div align="justify"> Клеман М. Панаев // Литературная энциклопедия: В 11 т. - [М.], 1929-1939.
Т. 8. - М.: ОГИЗ РСФСР, гос. словарно-энцикл. изд-во "Сов. Энцикл.", 1934. - Стб. 419-420.
http://www.feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le8/le8-4191.htm
ПАНАЕВ Иван Иванович [1812-1862] - русский писатель и журналист. Р. в Петербурге в дворянской семье; учился в благородном пансионе. Выступил в печати в начале 30-х годов в качестве поэта. Первые его прозаические произведения - "Спальня светской женщины" [1834], "Она будет счастлива" [1836], "Сегодня и завтра" [1837] - типичные "светские повести", носящие на себе печать творчества Марлинского. Но уже в конце десятилетия Панаев перешел к бытовым нравоописательным очеркам и рассказам, черпая тематику из мещанской и чиновничьей среды ("Кошелек", 1838; "Прекрасный человек", 1840). В эти годы П. познакомился с Белинским и с литераторами - идеологами либерального дворянства, втянутого в оборот буржуазных отношений. На 40-е гг. падает расцвет лит-ой деятельности П. Он становится чрезвычайно деятельным участником натуральной школы (см.), одним из видных сотрудников "Отечественных записок". Используя творческий опыт Гоголя и западных очеркистов-физиологов, П. вырабатывал свой метод. Крупнейшие вещи этого периода - "Онагр" [1841], "Актеон" [1841], "Маменькин сынок" [1845], "Родственники" [1847], роман "Львы в провинции" [1852]; в них П. дал ряд сатирических зарисовок дворянства, преимущественно среднего и мелкопоместного, жуирующего в столицах и разоряющегося в условиях распада крепостного хозяйства. В 1847 П. совместно с Некрасовым приобрел "Современник", редактором к-рого был до самой смерти; это редакторство впрочем было номинальным. С конца 1855 в "Современнике" печатались "Очерки и заметки "Нового поэта" о петербургской жизни", создавшие автору репутацию блестящего фельетониста. После раскола в "Современнике" между революционной демократией и либерально-дворянским лагерем Панаев остался с Чернышевским и Добролюбовым, хотя в творчестве его преобладали либерально-дворянские тенденции. Последние годы жизни П. отдал писанию мемуаров.
Ныне совершенно забытые художественные произведения П. сыграли значительную роль в формировании дворянской лит-ры 40-х и 50-х гг. Не только Писемский, но и Тургенев испытывали влияние П.; близость "Рудина" к "Родственникам" П. например неоднократно отмечалась исследователями. Большое значение сохраняют богатые фактическими данными мемуары П. "Воспоминания о Белинском" [1860] и "Литературные воспоминания" [1860-1861] - одно из значительных произведений русской мемуарной лит-ры.
Библиография: I. Собр. стихотворений "Нового поэта", СПБ, 1855; Стихотворения и пародии "Нового поэта", изд. 2-е, СПБ, 1889; Очерки из петербургской жизни "Нового поэта", 2 чч., СПБ, 1860; То же, изд. 2-е, СПБ, 1889; Сочинения, 4 тт., изд. Кушелева-Безбородко, СПБ, 1860; Полное собрание сочин., 6 тт., изд. Мартынова, СПБ, 1888-1889; Собрание сочин., 6 тт., изд. Саблина, М., 1912 (перепечатка предыдущего); Литературные воспоминания и воспоминания о Белинском, СПБ, 1876; Литературные воспоминания, 1-е полное изд., под ред. и с примеч. Иванова-Разумника, изд. "Academia", Л., 1928.
II. Литература скандалов, "Отечественные записки", 1860, X; Кто стоял в последнее время во главе русской литературы: Добролюбов или Панаев, "Биб-ка для чтения", 1862, т. 170; Трубачев С., Фельетонный беллетрист (И. И. Панаев), "Исторический вестник", 1889, IV; Иванов-Разумник, Ив. Ив. Панаев, в "Литературных воспоминаниях", изд. "Academia", Ленинград, 1928.
III. Мезиер А. В., Русская словесность с XI по XIX ст. включительно, ч. 2., СПБ, 1902.