iv align="justify"> Оригинал здесь - http://www.rulex.ru/01180674.htm
Суханов (Михаил) - самоучка-поэт (умер в 1843 г.), крестьянин Архангельской губернии. Рано выучился грамоте и пристрастился к чтению; случайно в его руки попали стихотворения Ломоносова, которым он стал подражать; первые опыты были очень слабы, но Суханов не унывал и просиживал за сочинительством целые ночи. Отец, чтобы пристроить сына, завел для него лавочку в Архангельске и посадил Суханова за прилавок, передав всю торговлю на его полную отчетность. В Архангельске Суханов познакомился с некоторыми моряками, уговорившими его послать стихи в "Русский Инвалид", где они и были напечатаны; затем он сотрудничал и в других журналах. Отдельно издал: "Мои сельские досуги" (Санкт-Петербург, 1836), "Время не праздно" (Санкт-Петербург, 1836), "Песни народные, собранные из уст простого народа" (Санкт-Петербург, 1840), "Древние русские стихотворения" (Москва, 1840), "Древние российские стихотворения, служащие дополнением к Кирше Данилову" (Москва, 1841). См. П.А. Плетнев "Сочинения" (т. 2); Н. Добротворский, в "Русском Архиве" (1888, кн. 2).
Н. О. Суханов // Литературная энциклопедия: В 11 т. - [М.], 1929-1939.
Т. 11. - М.: Худож. лит., 1939. - Стб. 122.
http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/leb/leb-1221.htm
СУХАНОВ Михаил Дмитриевич [1801 (1802?)-1843] - поэт-самоучка. Принадлежал к группе поэтов - выходцев из крепостных крестьян, как Е. Алипанов, Слепушкин, И. Сибиряков. Род. в д. Славянской, б. Архангельской губ., в семье так наз. государственного крестьянина. Одиннадцати лет был определен "мальчиком" в лавку купца-менялы. Грамоте научился самоучкой. С ранних лет страстно увлекался чтением книг, занимаясь по ночам. Первые опыты в стихотворстве относятся к 1824-1825. С переездом в СПБ [1824] С. стал печататься в журнале "Сын отечества", "Благонамеренный".
Мода на "народность" в те годы привлекла внимание и к С. В 1828 за книгу "Басни, песни и разные стихотворения кр-на М. С." С. попал в лауреаты академии, к-рая присудила ему серебряную медаль. Однако положение С. от этого ничуть не улучшилось. В борьбе с нуждой С. был вынужден не брезговать заказами книгопродавцев и писать для них сонники, оракулы, бывшие тогда в числе "ходовой литературы".
С. мало отражал подлинные настроения придушенного крепостничеством дореформенного крестьянства. Мы находим у него идеализированные картины сельской жизни ("Приятность сельской жизни"), монархические стихотворения ("Чувства русского крестьянина при короновании Николая I"). Но все же С. в своем творчестве поднимался и до протеста против социального неравенства (напр. басня "Огонь и береста"), хотя этот протест носил у него ограниченный характер. Порывы к лучшей жизни не были у него подкреплены ненавистью к строю, делающему жизнь "грозной пучиной житейских бед", он не видел выхода из социального тупика. Вот почему скорбное раздумье над жизнью, жалобы на судьбу и пассивные мечтания о лучшей доле являются основными мотивами творчества С. Он подражал Крылову, Жуковскому, Пушкину, такому близкому к нему писателю, как Слепушкин.
Жанры поэзии С. - преимущественно басни и песни. Некоторые из песен С. (напр. "Красна девица сидела под окном") перепечатывались в песенниках.
С. известен и как собиратель произведений устного народного творчества. Сборник народного фольклора, составленный С., получил высокую оценку В. Белинского ("Отеч. записки", 1841, тт. XVIII и XIX), назвавшего этот сборник "одним из самых примечательных литературных явлений".
Библиография: I. Кроме указанного в тексте: Мои сельские досуги, СПБ, 1836; Время не праздно, СПБ, 1836; Песни народные, собранные из уст простого народа, СПБ, 1840; Древние русские стихотворения, служащие в дополнение к Кирше Данилову, М., 1840.
II. Добротворский Н. И., Крестьянин-поэт Суханов Н. О., "Русский архив", 1888, кн. 2; Сакулин П. Н., Русская литература, ч. II, М., 1929; Трубицын Н. Н., О народной поэзии в общественном и литературном обиходе первой трети XIX в., СПБ, 1912; Гроссман Л., Поэты крепостной поры, изд. "Огонек", М., 1926.