(Radcliffe, урожденная miss Уорд, 1764-1823) - английская писательница. В течение 7-8 лет написала свои знаменитые когда-то романы; после 1797 г. не выпустила более ни одного произведения. Самыми популярными романами Р. были: "The romance of the forest", "The mysteries of Udolpho" (1794; один из лучших) и "The Italian or confessional of the black penitents" (1797). Главная особенность даровании Р. - постоянное желание производить впечатление на читателя с помощью сильных и резких, подчас грубоватых эффектов, запугивать его воображение разными ужасами, переносить место действия в страшную или загадочную обстановку, придумывать неожиданные приключения, таинственные встречи, интриги, злодеяния (в конце тайна обыкновенно раскрывается). Мрачные подземелья, средневековые замки, нападения разбойников, одинокая, заброшенная могила, появление призраков и духов, гроза в пустынной местности, завывание ветра в глухую, ночную пору - вот любимые аксессуары романов Р. При всем том она не была лишена таланта, подчас с значительным искусством обрисовывала психологию своих героинь (напр. Эмилии в "The mysteries of Udolpho"), умела иногда в поэтических выражениях описывать природу и во всяком случае отличалась неистощимой фантазией, хотя бы и слишком беспорядочной, даже болезненной. Местами в ее сочинениях чувствуется влияние сентиментального направления, что также немало способствовало их популярности. В свое время романы Р. имели громадный успех не только в Англии, но и во всех странах Европы, в том числе и в России. Р. принадлежит также описание путешествия на континент, совершенного ею в 1794 г. ("Journal of a tour through Holland and the western frontier of Germany"); здесь попадаются отдельные места, очень красивые по форме, наряду с несколько наивными или чопорными суждениями о чужих краях. Ср. John Colin Dunlop, "History of prose fiction" (1888); "The literary history of England", by Mrs. Oliphant (1882).
В русской литературе романы Р. переводились и вызывали массу подражаний. Большая часть подражаний принадлежит неизвестным авторам, которые выпускали свои произведении с именем знаменитой романистки. Под именем Р. в каталогах значатся романы: "Видения в Прирейнском замке" (M., 1802; Орел, 1823 и др. изд.), "Мария и граф М-в, или Несчастная россиянка" (М., 1810), "Живой мертвец" (М., 1808 и 1816), "Замок Альберта" (1803), "Замок, или Ночные привидения" (М., 1808, 4-е изд., 1816), "Итальянец, или Исповедная черных кающихся" (М., 1802-1804), "Луиза, или Подземелье Лионского замка" (M., 1819), "Лес, или Сен-Клерское аббатство" (М., 1801; Орел, 1823 и др. изд.), "Монастырь св. Екатерины, или Нравы XVIII в." (Орел, 1815), "Монастырь св. Колумба" (М., 1866), "Наследница Монтальда" (М., 1818), "Ночные видения" (М., 1811), "Пещера смерти в дремучем лесу" (М., 1816), "Полночный колокол" (СПб., 1802 и М., 1816), "Пустынник таинственной гробницы" (М., 1818), "Таинства Удольфские" (М., 1802), "Таинства Черной башни" (М., 1811 и 1816), "Ужасные и пр. приключения и видения в Прирейнском замке" (М., 1809), "Юлия, или Подземельная темница Мадзини" (М., 1802). Почти все романы Р. изданы в Москве или в соседних городах; и только один роман издан в С.-Петербурге, да и тот переиздан в Москве.
Источник текста: Словарь Брокгауза и Ефрона.
РАДКЛИФФ Анна (урожд. Уорд) [Ann Radcliffe, 1764-1823] - английская писательница. Автор популярных в свое время "сенсационных" романов, или так наз. "романов ужаса". Первый роман Р. - "The castles of Athlin and Dunbayne" (Замок Атлин и Денбейн, 1789) - в художественном отношении слаб; "A Sicilian romance" (Сицилийская повесть), вышедшая в 1790, стоит выше. В 1791 появляется "The romance of the forest" (Лесной роман) - уже вполне законченное произведение со сложной интригой и прекрасными описаниями ландшафта. В 1794 выходит если не лучший, то наиболее популярный из романов Р. "Mysteries of Udolpho" (Удольфские тайны), а в 1797 - "The Italian" (Итальянец).
Творчество Р. относится к эпохе аграрно-промышленного переворота в Англии и революции 1789 во Франции. В процессе классовой борьбы и столкновения враждебных классовых идеологий дворянская лит-ра выдвигает новый литературный стиль, отражающий умонастроения дворянства, вытесняемого крупным капиталом. Выражением этого реакционного течения в английской литературе явился ранний романтизм, возрождающий готику, а первым его представителем был Уолпол (Н. Walpole, 1717-1797) с его готическим романом "The castle of Otranto" (Замок Отранто, 1764), за к-рым последовала серия произведений этого жанра. Им свойственны идеализация докапиталистических общественных отношений, средневековья, Востока и стран, где промышленный капитализм еще не успел притти на смену феодально-крепостнической формации. Они воскрешают полуразрушенные замки, окруженные рвами, подъемные мосты, мрачные подземелья живописных разбойников (brigands pittoresques), благородных рыцарей, мрачных злодеев и страшную фантастику. У Радклифф имеются все аксессуары готического романа.
