Шаликов (князь Петр Иванович, 1768 - 1852) - писатель и журналист. Грузин по происхождению, служил сначала в военной службе, был под Очаковым и в Польше; в 1797 г. усмирял крестьянский бунт в Тульской губернии. По выходе в отставку Ш. поселился в Москве и предался исключительно литературным занятиям. Выступил как страстный поклонник карамзинского сентиментализма, да так и остался сентименталистом в течение всей своей многолетней деятельности вплоть до второй половины XIX века. Свои поэтические и прозаические произведения Ш. помещал в "Приятном и полезном препровождении времени", "Аонидах", "Ипокрене", "Московском Меркурии", "Патриоте", "Вестнике Европы", "Сыне Отечества", "Благонамеренном", "Трудах Общества любителей российской словесности при Московском университете", "Современнике" и "Москвитянине". Собрания его стихов вышли в отдельном издании в 1798 - 1801 годах, под заглавием: "Плод свободных чувствований", и в 1802 г. под заглавием "Цветы граций". В 1803 - 1804 годах вышло "Путешествие в Малороссию" и в 1805 г. - "Путешествие в Кронштадт". Обе книги написаны в подражание "Письмам русского путешественника", не содержат в себе ни одной местной черты и сплошь состоят из описания "впечатлений". В 1806 г. Ш. выступил с журналом "Московский Зритель", объявляя, что "хороший вкус и чистота слога, тонкая разборчивость литераторов и нежное чувство женщины будут одними из главных предметов внимания". За этим журналом последовали "Аглая" (1808 - 12) и "Дамский Журнал" (1823 - 33). Главным предметом последнего была "нежная чувствительность, сопряженная с моралью". Вскоре после 1812 г. Ш. в течение 25 лет был редактором "Московских Ведомостей". Нет, кажется, ни одного писателя, деятельность которого вызывала бы столько насмешек и эпиграмм. Имя Ш. стало почти нарицательным для обозначения приторной и слащавой чувствительности. Какие только названия ни прилагались к Ш.: и "вздыхалов, и кондитер литературы, и князь вралей". "С собачкой, с посохом, с лорнеткой, и миртовой от мошек веткой, на шее с розовым платком, в кармане с парой мадригалов" - таким является Ш. в изображении князя Вяземского . Портрет его сходен с этим описанием. Дошло до того, что в 1827 г. агент III отделения фон-Фок доносил Дибичу о Ш. по поводу слуха о назначении его цензором: "редактор "Московских Ведомостей" есть известный Ш., который с давнего времени служит предметом насмешек для всех занимающихся литературой. В 50 лет он молодится, пишет любовные стихи и принимает эпиграммы за похвалы. Этот Ш. не имеет никаких сведений для издания политической газеты и даже лишен природой сметливости". Произведения Ш., однако, не заслуживают такого порицания: его стихи, например, мало чем уступают стихам Карамзина . Горе Ш. в том, что он оставался сентименталистом слишком долго, после того как ложность этого направления была сознана. Деятельность Ш. может быть охарактеризована, как вырождение сентиментализма. Под влиянием, может быть, своего восточного происхождения, Ш. особенно развил характерную особенность сентиментализма - чувствительность; у него эта чувствительность тесно связана с чувственностью. В жизни сентименталист Ш. был злым и раздражительным человеком: "Ш. человек буйный, необузданный, без правил и без нравственности". Единственное произведение Ш., имеющее некоторую цену - "Историческое известие о пребывании в Москве французов 1812 г.". Кроме того, Ш. известен как переводчик Жанлис и Шатобриана. См. К.Н. Батюшков "Сочинения" (том I, примечания, стр. 435 - 437; III, примечания, стр. 679); Н. Булич "Очерки по истории русской литературы с начала XIX века" (том I, Санкт-Петербург, 1902); "Русская Старина", 1901, январь, стр. 97-101; "Князь П. И. Ш." (материалы для его биографии).
Щ.