iv align="justify"> Оригинал здесь - http://www.rulex.ru/01110509.htm
Каменский, Анатолий Павлович - беллетрист. Родился в 1877 г., окончил курс юридического факультета в Санкт-Петербургском университете, некоторое время служил в министерстве финансов. С конца 1890-х годов помещал повести и рассказы в "Мире Божьем", "Образовании", разных альманахах. Они собраны в 3 томах ("Рассказы", Санкт-Петербург, 1907 - 1910). Сверх того, вышли отдельно: роман "Люди" (Санкт-Петербург, 1910), "Легкомысленные рассказы" (Санкт-Петербург, 1910), "О свободном человеке. Опыт послесловия к некоторым своим произведениям" (Киев, 1910). Имя Каменского тесно связано с годами усиленной разработки в русской беллетристике "половой проблемы" (1906 - 1908). Горячечная возбужденность 1905 г., задержанная в своем естественном течении, пошла тогда по путям совершенно неожиданным и большей частью крайне печальным. Перед нами спад безумно высоко поднявшейся волны, чад головешек недавнего величественного пожара "горящих зданий". Одним из этих болезненных проявлений ухода возбужденности начала века в сторону наименьшего сопротивления был период успеха "оргазма", Санинства, "огарков". Каменский был тогда зачислен возмущенной критикой в разряд прямых "порнографов". Это не вполне верно. Многие рассказы Каменского стоят совершенно в стороне от "половой проблемы", написаны вполне целомудренно, как, например, "На даче" и другие, или рассказы, в которых оригинально поставлен вопрос об объединении всех одиноких людей. Заслуживает своей репутации разве известный рассказ "Леда", героиня которого проповедует, что красивые женщины должны ходить голыми. Но в другом, тоже очень известном рассказе - "Четыре" - скользким можно назвать только самый сюжет: как некий молодой поручик в один день "победил" четырех женщин самых различных слоев общества, в том числе серьезную учительницу математики и беременную попадью. Однако в разработку этой темы Каменский внес серьезность, и получилась не пикантность, а настоящий трагизм. Правдиво подмечен в женщинах рассказа момент полного помутнения сознательности под напором темного инстинкта и того своеобразного паралича воли, которым и пользуется несокрушимая самоуверенность "победителя". В дальнейших своих вещах Каменский отошел от этого серьезного отношения к скользким темам, и особенно в неудачном романе "Люди" гораздо больше стремления оправдать те ожидания, с которыми публика подходила к его произведениям, чем подлинной, хотя и очень злой и страшной правды "Четырех".
С. В.