Писатель "своего времени"
Имя Николая Дмитриевича Т е л е ш о в а тесным образом связано с именами русских писателей-реалистов конца ХIX - начала ХХ веков. Телешов является типичным представителем литературы этой эпохи.
Николай Телешов родился 29 октября 1867 года в Москве в купеческой семье и умер 14 марта 1957 года.
Образование получил Н.Телешов в московской Практической коммерческой академии, которую окончил в 1884 году. В том же году он выступил в печати со стихами. Его литературный путь начался в журнале Радуга, в котором он напечатал свое первое стихотворение Покинутая.
В 1888 году он познакомился с А. П. Чеховым и в 1899 году с Максимом Горьким.
На рубеже XIX - ХХ веков появляется потребность в новом методе отображения действительности. Основоположником этого метода в литературе является М. Горький. Вокруг него сгруппировались передовые писатели-реалисты, которые ясно осознавали необходимость назревших перемен. Среди них были В. Г. Короленко, В. В. Вересаев, Д. Н. Мамин-Сибиряк, А. Куприн, И. Бунин и Л. Андреев. В эту плеяду входит и Николай Телешов.
Первые его рассказы Петух, Перемена, Ответ и другие печатались в мелких периодических изданиях 80-90 годов (в журналах Радуга, Детское чтение, Семья, Россия и др.). Лучшие из ранних произведений Телешова вошли в его первый сборник На тройках (1895). Главная тема рассказов - показ моральной деградации отдельных представителей интеллигенции, затянутых в мир мещанской пошлости. Эти рассказы Телешова напоминают ранние рассказы Чехова. Подобно ему, Телешов выступает врагом мещанства и образы интеллигентов в его рассказах 80-х годов ярки и убедительны.
Гораздо большее значение имеет другая группа рассказов, которая составила в последствии циклы По Сибири и Переселенцы. Эти рассказы являются итогом длительного путешествия Н. Телешова по Западной Сибири. Поездка эта состоялась в 1894 году. По форме - это своеобразные путевые заметки.
После выхода в свет рассказов На тройках Телешов становится известным писателем. Истинное признание и любовь читателей он заслужил с момента появления его второго крупного сборника За Урал (1897). Эти очерки являются результатом непосредственных наблюдений писателя-очевидца во время его путешествия по Уралу и Сибири. В подзаголовке сборника написаны слова - "Дорожные впечатления, слухи и встречи". Рассказ ведется от первого лица , и поэтому здесь, конечно, постоянно присутствует сам автор, глазами которого воспринимаются все события и впечатления.
Жанр путевых очерков в то время был довольно распространенным в русской литературе. Заметки о своих поездках по Сибири писали Г. И. Успенский, А. П. Чехов, В. Г. Короленко, С. Я. Елпатьевский и другие. Н. Телешов в своих заметках примкнул к передовому реалистическому направлению. Описание сибирской природы сменяется описанием быта и нравов жителей этого края. Автор говорит о достопримечательностях сибирских городов (Омска, Тобольска, Перми, Тюмени и др.) и описывает жизнь уральских рабочих.
Рассказы и очерки, в которых Телешов повествует о невзгодах мужицкой жизни и об ужасной нужде, объединены в цикл Переселенцы. Описанию ужасов и судьбе переселенческих детей посвящены лучшие рассказы этого сборника - Нужда, Домой, Хлеб-соль и Самоходы. Простой человек в изображении Телешова велик своей любовью к труду и умением трудиться. Он обладает прекрасными душевными качествами и духовной красотой.
В цикле рассказов 90-х годов полностью выразились гуманистические взгляды и демократизм Н. Телешова.
Подлинное бессмертие каждого художника Телешов видит в единстве с народом, в служении ему. Об этом говорит ряд замечательных произведений, написанных им в духе романтических легенд (Менестрель, 1903).
Обращение Телешова к романтизму в конце XIX - начале ХХ веков не случайно. Новые явления общественной жизни с огромной силой отражаются и в литературе. Писатели ищут новые пути и новые средства изображения действительности. Сказки и легенды Телешова подсказаны ему всей обстановкой жизни того времени.
"Несмотря на отсутствие революционности в той мере, в какой проявилась она в произведениях Горького, Телешов , тем не менее, и своими романтическими произведениями прочно примыкает к горьковскому лагерю." 1/
В этом отношении замечательна легенда Белая цапля и особенно легенда О трех юношах, которая продолжает традиции, заложенные в Звезде Вересаева и в Легенде о горящем сердце Горького.
Непосредственным откликом на революцию 1905 года являются рассказы Петля (1905), Крамола (1905) и позже Начало конца (1933).
Творческую манеру Телешова характеризует ряд совершенно своеобразных, оригинальных приемов. Это прежде всего глубокий психологизм его творчества.
С целью более подробного раскрытия характера героев использует прозаик и прием литературного контраста, который позволяет ему противопоставить поведения различных героев в одинаковых ситуациях и проследить тонкие нюансы человеческой психологии (повести Мама, Катя-вожак, Петля).
