"У края "Прелестной бездны""
Шершеневич В. Г. Листы имажиниста: Стихотворения. Поэмы. Теоретические работы
Ярославль, Верх.-Волж. кн. изд-во, 1996.
<...> Образ прежде всего.
Первый возвестил эту магию образа самый пламенный декадент футуризма, ученый мальчик, небрежный отец футуризма, столько раз ударявший своего сына тем ударом, который был приготовлен для врага, Ф. Т. Маринетти: "образы не цветы, которые можно срывать и выбирать с мелочной бережливостью: они составляют самую сущность поэзии. Поэзия должна быть непрерывающимся рядом новых образов, иначе она только анемия и бледная немочь".
Ибо образы - это безграничная любовь к отдаленным, часто враждующим вещам; ибо образы - это ощупывание мира! Образы воспринимаются... чем?.. лиризмом слушателя, а у интуиции нет умысла и предпочитаний; для нее нет образов высоких и низменных, правильных и неточных, есть только убедительные и старые. Лиризм требует беспрерывья аналогий, эпитетов, "как'ов". Сетями образов выловить из мира всю его сущность. Понять - определить.
Определить - заставить жить.
Почему неинтересны десять заповедей? Потому что нет одиннадцатой, говорящей о поэзии, а следовательно, нет ничего, п[отому] ч[то] и жизнь, и религия, и будущее существуют только от существования поэзии и строка рождает век.
Дайте лиризму сгущенные метафоры, образы, ибо только они окрашивают стихи, а густота краски равносильна ее убедительности. Дайте краткость образов, ибо все длинное - лишнее. Одноактная пьеса лучше трехактной уже меньшинством, а меньшинство всегда право, даже когда оно заблуждается. Дайте топоры аналогий, чтоб было чем уронить столбы аналитического рассудка. Поэту не нужны столбы, п. ч. проволока его строк беспроволочна. Нельзя пускать в ход образ изредка, только когда душно от рассуждений и описаний, ибо образы не веер, которым обмахивает услужливый поэт дамочку публики. Выкачайте поршнем сравнений пустоты из строк - и туда вольется лиризм, ибо поэзия боится пустоты.
И один раз сказал правду Бурлюк, когда, неудачно переводя Рембо и выдавая рембовские строки за свои, писал (ведь об образах): И все, что встретим на пути, может в пишу нам идти. Этот максимум лирических образов, правильно, но неясно окрещенный Вад. Шершеневичем в "Зеленой улице" политематизмом, и есть сущность поэзии. Образ в слове, образ в форме, образ в ритме, но не ритм образов - и снова пошла плясать Саломея поэзии.
Инструментовка, но ведь однородие звуков есть аналогия их природ. "Тяжело-медное скаканье по потрясенной мостовой" (Пушкин), это шесть раз повторенный один корень, сравненный и противоположный в шести лицах слова.
Футуризм умер! Да будет ему земля клоунадой!
Он должен быть проклинаем за одно то, что у постели своей дряхлости был понят всегда неискренним Белым, спекулянтом разума Брюсовым, даже птичкой на тропинке бедствий - Бальмонтом.
Он должен быть благословляем уже за то, что нес в себе имажионизм, и так бережно нес, что не обнаружил даже слепым, а слепые всегда видят лучше зрячих.
Футуризм умер для тою, чтобы дать место строителю и созидателю. Ибо был он средством, а не целью.
Футуризм умер потому, что таил в себе нечто более обширное, чем он сам, а именно имажинизм.
Без муз. Нижний Новгород, 1918. С. 42-43.