Главная » Книги

Островский Александр Николаевич - На бойком месте, Страница 3

Островский Александр Николаевич - На бойком месте


1 2 3

sp; Миловидов. Ах, Аннушка, как мне тебя жаль, бедную! Повяжи голову, намочи уксусом, вот и пройдет! Да скажи ты: что с тобой? Что ты чувствуешь?
   Аннушка. Скажу, не утаю; только мне нужно тебя спросить прежде.
   Миловидов. Изволь, Аннушка, изволь; спрашивай все, что тебе угодно.
   Аннушка. Я у тебя буду спрашивать, а ты мне отвечай! Ах, как голова кружится! Только ты не лги. Грех тебе будет; ты видишь, я умираю... И умру к завтрему, ты уж мне поверь!.. И жить мне незачем... Да, так что же я хотела? Да, вот: ты меня любил?
   Миловидов. Любил, Аннушка, очень любил. Ты сама знаешь, как я любил.
   Аннушка. А теперь разлюбил? Только ты не греши, не обманывай, как давеча.
   Миловидов. Что ж делать-то, Аннушка, с сердцем не совладаешь. Я и теперь люблю тебя, только что не по-прежнему! Уж ау, брат! прежнего не воротишь.
   Аннушка. А я все по-прежнему. Ну да хорошо! Ты теперь Евгению полюбил?
   Миловидов. Ты потише, как бы муж не услыхал. Ну, да не то что полюбил, а так она мне своим веселым характером понравилась. Да и притом же у меня такое правило, Аннушка, никому пропуску не давать. Бей сороку и ворону... Все ж таки это далеко не то, как я тебя любил.
   Аннушка. Ну да хорошо, хорошо, это твое дело. Никто тебе указывать не может, кого ты хочешь, того и любишь. Мне теперь только одно нужно знать от тебя, одно, а там хоть и умирать. Неужто же Евгения меня лучше, что ты меня променял на нее? Вот эта-то обида мне тяжелей всего; вот это меня до погибели и довело. Чем таки, скажи ты мне, чем таки она меня лучше? А по-твоему выходит, что лучше. (Плачет.) Я тебя любила так, что себя не помнила, весь свет забыла, привязалась к тебе как собака, ни душой, ни телом перед тобой не была виновата, а ты меня покидать стал, полюбил бабу, чужую жену. Все было бы это ничего, а вот что мне уж очень обидно, чего я пережить не могла... знать, уж она очень мила тебе, что ты для нее стал меня в глаза обманывать да потом вместе с ней смеяться надо мной. Вот что ты мне скажи теперь, не утай ты от меня: чем она тебе так мила стала, и с чего я тебе так опротивела? (Плачет.) Мало тебе того, что ты меня безо всякой вины обидел; ни с того ни с сего от себя прочь оттолкнул, ты еще из меня, для моей злодейки, потеху сделал, чтоб ей не скучно было. Ох, Господи Боже мой! Господи Боже мой! умереть бы поскорей!

Молчание.

