Февраля 6, Димитр³й Донской, трагед³я въ 5 актахъ, въ стихахъ, соч. г-на Озерова. Никогда и никому неприходила мысль спрашивать: откуда взято содержан³е трагед³и Димитр³й? Всѣмъ извѣстно безсмертное имя Донскаго Героя, всѣмъ извѣстенъ велик³й подвигъ его на Куликовомъ полѣ, подъятый для освобожден³я Отечества отъ ига Татарскаго. Слѣдовательно трагед³я взята изъ истор³и? Казалось бы такъ, еслибъ истор³я сохранила для насъ память о любви Димитр³я и Ксен³и; но Велик³й Князь Московск³й еще на пятьнадцатомъ году своего возраста, за долго до сражен³я съ Мамаемъ, сочетался со дщер³ю Князя Суздальскаго и Нижегородскаго, Евдок³ею Димитр³евною, которая пережила своего супруга. И такъ любовь Великаго Князя и Княжны Ксен³и, любовь, на которой основана вся трагед³я, есть ни что иное какъ, стихотворный вымыселъ, совершенно противуположный историческому свидѣтельству Сочинители трагед³й обыкновенно или сами изобрѣтаютъ главное дѣйств³е, придумывая къ нему по своему произволу лица, характеры и всѣ обстоятельства, или же главное дѣйств³е, главныя лица и главные характеры заимствуютъ изъ истор³и. Въ послѣднемъ случаѣ стихотворецъ по необходимости, перемѣняетъ нѣкоторыя обстоятельства главнаго дѣйств³я, чтобы дать ему драматической ходъ и правильность; но при всемъ томъ онъ никакъ не долженъ терять изъ виду историческаго правдоподоб³я, и какъ вѣрный подражатель натуры непремѣнно обязанъ въ строжайшей точности соблюсти нравы и обычай того времени, къ которому относятся дѣйствующ³я лица его трагед³и. Съ обычаями времени Димитр³я Донскаго едва ли совмѣстны любовныя приключен³я, болѣе приличныя рыцарскому духу странъ южныхъ. Обычаи Русскихъ, занятые y Визант³йскихъ Грековъ и потомъ у Татаръ, >не дозволяли Князьямъ думать о любовныхъ изъяснен³яхъ, ни Княжнамъ заводить соблазнительныя знакомства. Тогдашн³я дѣвицы сидѣли до замужства въ уединенныхъ теремахъ своихъ, дожидаясь той минуты, въ которую не собственной выборъ, но власть родительская назначитъ имъ суженаго. Французск³е стихотворцы ввели въ обыкновен³е даже Греческихъ героевъ представлять влюбленными, вопреки образцамъ и правиламъ древнихъ. Что пользы въ трагической любви, когда не ведетъ она къ жалости и ужасу, къ симъ главнымъ страстямъ, которыя возбуждать должна истинная трагед³я? Для чего составлять трагед³ю изъ любовныхъ похожден³й, когда они несовмѣстны съ обычаями лицъ историческихъ? Но ропотъ критики долженъ умолкнуть передъ краснорѣчивыми, удивительными стихами, находящимися въ трагед³и господина Озерова, а особливо гдѣ бояринъ Moсковской разсказываетъ объ единоборствѣ Темира съ Пересвѣтомъ и Челубея съ неизвѣстнымъ воиномъ:
Незапно сонмъ бойцовъ Татарскихъ показался.
Предъ исполинами войскъ нашихъ духъ смѣшался.
Какъ вихри бурные рожденны среди горъ,
Чрезъ степь пространную летятъ въ дремуч³й боръ,
И слабыя древа порывами ломаютъ,
И сосны твердыя вверхъ корнемъ исторгаютъ:
Такъ два богатыря Темиръ и Челубей,
Стремятся къ намъ въ полки чрезъ тысячи мечей.
Предъ ними страхъ бѣжитъ, и съ ними смерть летаетъ
И мертвая гряда ихъ бѣга слѣдъ являетъ.
Таковы были богатыри Татарск³е; читателю предоставляется судить о тѣхъ, которые ихъ низложили. Искусное перо иногда не описываетъ всѣхъ предметовъ, когда читатель самъ можетъ догадываться. Ничего нѣтъ вѣрнѣе картины низложен³я огромнаго Челубея; кисть живописца не изобразила бы ее съ большею точност³ю:
Татаринъ наконецъ бросаетъ щитъ тяжелый;
И отступивъ назадъ и въ двѣ руки принявъ
Булатный длинный мечь, мечтаетъ, что напавъ
Съ разбѣга скораго, безъ хитрости воинской
Онъ раздвоитъ врага подъ силой исполинской.
Стремится къ воину; сей зритъ грозу, и ждетъ;
Ударъ уже надъ нимъ, ужь на главу падетъ;
Но воинъ отступилъ, мечь въ воздухъ ударяетъ,
И тягостью своей Ордынецъ упадаетъ:
Тутъ смерт³ю къ землѣ на вѣки онъ приникъ.
"Вѣстникъ Европы". Часть LV, No 4, 1811