Рукавишников Иван Сергеевич
[3(15).5.1877, Нижний Новгород - 9.4.1930, Москва]
- поэт, прозаик, драматург.
Происходил из старообрядческого рода торговцев железом, миллионеров. В детстве много болел. Воспитывался в Нижегородском дворянском институте, но из-за туберкулеза после окончания 3-го класса прервал учебу для лечения в кумысолечебном заведении. Позже вернулся в институт, но в 1892 снова оставил. Полгода жил в Ментоне, затем в Тироле, где лечился в туберкулезных санаториях. Вернувшись, экстерном окончил гимназию, занимаясь также живописью.
Рукавишников начал писать стихи в школьные годы. Публиковал их в газете "Нижегородский листок". В 1898 напечатал первое прозаическое произведение - повесть "Семя, поклеванное птицами", в котором рассказывалось о болезненном юноше из богатой семьи, мечтавшем о литературной славе. Повесть отчасти имела автобиографическую основу. В художественном отношении она была слабым подражанием прозе М. Альбова.
В 1900-01 Рукавишников учился в Петербургском археологическом институте по специальности "археология". В это время на основе принципиальных идеологических разногласий порвал с семьей, что сказалось на материальном положении Рукавишникова. Он переехал на жительство в Петербург, где сблизился с литературной группой писателей-"знаньевцев", группировавшихся вокруг М.Горького. Стал печататься в сборнике товарищества "Знание" и в журнале демократической и символистской ориентации ("Весы", "Золотое руно", "Образование", "Нива" и др.).
В раннем поэтическом творчестве Р. был под влиянием поэтов "чистого искусства" и К.Бальмонта. Темы болезни, одиночества лирического героя, смерти - центральные в его 1-й книге "Стихотворений" (1901).
Воздействие лирики французских "проклятых" поэтов и "старших" символистов определило поэтику и тематику 2-й книги "Стихотворений" (1902). Не отрицая одаренности Рукавишникова, рецензенты расценили его книгу как результат моды на декадентство. Лирический герой 3-й книги "Стихотворений" перешел от погружений в сатанинские бездны к ожиданию просветленной неземной любви. Усилилась сюжетность лирики, произошел переход к балладной форме. Рост поэтического мастерства Рукавишникова отметил В.Брюсов, указав, что "в его "третьей" книге много интересных попыток: пробы свободного стиха, искания новых впечатлений в повторении слов" (Весы. 1904. No4. С.62). Композиционное единство, последовательность тематического развития и общность художественного оформления позволяют видеть в трех первых поэтических книгах Рукавишникова трилогию.
Рукавишников восторженно отнесся к революции 1905, но его политические убеждения были крайне неопределенными, а стих., посвященные этой теме, были полны ходульной риторики - "Кто за нас - иди за нами!" (1905), "Три знамени" (1906) и др.
Рукавишников оставался в русле символистских тем и поэтики и во второй половине 1900-х. Герой 4-й книги "Стихотворений" - поэт, одинокая личность, преодолевающая земную страсть и восходящая к надмирным ценностям. Критик А.Измайлов писал, что основным настроением Рукавишникова стало "исполненное почти непомерного пафоса заявление о своей пророческой миссии <...>. Книгу стихов Рукавишникова надо выжать. Тогда она уменьшится в объеме наполовину, но много выиграет содержательно" (Новая иллюстрация. 1907. No8. С.63-64). Брюсов отмечал: "Боимся, что Ив.Рукавишникову так и суждено остаться растрепанным романтиком с декадентскими проповедями на устах" (Весы. 1907. No1. С.72).
Поэзию и прозу Рукавишников конца 1900-х - начала 1910-х отличает интерес автора к эзотерическим темам, изощренность художественной формы. Исследование оккультной литературы обусловило тематику сб. рассказов "Сны" (1910). В нем рассказывалось об инобытиях героя в различных исторических эпохах ("Любовники царицы", "Раб", "Шут" и др.). В стилистике прозы Рукавишникова ощутимо влияние оккультных произведений В. И. Крыжановской, особенно ее романа "Жизненный эликсир" (2-е изд. 1910).
