ЛУГОВОЙ (настоящая фамилия - Тихонов) Алексей Алексеевич [19.II(3.III).1853, г. Варнавин Костромской губ.- 25.Х(7.ХI)1914, Петроград] - прозаик, драматург, поэт. Отец был богатым купцом из крестьян. Учился Л. с 7 до 11 лет в Казани, в частном пансионе. Здесь были заложены основы будущего блестящего знания им немецкого, французского, английского языков. Продолжил обучение под руководством домашних учителей, в том числе гувернеров-иностранцев. Воспитанный первоначально в патриархально-религиозном духе, в отрочестве и ранней юности испытал сильное влияние одновременно романтического идеализма и "нигилизма" 60 гг., с увлечением читая параллельно с Л. Бюхнером и Ч. Дарвиным Т. Майн Рида, Ф. Купера, Густава Эмара (см. его автобиографию "Как росла моя вера"). Год (в IV классе) проучился в Казанской гимназии, затеи занялся торговлей под руководством отца. 17 лет уехал в Москву, чтобы начать самостоятельную жизнь и получить систематическое образование, но вскоре вынужден был вернуться в связи с болезнью отца. В 1873 г. сдал экстерном за курс гимназии в Пскове и поступил в Технологический институт в Петербурге. Недослушав первый курс, вернулся в Казань по делам отца. Получил в собственность убыточный винокуренный завод и за четыре года, не гнушаясь никакой работой, превратил его в рентабельное предприятие. В этот период исповедовал теорию "малых дел", мечтал о социальных преобразованиях с помощью кооперации. В марте 1878 г., имея уже материальную независимость (ренту в 1200 руб.), вновь отправился в Петербург. Два года служил в экспортной конторе, затем сам занялся экспортом хлеба и льна в широких масштабах. В 1881 г. зарубежные партнеры Л., ожидавшие разгула анархии после 1 марта, отказали ему в кредите. Через два года он вынужден был объявить себя банкротом. В итоге Л. остался без всяких средств и имущества, с долгом в 250 тысяч и 50 рублями, выданными ему в официальном порядке на пропитание.
Статья "Наследство богача", опубликованная в год этой катастрофы (1883) в газете "Эхо" без подписи, ознаменовала начало литературной деятельности Л. Отказавшись от надежд осуществить идеалы справедливости с помощью роста общественных богатств и "подбора", по О. Конту, "лучших особей" в купеческое сословие (Как росла моя вера // Вестник Европы.- 1910.- No 11.- С. 86-87), он стремился придать своему творчеству учительный и жизнестроительный характер. Прежняя деятельность: поездки по России, во Францию, Германию, Англию, Америку, общение с людьми разных сословий, профессий - дала Л. большой запас впечатлений и наблюдений. Это объясняет сравнительно недолгий путь писателя от первых публикаций до определенной ступени общественного признания. В 1884 г. появилось первое стихотворение Л.- "Из Гюго. Прощайте женщине ее паденье" (журнал "Россия"), в 1886 г. первый опубликованный рассказ - "Не судил бог" ("Вестник Европы", No 1), а в 1891 г. повесть "Pollice verso!" ("Добей его!"), напечатанная в том же журнале, принесла автору уже широкую известность. В 1892 г. опубликован роман "Грани жизни". В 1896 г. удостоены Пушкинской премии три тома собрания сочинений Л. (1894-1895). Очевидно, этот успех побудил Л., с июня 1895 г. занимавшего почетную и высокооплачиваемую должность редактора популярнейшего журнала "Нива", в нач. 1897 г. отказаться от нее, чтобы иметь больше времени для творческой работы. За вторую половину 90 гг. были закончены и напечатаны два больших романа - "Тенета" (1895-1900) и "Возврат. Роман колеблющихся настроений" (1898). На рубеже нового века вышли еще два тома собрания сочинений. Но и читатели; и критика встретили эти публикации без особого интереса. В 1902 г. Л. издал повесть-памфлет "Умер талант", поместив предварительно объявления о ее выходе в свет "в газетах на покойницком месте и в черной траурной рамке" (Амфитеатров А. Литературный альбом.- С. 73). Высказанное здесь обвинение всей русской периодической печати в нетерпимости к творчеству объективному, стоящему выше групповых интересов и пристрастий, сочувствия не вызвало: слишком заметен был тон неудовлетворенного самолюбия. Обернулась провалом постановка пьесы "Безумная" (издана в 1903 г.), на которую автор возлагал большие надежды. В 1906 г. в сб. "Маяк" Л. публикует отрывки из трагедии "Максимилиан - император мексиканский", содержащей аллюзии на события 1905 г. Но интерес и симпатии читателей были Л. уже с нач. 900 гг. безнадежно утрачены. Выход в свет второго собрания сочинений (1904-1910) оказался уже анахронизмом.
