Отголоски. Стихотворен³я Николая Гербеля, въ двухъ частяхъ. Спб. 1858.
Шиллеръ въ переводѣ русскихъ писателей, изданный подъ редакц³ею Ник. Вас. Гербеля. Т. IV. Спб. 1858.
Стихотворен³я Н. Л. Прокоповича, издан³е Н. В. Гербеля. Спб. 1838.
"Библ³отека для чтен³я", 1858, т. 150
Господи, Ты, Боже мой! Три книги, изданныя почти въ одно и тоже время, и на всѣхъ имя то Николая Гербеля, то Ник. Вас. Гербеля, то Н. В. Гербеля... Одно и тоже имя,- и столько талантовъ обнимаетъ оно собою: переводчика, издателя, автора!... Плодовитость изумительная!... Отголоски г. Николая Гербеля - драгоцѣнный матер³алъ для будущаго составителя б³ограф³и этого неутомимаго дѣятеля; - б³ографъ узнаетъ напримѣръ, изъ нихъ, что г. Николай Гербель просыпался въ одиннадцать часовъ, но вставать не рѣшался,
Чтобъ м³ръ видѣн³й промѣнять
На ежедневныя заботы; -
при этомъ, будущ³й б³ографъ можетъ вывести ложное заключен³е, что въ то время, когда писалъ стихи г. Гербель,- всѣ вообще вставали такъ поздно, потому что г. Гербель говоритъ:
Уже одиннадцать часовъ
Въ сосѣдней комнатѣ пробило,
И стукъ колесъ, и шумъ шаговъ -
Все близк³й полдень возвѣстило.
Смѣемъ увѣрить будущаго б³ографа, что стукъ колесъ и шумъ шаговъ начинался гораздо раньше 12 часовъ, и что это такъ только казалось г. Гербелю, имѣвшему привычку просыпаться очень поздно. Далѣе, б³ографъ узнаетъ, что г. Гербель очень любилъ шампанское, и выпивши хорошенько, не отправлялся, какъ мы грѣшные, спать или гулять, а задумывался о долинѣ, гдѣ дѣлалось такое чудесное вино,- и послѣ того, какъ въ тѣло его влилась живительная влага, душа начинала пить совсѣмъ другой напитокъ - именно, надзвѣздный эѳиръ. Мы такого напитка не пили, и потому опредѣлить вкусъ его не можемъ. Читая стихотворен³я г. Гербеля, ужасно становится жалко!.. бѣдный г. Гербель! и молиться ужъ онъ не можетъ, и разумомъ измѣрилъ (что-то такое, чего мы не знаемъ), и потерялъ счастье съ вѣрой, и языкъ у него не шевелится, и любить ему некого, и идти некуда, и шампанское его не веселитъ.... вотъ положен³е! Только и остается стихи писать! Да и стихи-то какъ-то плохо пишутся!.. Издавать развѣ ужъ книги? Вотъ это дѣло, вотъ за это спасибо! Мы не можемъ, при этомъ, не вспомнить словъ одного знакомаго нашего о г. Гербелѣ, какъ издателѣ: "Въ Росс³и, говоритъ онъ, есть три отличныхъ издателя: гг. Щепкииъ, Солдатенковъ и Гербель; но первые два имѣютъ предъ третьимъ то огромное преимущество, что они ничего своего не пишутъ". Совершенно справедливо. Какъ намъ ни пр³ятно слушать Отголоски, но гораздо пр³ятнѣе и покойнѣе, когда г. Гербель смыкаетъ свои собственныя уста и говоритъ устами другихъ.- IV т. Шиллера - вещь очень хорошая; драмы Мессинская Невѣста и Вильгельмъ Телль переведены прекрасно г. Миллеромъ; лирическ³я произведен³я принадлежатъ, по большей части, перу г. Михайлова.... Но и тутъ г. Гербель увлекся; издалъ онъ Шиллера - ну, и прекрасно, заслуга, которую оцѣнить каждый... Такъ нѣтъ, томитъ его какая-то жажда видѣть свое ими чаще напечатаннымъ,- и издалъ онъ стихотворен³я Прокоповича. "Прокоповичъ, говоритъ онъ, былъ другъ Гоголя, такъ ужъ вы почитайте его стихи; должно быть, вещь хорошая, коли писавш³й ихъ, былъ другъ такого человѣка!" - Помилуйте, да у меня есть пр³ятель закадычный, который пользуется величайшей славой въ музыкальномъ м³рѣ; - такъ, по вашему, изъ этого слѣдуетъ, что когда я умру (отъ чего Боже сохрани), такъ нужно будетъ издать очень миленькую музыку, которую я написалъ на слова:
Чижикъ, чижикъ, гдѣ ты былъ?
Мы съ удовольств³емъ прочли предислов³е къ стихотворен³ямъ Прокоповича, заключающее въ себѣ нѣсколько интересныхъ писемъ Гоголя,- но безъ всякаго удовольств³я читали стихотворен³я, и пришли къ положительному убѣжден³ю, что г. Прокоповичъ, очень плохой поэтъ, если только можно назвать его поэтомъ. Какая эта поэз³я, гдѣ разсказывается о колбасѣ, приросшей къ носу жены? Этотъ анекдотъ былъ, вѣдь, напечатанъ въ грамматикѣ Мейдингера въ 1825 г.; да еще какъ остроумно разсказанъ! Моему нѣмецкому учителю онъ ужасно нравился. А стихи-то каковы:
Глядь - въ каминѣ сковородка,
На столѣ - чай, хлѣбъ и водка;
А на той сковородѣ,
Въ жидкомъ маслѣ, какъ въ водѣ
Рыбка, плаваетъ сосиска;
И ворчитъ она, и пискомъ
Знакъ голодному даетъ.
Что совсѣмъ готова въ ротъ...
Это, по нашему, значитъ не писать стихи, а трясти стихи, какъ выражается одинъ нашъ знакомый, очень остроумный человѣкъ.