"Аполлонъ", No 6, 1910
Для И. Е. Рѣпина Гогенъ и Матисъ - взбитые парижской рекламой нахальные недоучки, Александръ Бенуа - пресловутый критикъ искусства, очень много и внимательно работавш³й художникъ Петровъ Водкинъ - рабья душа, неучъ. Одновременно тотъ же Рѣпинъ повидимому сочувствуетъ слезамъ "благовоспитанныхъ барышенъ дамскаго кружка", обиженныхъ Александромъ Бенуа, геройски вступается за водворенье на передвижной выставкѣ пошлѣйшихъ "nu" гг. Бодаревскаго и Богданова-Бѣльскаго, не брезгуетъ печататься рядомъ съ Брешкой, правда, ему очень преданнымъ. Ну что-же? о вкусахъ не спорятъ. И если-бы нашъ отвѣтъ Рѣпину могъ бы свестись къ повторен³ю имъ же приводимаго афоризма - "не бойтесь бранить что бы-то ни было, если даже и не очень компетентны въ предметѣ" - то даже такая его дерзость могла-бы быть оправдана искренностью... Но въ его письмѣ значится: "на выставкѣ "Союза" была цѣлая комната съ корридорами наполнена возмутительнымъ безобраз³емъ этого неуча". Между тѣмъ на выставкѣ очень скромное мѣсто занимаютъ всего только 2 картины и 4 небольшихъ рисунка Петрова-Водкина. Очевидно, И. Е. Рѣпинъ видѣлъ выставку, какъ говорится, "однимъ глазкомъ" и принялъ чуж³я работы за работы Петрова-Водкина. Не однимъ-ли глазкомъ онъ видѣлъ также и Гогэна съ Матиссомъ? И вотъ это то преднамѣренно злостное, не вдумчивое и не внимательное отношен³е къ искусству и къ художникамъ не извинительно для отнюдь не пресловутаго, a наоборотъ по заслугамъ знаменитаго художника Рѣпина.