ТИМКОВСКИЙ Николай Иванович [15(27).IV.1863-18.II.1922, Москва] - прозаик, драматург, публицист. Родился в семье небогатого чиновника. Окончил 1-ю Московскую гимназию и историко-филологический факультет Московского университета. В нач. 80 гг. увлекся религиозно-моралистическим учением Л. Н. Толстого. Принял деятельное участие в переписи московской бедноты, в издании книжек для народа. Толстому Т. послал свои первые произведения: лирико-философскую поэму "Вопросы жизни" и рассказ для "народного чтения" "Вьюга". Толстой сочувственно оценил дебют молодого писателя, встречался и переписывался с Т.
В 90 гг. Т. пересматривает свое отношение к "толстовству", но зависимость от идей и художественных принципов Толстого в его творчестве не исчезает. Первые рассказы Т. ("Сон", "Старая гувернантка" и др.) были опубликованы в 1892-1894 гг. в журналах "Русская мысль" и "Северный вестник". Внимание читателей и критики привлекла повесть Т. "Сергей Шумов" (1896), в которой прозвучала резкая критика гимназического воспитания и буржуазной семьи, продолжены толстовские традиции в изображении психологии ребенка.
Т. был одним из основателей и активных участников московского литературно-художественного кружка "Среда". В 1899 г. познакомился и на короткое время сблизился с М. Горьким, высоко оценившим пьесу Т. "Сильные и слабые" (1899). Способствовал сближению Горького с участниками "Среды". Но в дальнейшем личные и творческие отношения между Т. и М. Горьким осложнились, и Т. оказался одним из немногих писателей "Среды", кто не печатался в горьковских сборниках "Знания".
В 1890-1910 гг. Т. опубликовал повести "Приват-доцент", "Среди людей", "Звезды", "Золотой бор", "Вдвоем", "В дворянской берлоге", роман "Монахи", множество рассказов и очерков. Т.- автор "проблемных" пьес "В борьбе за жизнь", "Два лагеря" и др., юмористических одноактных пьес "Шашки" и "Гувернантка". Выступал со статьями по вопросам педагогики, морали, искусства. В 1913 г. Т. опубликовал воспоминания о встречах с Толстым. Печатался в журналах "Русская мысль", "Русское богатство", "Журнал для всех", "Жизнь", "Образование", "Артист", "Рампа и жизнь", в газетах "Курьер" и "Русские ведомости", в благотворительных сборниках, в 10 гг.- в сборниках "Слово".
Т. считал долгом истинного писателя рассказывать о "суровой правде жизни", давать современникам уроки нравственности. Идеалом такого писателя для Т. был Толстой. Т. стремился в прозе и драматургии ставить злободневные вопросы жизни современной ему городской интеллигенции и небогатого дворянства, писал об уходе людей в "раковину" привычного, будничного существования, о недостатке любви и милосердия. Главный порок современного общества, по Т.,- самоизоляция человека, порожденная его безволием, нравственной глухотой.
Во многих произведениях Т. конца 90-900 гг. звучат чеховские мотивы. Однако, в отличие от Чехова, Т. нередко прибегает к открытому морализированию, что М. Горький определил как любовь "рассуждать от философии". В пьесах "Сильные, и слабые", "В борьбе за жизнь" Т. утверждает приоритет "сильных", волевых натур, способных выйти из "тины" будней и зажечь "слабых", отчаявшихся. Но порывы "сильных" бесцельны, они оказываются "героями на час". И в пьесах, и в повестях "Среди людей" (1899), "Звезды" (1901), и в рассказе-аллегории "Маленький человек и большой человек" (1902) Т. с горечью констатирует крушение иллюзий "сильных", которые вынуждены смириться с давлением "среды".
Постепенно Т. пришел к пессимистической концепции человека. В лирико-философской поэме "Над землей" (1904-1905) в противовес горьковскому пониманию личности утверждается фатальная неизбежность крушения человека в его схватке со злом. В человеческом существовании Т. склонен видеть лишь "борьбу за жизнь", отчаянное, но бесплодное сопротивление "среде", "специализации жизни". Т. не жалеет красок, изображая социальное зло, использует иронию, сатиру, а иногда и шарж в своем стремлении разоблачить носителей этого зла. Но его герои-"бунтари" не могут перешагнуть через свой социальный статус, оказываются личностями мнимыми. Недооценив возможности личности в ее противостоянии среде, Т. в рассказах "Признания", "Таинственная", "Самозванцев", в повестях "Золотой бор" и "Вдвоем" подверг сомнению общественную и моральную ценность протеста. В произведениях 900-10 гг. он пытается убедить читателей в ценности лишь простого сочувствия к людям. Способность к сопереживанию становится для Т. главным критерием оценки нравственных возможностей человека, его духовности, свидетельством его "выделенности" из равнодушного и бездуховного мира.
В последнее десятилетие творческой деятельности Т. вращается в кругу тем, которые разрабатывались им с 90 гг. Он пишет об оскудении и одичании "дворянских гнезд" ("В дворянской берлоге"), о жизни мелких чиновников и городской интеллигенции, о проблемах буржуазной семьи.
Отсутствие идейной глубины, бесцветность стиля большинства произведений Т., а более всего приверженность писателя натуралистическому пониманию взаимоотношений личности и среды не позволили ему занять видное место среди русских писателей начала XX в. Художественное кредо Т. отделяет его не только от крупнейших писателей круга горьковского "Знания" (И. А. Бунина, А. И. Куприна, Л. Н. Андреева), но и от других, менее ярких реалистов литературного кружка "Среда".
Соч.: Соч.: Т. I-III, VI-XIII.- М., 1914-1919; Пьесы: В 2 т.- М., 1908; Душа Л. Н. Толстого.- М., 1913; Сергей Шумов // Русские повести XIX в.: В 2 т.- М., 1957.- Т. 2.
Лит.: Потапов А. Действительность без "героев" (Повести н рассказы Н. Тимковского)
// Образование - 1901.- No
9.- Отд. II.- С. 29-47; Луначарский А. В. Критические этюды (Русская литература).- Л., 1925.- С. 401-405; Вересаев В. Тучка и зорька
// Вересаев В. Воспоминания.- М., 1946.- С. 477-487.
Источник: "Русские писатели". Биобиблиографический словарь.
Том 2. М-Я. Под редакцией П. А. Николаева.
М., "Просвещение", 1990