В. В. Розанов
Состав русского поместного собора
Судя по быстроте и энергии, с каковою весной 1905 года русская церковь в лице иерархов, священства и монашества, светских лиц, постоянно посвящающих свои труды церковным вопросам, заявила о безотложной нужде у нас церковных преобразований, - можно быть уверенным, что теперь, когда призывное слово к этому раздалось с высоты Престола, не будет сделано ни малейшего промедления к созыву собора как органа проведения этих преобразований. Они нужны не в одной области управления - области наиболее ясной. Уже в 1903 году, при назначении из государственного казначейства пенсий духовенству, Государем было выражено пожелание, чтобы пастыри народные приложили все усилия к насаждению в душе народной высоких понятий и правил христианской нравственности, которые всегда у нас бывали оставляемы в тени всепоглощающей обрядности. Между тем обряд, ритуал церковный есть собственно сфера иерархии и священства, область служб его. Народ отраженно отвечает на эти службы и ритуалы высокою нравственностью, через которую впереди всего и более всего выражает свою связанность с Богом, "religio"; через нравственность личную и добрые нравы общественные, гражданские, бытовые, семейные. Все это у нас страшно запущено. Уже Стоглавый собор при Иоанне Грозном поднял и обсуждал многие вопросы быта, обсуждал и осудил многие гнездившиеся в народе язвы, вредные для него со стороны душевного и даже физического здоровья. С тех пор мы голоса Церкви вовсе не слышим в сфере нравственности и житейского сношения; не слышим его уже многие века.
Во исполнение Высочайшего зова, Святейший Синод "предположил учредить с начала наступающего года особое присутствие из представителей церковной иерархии и других духовных и светских лиц, известных своими учеными трудами и познаниями в области богословия, церковной истории, канонического права и церковной практики" для выработки программы предлежащего собора. Таким образом, не только на самый собор, но и в предварительное присутствие, которое могло бы состоять из очень тесного круга самих иерархов, ибо это присутствие еще ничего не решает, будут, однако, позваны не только священники, но и профессора наших духовных академий. С этим вместе совершенно падают все предположения и опасения, будто собор может быть созван только из представителей одного черного, монашеского духовенства. Этого ни в каком случае не будет. Не будет по определенно выраженному желанию Св. Синода, весьма осторожному и дальновидному. Условия нашей общественности и образования ныне таковы, что собор из одного монашества не получил бы должного авторитета, а решения его, не получая при практическом осуществлении подмоги остального духовенства и вообще всех мирян, остались бы лишь бумажными пожеланиями и даже могли бы вызвать весьма определенное движение против себя. Переходя к составу этого предварительного присутствия, нам думается, что он мог бы весьма быстро определиться, если бы Св. Синод, например, допустил в него по 2 или по 3 депутата от четырех наших духовных академий с предложением им указать равное число из мирян, посвящающих свои труды интересам церковной жизни, и с приглашением депутатов, напр. от 10 - 12 виднейших монастырей и по два священника от епархии: один от городского и 1 от сельского духовенства. Если таковой состав особого присутствия показался бы слишком многочисленным и громоздким, то можно не брать непременно все епархии, но, напр., 10 епархий великорусских, 2 малорусских, белорусскую, далее - грузинский экзархат и Сибирь. При таковом плане состав присутствия определился бы не более чем в 50 человек, что уже не велико для комиссии такой особенной задачи, как определение круга вопросов, имеющих быть предложенными будущему собору.
Нам, впрочем, представляется это присутствие не весьма существенным, и самые заседания его едва ли будут очень длительными. Во всем своем авторитете русская Церковь встанет тогда, когда соберется. Возможно ли предположить, что этот соборный авторитет будет во всем следовать и руководствоваться комиссионным авторитетом, который был раньше его, но очевидно меньше его. Все это очень проблематично. И собственно, мы стоим сейчас только перед одним вопросом, нетерпеливо ждущим решения: когда собраться, "как собраться" и кому собраться. Таким образом, вся задача сейчас - организационная, а не программная. Определяя же "программу" вопросов, особое присутствие, очевидно, будет исполнять роль собора, не будучи им: ибо, в своем собственном "соборном" лице явившись, церковь, конечно, не будет незряча, не будет глуха или парализована и сама будет видеть, что именно ей предложить рассматривать и обсуждать.
Можно думать поэтому, что особое присутствие быстро подведет итоги уже собранным в Св. Синоде материалам "программы", и с этим так нужно спешить, что, пожалуй, не для чего особенно и задумываться над составом присутствия. Белое духовенство собственно имеет весьма надежных защитников себе в лице профессоров духовных академий, без исключения сыновей белого духовенства. И при спешности (которою не нужно пренебрегать) можно бы ограничиться в качестве "светского элемента" 8 или 12 (т.е. по 2 или по 3 депутата) профессорами академий, депутатами от лавр и ставропигиальных монастырей, или 8 или 12 священниками, но из них половина непременно из сел по выбору епархий.
Впервые опубликовано: "Новое Время". 1906. 4 янв. N 10707.
Оригинал здесь: http://dugward.ru/library/rozanov/rozanov_sostav_russkogo_pomest_sob.html.