   Только что мое сердце больное подживать было стало, надорвал ты его давеча своими притворными речами да поцелуями; да над моей болью-то смеетесь с ней вместе. Ведь я здесь была, я все слышала. За что ж мне такая казнь от тебя, скажи ты мне? Чем я перед тобой виновата? Что я такое страшное сделала? И она-то чем вдруг тебе так мила стала, что ты никого для нее не жалеешь?
   Миловидов. И ты говоришь, что ты никакой вины за собой не знаешь?
   Аннушка. Никакой; вот видит Бог! Мне теперь лгать ни к чему! Мне недолго жить осталось!
   Миловидов. И ты считаешь, что я тебя обидел?
   Аннушка. Да как же не обидел-то! Чего ж еще! Ты посмотри на меня.
   Миловидов. Даром обидеть я никого не хочу. За дело я точно что не помилую; а даром обижать безответных людей нам не годится. Так ты говоришь, что я тебя даром обидел?
   Аннушка. Даром, Павлин Ипполитыч.
   Миловидов. Это по твоему понятию даром, а по нашему, не даром. Я тебя любил; помнишь, как за тобой ухаживал, как за барышней, а ты что ж мне всего не сказала? Разве это честно? Ну, сгоряча-то я женился бы на тебе, куда бы мне тогда только нос-то свой показать? Ты должна была мне все сказать.
   Аннушка. Да что все-то?
   Миловидов. Да то, что у тебя был любовник, что ты с ним и теперь видаешься.
   Аннушка. Что ты! что ты! Не греши! Ведь я еще живая, вот после говорите что хотите. Да я пока к брату не переехала да тебя не увидала, не знала, что это и слово-то значит. Как же мне жить на свете после таких слов твоих! Умирать и надо. Кто бы говорил, да не ты.
   Миловидов. Так меня обманули?
   Аннушка. Бог с тобой! Как хочешь, так и думай! Мне теперь все равно. Кто это тебе сказал? уж не она ли?
   Миловидов. Она. Да она же мне еще говорила: "Ты что на нее смотришь, что она такую недотрогу разыгрывает! С другими она так не манежится, это с тобой только; потому что она тебя заманивает, чтоб ты на ней женился. Она уж давно всем говорит: "Быть мне барыней! Посмотрите, как я его, дурака, обойду". Каково ж мне было это слышать! Мне, Миловидову! Ну, так нет, говорю, шалишь!
   Аннушка. Зачем же ты ей верил?
   Миловидов. Нельзя было не верить. Бывало, я прощаюсь с тобой, домой сбираюсь ехать, а она стоит, головой качает да вздыхает. Я у нее раз и спросил: "Что, мол, ты вздыхаешь?" - "Да так, говорит, жаль мне тебя". - "Что так?" - говорю. Она мне все вот это и рассказала; ну, я и оглобли назад от тебя.
   Аннушка. И стал ты моим обижать всячески, и стала я вам помеха.
   Миловидов. Ну, да уж теперь ей от меня достанется. Я еду-еду не свищу, а наеду - не спущу.
   Аннушка. Ох! Сил моих больше нету!
   Миловидов. Ты бы легла пошла.
   Аннушка. И то, пойду лягу. Не дойти мне до светелки-то.
   Миловидов. Я провожу тебя.
   Аннушка. Ну, теперь ты веришь, что я ни в чем перед тобой не виновата?
   Миловидов. Верю, Аннушка, верю!
   Аннушка. Ну и хорошо! По крайней мере ты зла не будешь на меня иметь, простишься со мной без сердца, по-христиански. И я тебя прощаю, ты не виноват. А кто виноват, того суди Бог. Мне больше не жить. Ты никому не говори... Ох! (Опускает голову на стол.)
   Миловидов. Что ты, Аннушка, Аннушка? (Кричит.) Бессудный!

Входит Бессудный.

   ЯВЛЕНИЕ ВОСЬМОЕ

Миловидов, Бессудный и Аннушка.

   Бессудный. Что еще? Покою нет на вас.
   Миловидов. Твоя сестра умирает.
   Бессудный. Ну что ж! Умрет, так похороним. С чего ж это она умирать вздумала?
   Миловидов. А с того, что твоя жена обманула меня, да вот и довели девку до погибели.
   Бессудный. Чем же это она тебя обманула?
   Миловидов. А тем, что наплела мне на нее, что у нее любовник есть, да разного вздору, отбила меня от девки.
   Бессудный. Так это она ?
   Миловидов. Она.
   Бессудный. Зачем же она?
   Миловидов. Стало быть, ей нужно было. Сам догадайся.
   Бессудный. Догадаться-то я уж давно догадываюсь, только... Эх, барин!
   Миловидов. Что - эх, барин!
   Бессудный. Ты шутить шути, а за больное место меня не задевай! Я ведь не погляжу...
   Миловидов. Ну, ну! Мне больней твоего. Зови жену сюда, зови, говорю я.
   Бессудный. Ох, барин! да если все это правда, ты уходи лучше. Нехорош я в сердцах, я самому себе страшен, я проклятый человек.
   Миловидов. Зови жену, говорю я. Надо же дело на свежую воду вывести. А тебя я не испугаюсь; не на того напал.

Бессудный уходит.

   Аннушка! милая! Что с тобой?
   Аннушка (слабым голосом). Не говори никому. Я отравилась.
   Миловидов. Боже мой! Что ты! Чем? Когда? Говори скорей!
   Аннушка. Вон там, сейчас...
   Миловидов. Мы тебя спасем, Аннушка, поможем тебе! Эй! Где вы там?
   Аннушка. Нет уж теперь поздно. (Падает без чувств.)

Входят Бессудный и Евгения.

   ЯВЛЕНИЕ ДЕВЯТОЕ

Миловидов, Аннушка, Бессудный, Евгения, потом Гришка, Иван и Жук.

