Тихомиров П. В. Новый курс по истории древней философии [Рец. на: Трубецкой С. Н., кн. История древней философии. М., 1906. Ч. 1.] // Богословский вестник 1907. Т. 1. No 4. С. 817-819. (2-я пагин.).
Кн. С. Н. Трубецкой, Истор³я древней философ³и. Часть первая. Москва 1906. Стр. 208.
Вошедш³й въ эту книгу матер³алъ, какъ сообщаютъ въ своемъ предислов³и издатели, былъ почти въ полномъ объемѣ своемъ приготовленъ къ печати самимъ авторомъ, при чемъ первые пять листовъ получили уже въ его рукахъ послѣднюю отдѣлку и были сданы имъ въ типограф³ю въ окончательно исправленномъ видѣ. При такихъ услов³яхъ дѣло издателей сводилось къ тому, чтобы при посредствѣ мелкихъ поправокъ чисто внѣшняго характера и чрезъ подыскан³е отдѣльныхъ цитатъ, для которыхъ были оставлены въ различныхъ мѣстахъ рукописи пробѣлы, сообшить болѣе завершенную форму той части книги, которая не подвергалась со стороны автора окончательной обработкѣ. Отсутств³емъ этой обработки объясняются нѣкоторыя повторен³я и друг³я мелк³е недочеты, которые, конечно, были бы устранены авторомъ при дальнѣйшей отдѣлкѣ своего труда, но съ которыми въ издан³и посмертномъ приходится мириться: стремлен³е достигнуть возможно болѣе точной передачи рукописнаго матер³ала принуждало избѣгать въ немъ всякихъ измѣнен³й, за исключен³емъ вполнѣ и безусловно необходимыхъ, и издатели должны были отказаться отъ исправлен³й, произвести которыя автору не было суждено, a они уже не считали себя въ правѣ.
Очень жаль, что безвременная смерть кн. С. Н. Трубецкого, надолго, если только не навсегда, отсрочила осуществлен³е надежды видѣть, наконецъ, вполнѣ научный и цѣльный русск³й курсъ по истор³и философ³и. Нужда въ немъ особенно сильно чувствовалась преподавателями высшихъ школъ и студентами. И надо прямо сказать, что никто лучше С. Н. Трубецкаго,- по крайней мѣрѣ, въ отношен³и къ древней философ³и,- не могъ выполнить этого дѣла. Прекрасный филологъ и глубок³й мыслитель, знатокъ университетскаго учебнаго дѣла и убѣжденный поклонникъ именно истор³и философ³и, онъ былъ какъ разъ такимъ лицомъ, которое могло дать нѣчто классическое и долговѣчное въ этой области. Издатели, впрочемъ, "не могутъ отказаться отъ надежды, что имъ удастся довести свое дѣло до конца, и что наша научная литература пополнится появлен³емъ русской истор³и древней философ³и въ законченномъ видѣ".
Вышедшая теперь первая часть содержитъ истор³ю греческой философ³и отъ возникновен³я ея до Платона, т. е. оканчивая сократическими школами (Магарской, Кинической и Киренской). Изложен³ю предпослано общее введен³е, раскрывающее значен³е истор³и философ³и (стр. 1-15). Введен³емъ въ истор³ю собственно греческой философ³и являются двѣ первыхъ главы - объ изучен³и древней философ³и, ея источникахъ и дѣлен³и на пер³оды (гл. I, стр. 17-27) и о религ³и древнихъ грековъ (гл. II, стр. 27-55). Всѣхъ главъ въ книгѣ одиннадцать. Матер³алъ между ними распредѣленъ слѣдующимъ образомъ: гл. III - ранняя ³он³йская физика (Ѳалесъ, Анаксимандръ и Анаксименъ) (стр. 55-69), гл. IV - Пиѳагоръ и пиѳагорейцы (источники, Пиѳагоръ и его союзъ, философск³я начала пиѳагорейцевъ, космолог³я пиѳагорейцевъ) (стр. 69-85), гл. V - Гераклитъ (философ³я м³рового процесса, физика Гераклита, антрополог³я Гераклита, судьба учен³я Гераклита и его оцѣнка) (стр. 85-98), гл. VI - Элейская школа (Ксенофанъ, Парменидъ, Зенонъ, Мелиссъ) (стр. 98-116), гл. VII - Эмпедоклъ (стр. 116-124), гл. VIII - Атомисты (Левкиппъ и Демокритъ, основы атомизма, космолог³я атомистовъ, психолог³я атомистовъ, мораль Демокрита, оцѣнка атомизма) (стр. 124-137), гл. IX - Анаксагоръ и послѣдн³е натурфилософы 5 вѣка (учен³е о матер³и, учен³е объ умѣ или духовномъ началѣ, Д³огенъ Аполлон³йск³й, Гиппократъ и его школа) (стр. 137-150), гл. X - софисты (появлен³е софистовъ въ качествѣ професс³ональныхъ учителей, скептицизмъ софистовъ, Протагоръ и Горг³й, нравственныя учен³я софистовъ) (стр. 151-165), гл. XI - Сократъ (личность и дѣятельность Сократа, учен³е Сократа о знан³и и понят³яхъ, этика Сократа, учен³е о благѣ, богослов³е Сократа) (стр. 165-189), гл. XII - сократическ³я школы (стр. 189-208).
Разсматриваемая книга соединяетъ въ себѣ учебныя достоинства (разумѣемъ не требован³я элементарнаго учебника, a руководства при изучен³и предмета въ высшей школѣ) съ научной основательностью и документальностью. Изложен³е философскихъ системъ авторъ всюду сопровождаетъ ссылками на первоисточники съ точными цитатами и нерѣдко даетъ буквальныя выдержки по-гречески или въ безукоризненномъ русскомъ переводѣ. Ссылки на ученую литературу рѣдки; но, конечно, послѣдняя автору прекрасно знакома, и это легко видно для всякаго спец³алиста. За высокую научную цѣнность изданнаго курса кн. С. Н. Трубецкого говоритъ уже и давность его занят³й этимъ предметомъ: мы здѣсь мы имѣемъ тотъ же, только по иному переработанный и нѣсколько иначе расположенный, матер³алъ, что и въ магистерской диссертац³и автора ("Метафизика въ древней Грец³и". М. 1890).
Особенный интересъ книгѣ сообщаетъ ея введен³е. Покойный С. Н. Трубецкой пользовался всякимъ случаемъ, чтобы подчеркнуть значен³е истор³и философ³и - и, притомъ, не въ качествѣ только элемента общеисторическаго или литературнаго образован³я, a именно въ философскомъ смыслѣ, какъ пути къ выработкѣ собственнаго м³ровоззрѣн³я. Это дѣлаетъ онъ и въ своемъ настоящемъ введен³и. Мысли послѣдняго въ значительной мѣрѣ совпадаютъ съ мыслями введен³я къ "Метафизикѣ" и нѣкоторыхъ статей; но именно въ учебникѣ то онѣ наиболѣе кстати, ибо ничто такъ прочно не остается въ сознан³и, какъ страницы, читанныя нами въ годы студенчества и особенно намъ понравивш³яся. A мы увѣрены, что разсматриваемую книгу будутъ читать - и по собственной охотѣ, и по рекомендац³и наставниковъ - не одно поколѣн³е многотысячнаго русскаго студенчества. Взглядъ Трубецкого на истор³ю философ³и заслуживаегъ самаго широкаго распространен³я.
14. 12. 06.
Москва.