Сюжетное построение "Лесного романа", "Удольфских тайн" и "Итальянца" в основном сходно. В центре - героиня, бедная сирота таинственного происхождения, проявляющая необычайную стойкость при всяких испытаниях, натура чувствительная, в конце романа становящаяся женой "благородного героя". Основными мотивами являются: путешествие, позволяющее автору ввести описания юга Европы, тайны рождения, неожиданное наследство, а также целая серия тайн (таинственные звуки, вещие сны, предзнаменования и пр.). Во всех романах традиционный счастливый конец - торжествующая добродетель и наказанный порок.
Характеры Р. традиционны и восходят к французскому галантно-авантюрному роману XVII века. Они лишены всякой индивидуализации. Непременными персонажами являются помимо молодых героев злая тетка-интриганка, мрачный злодей, разбойники и монахи. Повествовательная манера Р. представляет собой зигзагообразную линию, изобилуя отступлениями от основной сюжетной линии в виде отдельных вставных новелл.
Несмотря на ограниченность художественных возможностей, узость кругозора и идейную бедность ее произведений, естественных для идеолога уходящего класса, Р. разработала поэтику "романа ужасов" (несомненна ее огромная изобретательность в создании эффектов ужаса), ввела романтич. пейзаж (ночной, сумеречный и пасторально-идиллический) и создала тип романтич. героя, послужившего прототипом для так наз. "байронического" героя XIX века. Ее техника тайны, сюжетные мотивы и описательные приемы оказали довольно значительное влияние на европейские лит-ры первой половины XIX в., в том числе и на русскую, где романы Р. вызвали многочисленные подражания.
Из английских писателей технику введения и раскрытия тайны особенно использовал Вальтер Скотт, сюжетные мотивы и описательные приемы - Бульвер Литтон [20-30-е годы], Эмилия и Шарлотта Бронтэ, Диккенс и Рид, Коллинз (Collins W. W., The woman in white, 1860), а во второй половине XIX века Томас Харди [Т. Hardy, 1840-1928] и Стивенсон [R. L. Stevenson, 1850-1894] - "Kidnapped" (Похищенные, 1886), "The master of Ballantrae" (Хозяин Баллантрэ, 1889).
I.
The novels of Mrs A. Radcliffe (с биограф. очерком В. Скотта), 1824;
Poems, 1815-1816, 2 vv., 1834.
II.
Фриче В., Очерк развития западно-европейских литератур, М.-Л., 1930;
Cambridge history of English literature, v. XI, Cambridge, 1922;
Beers H. A., History of English Romanticism in the XVIII century, L., 1899;
Dibelius W., Englische Romankunst, Berlin, 1910;
Richter H., Geschichte der englischen Romantik, Halle, 1911;
Raleigh W., The English novel, 5-th ed., 1904;
Jeaffreson J. C., Novels and novelists from Elisabeth to Victoria, L., 1858;
Le Fêvre-Deumier J., Célebrités anglaises, P., 1895;
Saintsbury G., The English novel, L., 1913;
Loliée F., History of comparative literature, L., 1906;
Cross W. L., The Development of the English novel, N. Y., 1899;
Walpole H., The English novel. Some notes on its evolution, Cambridge, 1925;
Killen A., Le Roman terrifiant ou roman noir de Walpole à A. Radcliffe et son influence en France, Paris, 1923;
Summers A. J., Ann Radcliffe, в его сборнике "Essays in petto", London, 1928, p. 1-29.
Источник текста: Егорова Н. Радклифф // Литературная энциклопедия: В 11 т. - [М.], 1929-1939. Т. 9. - М.: ОГИЗ РСФСР, Гос. ин-т. "Сов. Энцикл.", 1935. - Стб. 499-501.
Оригинал здесь: http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le9/le9-4991.htm
Радклиф (Radcliffe, урожденная Уорд - Ward), Анна (9.VII.1764, Лондон, - 7.II.1823, там же) - английская писательница. Дочь торговца. Получила домашнее образование. В 1787 вышла замуж за У. Радклифа, в будущем - издателя "Английской хроники". Совершила путешествие по Голландии и Германии, описанное ею в книге путевых заметок (1795); в дальнейшем жила в Лондоне. Первый роман Р. "Замки Атлин и Данбэйн" ("The castles of Athlin and Dunbayne", 1789) - подражательный и слабый - успеха не имел. Широкую популярность принесли ей "Сицилианский роман" ("A sicilian romance", 1790), "Роман в лесу" ("The romance of the forest", 1791) и особенно "Удольфские тайны" ("The mysteries of Udolpho", 1794), "Итальянец" ("The Italian", 1797). В жанре
готического романа Р. - мастер создавать атмосферу "ужасного" и "таинственного", подчиняя ей и сюжет и даже пейзаж. При этом Р. сохраняла некоторую связь с просветительской литературой; в ее романах силен рациональный элемент, проявляющийся в том, что все таинственное получает в конце концов вполне реальное объяснение. У Р. (особенно в романе "Итальянец") окончательно сложился воспринятый романтиками тип "героя-злодея", с сильной волей и безудержными страстями. Всем этим Р. оказала некоторое влияние на последующую литературу (В. Скотт, Дж. Г. Байрон), вызвала множество подражаний.
История англ. лит-ры, т. 1, в. 2, М. - Л., 1945;
Mac Intyre C., Ann Radcliffe in relation to her times, New Haven - L., 1920;
Wieten A. S. S., Mrs Radcliffe. Her relation towards romanticism, Amst., 1926;
Varma D. P., The Gothic flame, L., 1957.
Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. - М.: Сов. энцикл., 1962-1978. Т. 6: Присказка - "Советская Россия". - 1971. - С. 149.