PRE>
Александр Васильевич Сухово-Кобылин: краткая справка
С. Венгеров
Сухово-Кобылин (Александр Васильевич) - известный драматург,
принадлежащий к тому немногочисленному разряду писателей, которых можно
назвать "авторами одного произведения". Эти писатели сразу развертывают все
свое дарование, дают произведение, которое обеспечивает им имя в истории
литературы и потом либо совершенно замолкают, либо пишут вещи, не идущие ни
в какое сравнение с первым проявлением их таланта. Таков из русских
писателей Грибоедов с поразительным контрастом между "Горе от ума" и
позднейшими пьесами. Таков Чаадаев, занявший своим "Философическим письмом"
одно из первых мест в истории русской общественной мысли и затем проживший
еще 20 лет в полном обладании блестящего ума, но не написавший более почти
ни одной строки. Таков из второстепенных талантов Гирс, возбудивший началом
романа "Старая и новая Россия" очень большие надежды и ничем их не
оправдавшие. Таков, наконец, Сухово-Кобылин, автор неувядаемой "Свадьбы
Кречинского", созданной пятьдесят лет тому назад, в течение которых
даровитый автор не написал ничего кроме двух пьес совершенно
второстепенного значения ("Дело" и "Смерть Тарелкина"). До известной
степени столь редкая в истории истинных талантов непродуктивность
Сухово-Кобылина может быть объяснена обстоятельствами личной его жизни; все
три пьесы написаны по случайным мотивам, чуждым чисто литературных
побуждений. Сам автор в предисловии к драме "Дело" говорит о себе, что
"класс литераторов также мне чужд, как и остальные четырнадцать", и тут же
спешит заявить, что его пьеса "не есть, как некогда говорилось, плод
досуга, ниже, как ныне делается, поделка литературного ремесла, а есть в
полной действительности сущее и из самой реальнейшей жизни с кровью
вырванное дело". Эти слова являются отголоском очень тяжелого испытания,
которое Сухово-Кобылину пришлось перенести в молодости, когда он несчастным
стечением обстоятельств был вовлечен в дело об убийстве француженки Диманш.
Корыстолюбие судебных и полицейских властей, почуявших, что тут можно
хорошо поживиться, привело к тому, что и сам Сухово-Кобылин, и пятеро его
крепостных, у которых пыткой вырвали признание в мнимом совершении
преступления, были накануне каторги. Только огромные связи и еще больше
огромные денежные "дачи" освободили молодого помещика и его слуг от
незаслуженного наказания. Ужасы лично им вынесенных дореформенных порядков
Сухово-Кобылин и старался изобразить во второй из своих пьес - "Деле".
Отсюда слишком мрачная окраска пьесы; не лишенная кое-где колоритности и
силы, она в общем производит впечатление недостаточно художественного и
крайне озлобленного шаржа. Гораздо счастливее связан с печальными
испытаниями молодости автора литературный первенец Сухово-Кобылина -
"Свадьба Кречинского". Сидя в тюрьме, он от скуки и чтобы немного отвлечься
от мрачных мыслей, разработал в драматической форме ходивший в московском
обществе рассказ об известном тогда светском шулере, который получил у
ростовщика большую сумму под залог фальшивого солитера. Как бы сами собой
создались у Сухово-Кобылина такие яркие фигуры, которые сделали ничтожный
анекдот основанием одной из самых сценичных пьес русского репертуара.
"Свадьба Кречинского" не выдерживает критики, если ее рассматривать с точки
зрения правдоподобия. Она написана почти по правилам ложноклассического
триединства; все совершается в течение одного дня и все концентрируется
так, что результаты поступков действующих лиц немедленно обнаруживаются
перед зрителем. Но в этих нереальных рамках автор достиг полной правды
психологической, дав в замечательно сжатой и сгущенной форме полный
душевный очерк своих героев. Таков прежде всего Кречинский, несомненно
даровитая натура, которого увлекает не столько корыстолюбие, сколько самая
артистичность проделки, а также широкие перспективы будущих шулерских
подвигов. Не просто мелкий мошенник и Расплюев, "работающий" для того,
чтобы "таскать пищу в гнездо", т. е. кормить своих детей. Ни Кречинского,
ни Расплюева нельзя назвать типами; это по преимуществу характеры, т. е.
лица, мало связанные с условиями быта - что, между прочим, обеспечивает
пьесе долгую жизнь. Чрезвычайный интерес придает Кречинскому и Расплюеву
также яркая колоритность их речи; многие словечки пьесы вошли в обиходную
речь ("была игра", "сорвалось", "это настоящий маг и волшебник", "он перед
ним мальчишка и щенок" и др.). Драматическая сила "Свадьбы Кречинского"
особенно ясно выступает при сравнении ее с "Делом" и "Смертью Тарелкина", в
которых автор неудачно старался развить некоторые положения и характеры, в
основной пьесе только намеченные, но зато с большой яркостью. В результате
получился какой-то драматический комментарий, где первое место занимают
пояснения, рассуждения и подчеркивания. "Дело" с его мрачным колоритом в
общем гораздо выше "Смерти Тарелкина", где есть претензии на веселость.
Постановка на сцене "Дела" долго встречала цензурные препятствия; "Смерть
Тарелкина" была допущена к представлению только осенью 1899 г. (под
измененным заглавием "Расплюевские веселые дни" и с переделками), но успеха
не имела. Сухово-Кобылин родился в богатой дворянской семье Московской
губернии, около 1820 г. В доме отца, ветерана войны 1812 г., постоянно
бывали молодые профессора Московского университета - Надеждин, Погодин,
Максимович, Морошкин и др., дававшие уроки его сестре, известной
впоследствии писательнице Евгении Тур (графиня Сальяс). В сороковых годах
Сухово-Кобылин учился в Московском университете и пристрастился к
философии, которой усердно занимается по настоящее время; позднее много
путешествовал и во время пребывания в Париже свел роковое для него
знакомство с Диманш. "Свадьба Кречинского", написанная в начале 50-х гг.,
возбудила всеобщий восторг при чтении в московских литературных кружках, в
1856 г. была поставлена на сцене в бенефис Шумского и стала одной из самых
репертуарных пьес русского театра. Все три пьесы трилогии изданы в 1869 г.
под заглавием "Картины прошлого".
Примечание. В 1902 г. избран в почетные академики: умер в 1903 г.