Особое место в произведениях Телешова занимает пейзаж. Природа для него всегда теснейшим образом связана с переживаниями человека, она как бы разговаривает с героем своим понятным языком (рассказы Призраки, Сумерки, Золотая осень, Жертвы жизни).
Язык самого автора отличается сильной искренностью и простотой. Николай Телешов стремится сделать свою речь и речь своих героев более точной, лаконичной и конкретной.
Николай Телешов принимал активное участие в ряде общественных мероприятий. Долгие годы он был председателем Кассы взаимопомощи литераторов и ученых, участвовал в создании Книгоиздательства товарищества писателей, которое защищало писателей от эксплуатации со стороны издателей. Его важнейшая заслуга была в организации литературного кружка Среда и музея МХАТ.
Кружок Среда сыграл огромную роль в деле объединения молодых литературных сил. Он был литературо-культурным центром, в котором переплетались пути виднейших художников эпохи. Входили сюда выдающиеся писатели-реалисты тех лет - М. Горький, И. Бунин, А. Куприн, Л. Андреев, А. Серафимович, В. Вересаев и многие другие. На заседаниях бывал А. П. Чехов, побывали здесь В. Г. Короленко и Д. Н. Мамин-Сибиряк. К Среде примыкали не только литераторы, но и представители других областей искусства - художники, певцы, музыканты. Частыми гостями здесь были И. Левитан, В. Поленов, Ф. Шаляпин, С. Рахманинов. Таким образом , Среда группировала вокруг себя все прогрессивные силы искусства того времени. Из произведений Среды М. Горький формировал свои известные сборники Знание.
Крупнейшей заслугой Н. Телешова следует считать и создание им музея Московского Художественного театра.
С 20-х годов прозаик пишет мемуары. В течение всей дальнейшей жизни Телешов работает над своими Записками. В каждое издание он вносит все новые исправления и дополнения. И так выходят его книги - Все проходит (1927) и Литературные воспоминания (1931). Расбросанный по отдельным газетам, журналам и книгам материал наконец был собран в Записки писателя (1943).
В своих мемуарах Телешов рассказывает о встречах со многими значительными людьми, дает их бытовые и общественные характеристики. Воспоминания автор выделил в отдельные главы, так что книга построена по тнз. тематическому принципу.
Создавая облик А. П. Чехова, писатель подчеркивает его простоту и непосредственность поведения.
"Видались мы в Крыму, ... где он был уже серьезно больным и где среди красот южной природы... любил помечтать о московском сентябрьском дождике, о березах и ветлах, об илистом пруде с карасями, о том, как хорошо обдумывать свои повести и пьесы, глядя на поплавок и держа в руке удочку." 2/
В своих воспоминаниях Н. Телешов показывает и яркий талант А. Куприна, убежденность и нерушимость взглядов В. Вересаева, сложный и противоречивый, но обаятельный характер Л. Андреева.
"В течение почти двадцати лет, когда я знавал Андреева, часто видал его и в обществе, и в семье, и на работе, я всегда знал его как человека с ласковой, хорошей душой, умного, интересного собеседника. 3/
Записки писателя представляют собой в художественном отношении своеобразное произведение. Это повествование о главном и существенном, с чем в своей жизни Н. Телешов встретился. При этом он себя оставляет в стороне, в тени. Это качество его мемуаров в значительной степени отличает их от других произведений этого жанра, которые скорее представляют собой обширные автобиографии, где воспоминания даются лишь мимоходом или попутно.
Творчество Николая Телешова характеризуется теми же основными чертами и качествами, которые характеризуют критический реализм ХХ века: глубокий демократизм, интерес к судьбе простого человека, поиски новых, "положительных явлений и образов, как правило, органически связанных с изображением жизни трудовых слоев города и деревни... нотки бодрости, оптимизма 4/ .
Непосредственными художественными учителями Телешова были такие мастера слова, как Гоголь, Тургенев, Чехов и Горький. Все они писали в одну эпоху и каждый по-своему изображали почти одинаковые явления русской жизни. В их среде Телешов занимал одно из виднейших мест. И в таком блестящем окружении он сумел сохранить собственное писательское лицо, свой оригинальный писательский почерк.
Творчество Николая Телешова было в свое время высоко ценено русской критикой. Особенно оценивался его несомненный талант, простота и искренность его повествовательской манеры. И так, в годы расцвета декадентства в России являлись произведения Н. Телешова одними из немногих, которые продолжали и хранили лучшие традиции русского реализма.
1. Пантелеева, К.: Н.Д.Телешов. In.: Записки писателя. Москва 1958, стр. 376.
2. Телешов, Н.Д.: Записки писателя. Москва 1958, стр. 75.
3. dtto, стр. 122.
4. История русской литературы. Том 10. АН СССР, Москва-Ленинград 1954, стр. 415.
1. История русской литературы. Том 10. АН СССР, Москва-Ленинград 1954.
2. Краткая литературная энциклопедия. Москва 1967.
3. Телешов, Н.Д.: Записки писателя. Москва 1958.
4. Телешов, Н.Д.: Избранные сочинения. Том 1-3. Москва 1956.
Оригинал здесь: http://frgf.utmn.ru/last/No18/text13.htm