В начале 1910-х Рукавишников получил наследство. Жил в имении Лазорево Нижегородской губ., в Крыму, приезжая ненадолго в Петербург и Москву. Главное произведение Рукавишникова - роман-хроника "Проклятый род" (ч.1 - "Семья железного старика", ч.2 - "Макаровичи", ч.3 - "На путях смерти"; 1911-12). В романе Рукавишников дал историко-мистическое осмысление судьбы своего рода. "Волжские миллионы" предстают в нем как одновременно и социальная, и инфернальная злая сила, губящая три поколения рода. Большая часть героев имели реальные прототипы. Во многом автобиографичен образ родового отщепенца - художника-декадента Виктора. Сначала Рукавишников не отрицал биографического подтекста своего произведения: "Если вам что-либо говорит заглавие и вы знаете мою биографию, <...> в этом романе будет много места отведено личному, много строк из моей жизни" (Р<еги-ни>н Вас. Откровения "молодых". У И.С.Рукавишникова // Петербургская газета 1908. No211 3 авг. С.2). Появление 1-й части романа было воспринято на родине писателя как памфлет против клана Рукавишников. В открытом письме в редакцию "Нижегородского листка" Рукавишников выступил против подобной трактовки его произведения: "Я роман мой "Проклятый род" автобиографическим не назову. Никого портретно изобразить не намеревался, имея же цели исключительно художественные" (1911. 25 янв.). Но реально в основе фабулы романа лежала преображенная, но подлинная история его семьи (см.: Родословная схема Рукавишниковых // РГАЛИ. Ф.1147. Оп.2. Ед. хр. 7). Роман Рукавишников был попыткой создания эпического произведения средствами лирической прозы, что обусловило его художественные недостатки. С другой стороны, личные переживания автора, лежащие в основе романа, способствовали глубине психологизма произведения. Критики высоко оценили роман как новое слово в развитии жанра. Вл.Кранихфельд писал, что, несмотря на все недочеты, это - "художественное произведение значительной ценности, - произведение, которое по силе изобразительности и широте захвата могло бы в нашей художественной литературе последних лет занять одно из первых мест" (Современный мир. 1912. No9. С.275).
Дальнейшие прозаические произведения Рукавишникова (роман "Аркадьевка", сборник рассказов "Близкое и далекое", оба - 1914) были значительно слабее в художественном плане. Так, о рассказах Рукавишникова критик Ф.Д.Крюков писал, что все это "в конце концов - скучно, несмотря на словесные выверты, когда эта новизна стиля перестает быть новизной и в монотонной повторяемости своих фокусов обнажает свое убожество" (РБ. 1914. No8. С.306-307). В поэзии Рукавишников продолжил стиховые эксперименты. В книге "Сто лепестков цветка любви. Песни женской души" (1916) он пытался создать сборник "женской лирики", героиня которого проходит духовный путь от девических грез до страстей и разочарований зрелой женщины. С середины 1910-х Рукавишников много занимался стиховой формой "триолета" (книга "Триолеты любви и вечности", 1917).
Февральскую революцию 1917 Рукавишников встретил в имении Лазорево. В 1917-18 работал в Нижегородском наробразе, организовывал художественный и исторический музеи, разместившиеся в национализированном особняке Рукавишникова (история дома - важный художественный мотив романа "Проклятый род"). Переехал в Москву, в 1918-21 работал в Наркомпросе, заведовал Дворцом искусств. В 1921-23 был преподавателем, заведующим учебной частью и заведующим библиотекой Высшего литератрно-художественного института. Рукавишников был членом Всероссийского СП, правления Всероссийского Союза поэтов, объединения "Звено", Псковского археологического общества.
В 1920-е Рукавишников много сил отдавал стиховедческим исследованиям. Был автором ряда статей в "Словаре литературных терминов" (Литературная энциклопедия. М.; Л., 1925. Т.2). Разрабатывал фольклорные поэтические формы - т.н. "напевный стих" ("Сказ скомороший про Степана Разина, про Мухояря князя, про дочку его Катерину, да еще про стремянного Васюту. В 6 песнях с присказкой и концовкой. Стих напевный", 1925; и др.). 22 нояб. 1926 в Малом театре торжественно отмечалось 30-летие литературной и общественной деятельности Рукавишникова.
В истории русской литературы начала XX в. Рукавишников остался как автор романа "Проклятый род", в котором, подобно "Будденброкам" Т.Манна или "Саге о Форсайтах" Д.Голсуорси, с эпической широтой была показана история взлета и падения рода русских капиталистов.
Семя, поклеванное птицами. М., 1896;
Стихотворения. Кн. 1-3. СПб., 1901-02, 1904;
Сны. СПб., 1910;
Проклятый род. Ч.1-З.М.; СПб., 1911-1912;
Аркадьевка. М., 1914;
Сто лепестков цветка любви. Песни женской души. М., 1916;
Сказка про попа Федула да про звонаря Ядула. Стих напевный. М., 1925.
Шенгели Г. О "напевном стихе";
Малишевский М. Несколько слов о "напевном стихе" // Альм, артели писателей "Круг". М.; Л., 1924. Т.III. С.129-132,133-138;
Муратова К.Д. Роман 1910-х годов. Семейные хроники [О романе "Проклятый род"] // Судьбы русского реализма начала XX в. Л., 1972. С.123-126;
Грачева А. М. Семейные хроники начала XX века [О романе "Проклятый род"] // Русская литература. 1982. No1. С.64-75;
Переписка Г.И. Чулкова с Блоком / вступ. статья, публ. и комм. А.В.Лаврова [О стихотворной переписке Рукавишникова и Блока] // ЛН. М., 1987. Т.92. Кн.4. С.406-407.
Оригинал здесь: http://www.az-libr.ru/Persons/000/Src/0010/74614b34.shtml