(Eugè ne Sue, 1804-1857) - французский беллетрист, сын ученого врача; много путешествовал в молодости в качестве морского хирурга, хорошо изучил Испанию, французские колонии, а также морскую жизнь и быт матросов. Отец его умер, оставив ему миллионное состояние, и С. стал жить очень широко, отдавшись исключительно литературе. Первые его произведения - повести и романы из морского быта; самые известные из них - "Рliсk et Plock", "Atar Gull", "La Salamandre", "La Vigie de Koat Ven". Ими создан был совершенно новый род литературы во Франции. С. проявил очень богатую фантазию в описании моря и морской жизни; замыслы его оригинальны, драматичны, стиль сильный и яркий. Уже в этих первых произведениях С. является увлекательным рассказчиком и вместе с тем проявляет свойственный ему пессимизм, объясняя поступки своих героев большею частью тщеславием и эгоизмом. В исторических романах - "Lautréaumont", "Jean Cavalier", "Le Marquis de Letorrière" - С. очень произвольно обращался с историческим материалом, движимый все более назревавшей в нем ненавистью к монархии. За историческими романами последовали бытовые: "Arthur", "Morne au Diable", "Mathilde". В "Матильде", имевшей в свое время чрезвычайно громкий успех, С. отвлекся на время от философских замыслов и тенденциозного демократизма и дал яркую картину общественной жизни своего времени, обнаружив большое понимание действительности. В этом романе, как и в других чисто бытовых повестях, С. - трезвый реалист, не преувеличивающий дурных сторон жизни, а с полной правдивостью изображающий сочетание добра и зла в характерах и поступках людей. Все эти романы составляют, однако, лишь подготовительный период в творчестве С.; его литературная слава основана не на них, а на общественных романах, написанных в 40-х годах. С. проникся социалистическими теориями, волновавшими тогдашнюю Францию и подготовившими движение 1848 г.; он стал сторонником философских и экономических учений Фурье, Ламеннэ, Кабэ, Сен-Симона и Прудона. Источник всех человеческих страданий он видит в эгоизме общественной организации. Индивидуальная нравственность обусловлена, по его убеждению, общественным строем. Все общество виновато в преступлениях и пороках пролетариата. С. выступает пламенным защитником интересов низшего класса и страстно обличает аристократию и духовенство как виновников страданий народа. Этим духом проникнуты знаменитые в свое время и переведенные на все европейск. языки романы "Mystères de Paris", "Juif Errant", "Mystè res du Peuple". С. писал их в виде фельетонов, имевших огромный успех. Помимо идейного содержания, романы эти увлекали драматическим изложением, фантастичностью, сложностью интриги, драматизмом и неожиданностью бесконечно разнообразных эпизодов. Для современного читателя романтические вымыслы С. с их полным пренебрежением к правдоподобности изображенных событий и к психологической правде представляют мало интереса, но в истории литературы романы С. сохраняют значение, как продукты того же течения, к которому относятся социалистические романы Жорж Санд, "Misérables" Гюго и др. произведения того же рода. С. написал еще "Les Sept P éché s Capitaux", "Les Enfants de l'аmоur", "Gilbert et Gilberte", "Les filles de Ca Оn", "Ferdinand Duplessi s", "La famille Geoffroy" и мн. др. В молодости он сочинил в сотрудничестве с другими лицами несколько водевилей и драм ("Le fils de l'homme", "Pierre Le Noir", "Le Secret d'Etat" и др.), a впоследствии переделал для сцены некоторые свои романы ("Lautréaum ont", "Juif Errant" и др.). Его избрание в члены законодательного собрания (1850) напугало буржуазию, встревоженную событиями 1848 г.; но выдающейся роли в политической жизни ему сыграть не удалось.