В поэзии Л., развивавшейся под сильным влиянием Некрасова, склонность к риторике, резонерству сочетается с известной изысканностью формы - черты, близкие творчеству его современника С. Я. Надсона. О слабости его как драматурга свидетельствует пьеса "Безумная": шаблонность основной ситуации (наделенная богатой внутренней жизнью героиня и пошлая среда), отсутствие подлинной динамики (лишь с конца 3-го действия появляется интрига, весьма банальная) и обилие пространных монологов, с помощью которых семейный конфликт превращается в борьбу "отцов" и "детей" - поколений, идеологий. Более известна и значима проза Л. В ней со всей очевидностью проявились три главные черты творчества писателя, отмеченные в блестящей статье А. А. Измайлова: во-первых, он писал свои произведения "на тезис" - отсюда отсутствие легкости, игры, юмора (Л. Сальери противопоставляется Чехову-Моцарту); во-вторых, "он не давал новых положений - почти всегда он приходил вторым"; в-третьих, "в его фразе не было своеобразия", он "спокойно писал: "Лепестки отцветшей любви безропотно облетели, давая место новой распускающейся почке". Действительно, в "Pollice verso!", напр., 4 "панно" с эпизодами из разных времен и стран - от императорского Рима (бой гладиаторов) до современной русской провинции (травля известного хирурга, сделавшего неудачную операцию) - иллюстрируют одну мысль: о жестокости толпы к личности, побежденной в борьбе за существование. В романе "Грани жизни" путь героини Лидии Нерамовой к обретению материальной независимости (устройство мастерской на кооперативных началах) и духовной свободы показан в связи с обсуждением ряда актуальных проблем, в том числе т. н. женского вопроса. Второй протагонист - миллионер Сарматов вначале выступает в роли "лишнего" человека, затем под воздействием любви пробуждается к деятельному участию в народной жизни и погибает случайно, как Базаров. Понятна реакция современников, принимавших Л. "только с вежливым вниманием" (А. А. Измайлов). Но это отношение резко расходилось с самооценкой писателя: "Я ясно понимаю самые запутанные, сложные явления жизни и даю моими произведениями ясное толкование их",- писал Л. тому же критику (Измайлов А. А. А. А. Луговой.- С. 926). На самом деле для роли, на которую Л. претендовал, у него не было не только большого дарования, но и сколько-нибудь самобытного и цельного взгляда на жизнь.
Соч.: Соч.: В 5 т.- Спб., 1894-1901; Соч.: В 12 т.- 2-е изд.- Спб., 1904-1910; Как росла моя вера. Отрывки из автобиографии // Вестник Европы.- 1909.- No 3-6; 1910.- No 10-11; Автобиография // Фидлер Ф. Ф. Первые литературные шаги.- М., 1911.- С. 80-83.
Лит.: Арсеньев К. К. Соч. А. Лугового: В 3 т. // Отчет о II-м присуждении премий им. А. С. Пушкина в 1895 г.- Спб., 1896.-С. 51-71; Амфитеатров А. Умер ли талант? Мысли о русском писательстве // Амфитеатров А. Литературный альбом.- Спб., 1904.- С. 73-98; Ляцкий Е. "Средний человек" в творчестве А. А. Лугового // Ежемесячные литературные приложения к "Ниве".- 1907.- No 4.- С. 531-564; Измайлов А. А. А. А. Луговой: Литературная характеристика // Исторический вестник.- 1914.- No 12.- С. 919-934; Поссе В. А. А. Луговой // Жизнь для всех.- 1914.- No 12.- С. 1198-1203.
Источник: "Русские писатели". Биобиблиографический словарь.
Том 1. А-Л. Под редакцией П. А. Николаева.
М., "Просвещение", 1990
OCR Бычков М. Н.