
Ю. Веселовский.
Источник: Энциклопедический Словарь Брокгауза и Ефрона.