   Миловидов. Кабы только ей помочь, ничего не пожалею. Нет ли у вас чего? Поскорей! поскорей!
   Евгения. Да что с ней, батюшки?
   Миловидов. Она отравилась, дьяволы вы этакие!
   Бессудный. Как так отравилась! Чем у нас отравиться!
   Миловидов. Я ее застал там, в кухне, у шкапчика.
   Бессудный. Посмотрю пойду, что там такое. (Уходит.)
   Миловидов. Вот ты что наделала! Весело теперь тебе смотреть на нее!
   Евгения. Кто ж это знал! Кто ж это знал! Я сама-то умираю.
   Миловидов. Убью я тебя на месте! Зачем ты мне налгала на нее?
   Евгения. Кому ж чужое счастье не завидно!
   Миловидов. Так это все вздор, что ты говорила, все неправда? Ну, говори!
   Евгения. Все неправда! все неправда!
   Миловидов. Ведь тебя теперь повесить за это мало! Ну, да вот я с мужем поговорю: он тебя рассудит по-своему.
   Евгения. Не губи! Ради Бога, не губи! Лучше возьми убей меня из своих рук, только мужу не говори.
   Миловидов. Неужели ж тебя помиловать! Ведь за то, что ты сделала, в Сибирь ссылают, на каторгу.
   Евгения. Легче мне в Сибирь идти.
   Миловидов. Всех вас пора сослать туда, а гнездо ваше проклятое разорить, чтобы и праху не осталось.

Бессудный входит.

   Всех вас в Сибирь сослать.
   Бессудный. То-то вот и есть, горяч ты больно! Шум-то ты подымаешь из пустяков. Только людей беспокоишь.
   Миловидов. Как из пустяков! Загубили душу, разве это пустяки? Аль тебе и душегубство нипочем стало?
   Бессудный. Кто ее загубил! Какое тут душегубство! Ничего не бывало. Я было и сам перепугался. Точно, что она лишнее хватила, да от этого не умрешь. Проспит часа два, да дня три голова проболит.
   Миловидов. Что ты, Бессудный! Да ты врешь, разбойник!
   Бессудный. Да уж это верно. Хочешь, при тебе сейчас выпью? Разбойник-то кто-нибудь другой, а не я.
   Миловидов. Да, понимаю. Это чем ты проезжающих поишь. Теперь я понял..
   Бессудный. Это уж мое дело. Ты докажи прежде, что я пою, да потом и разговаривай.
   Миловидов. Ну, обрадовал ты меня. Уж я ее от вас к себе домой возьму. Аннушка, милая! (Целует ее.)
   Бессудный. Бери, пожалуй! Не больно она нам нужна.
   Евгения. Ты, стало быть, жениться хочешь?
   Миловидов. Мое дело. Уж теперь нас громом не расшибешь!
   Евгения. Ну вот и слава Богу!
   Миловидов. Ну, хозяин, я человек военный, простой, за твою прежнюю любовь да ласку, хочешь, я тебе скажу, зачем я к тебе ночью приехал?
   Бессудный. Говори!
   Евгения. Ой!
   Бессудный. Что ты?
   Евгения. Что-то, Ермолаич, в бок кольнуло! Так вдруг с перепугу-то, что ли?
   Миловидов. Так говорить?
   Бессудный. Что ж, говори, мы слушать будем.
   Миловидов. Нет уж, лучше я в другой раз.
   Бессудный. Нет, уж ты, коли начал, так говори!
   Миловидов. Насильно не заставишь; захочу, так скажу.
   Бессудный. Говори, барин!
   Миловидов. Нет, ты сердит очень, я тебя боюсь.
   Бессудный. Барин, не дразни!
   Миловидов. Кабы ты не женился на молодой, так был бы покойнее, ревность-то бы тебя не мучила. Вот теперь и думай про себя, как знаешь; а я уеду, как ни в чем не бывал.
   Бессудный. Не дразни, барин! Говорю тебе, не дразни! (Кидается на Миловидова.)
   Миловидов (вынимает пистолет). А этого не хочешь! (Свищет.)

У дверей показываются Гришка и Иван.

   Стойте здесь! Мы лучше с тобой честь честью простимся. Иван!
   Иван. Что, сударь, угодно?
   Миловидов. В полчаса довезешь домой?
   Иван. Как прикажете, так и будет. Духом докатим.
   Миловидов. Так долететь, чтоб она очнуться не успела; пусть уж дома очнется, барыней! Прощай, хозяйка! (Целуется с Евгенией.) Прощай, хозяин! Ты за женой-то поглядывай! У вас место бойкое.

Звон колокольчика.

   Вон слышишь, купцы наехали. Ты поглядывай.
   Бессудный. Уж это не твоя забота. Вперед меня не забывай, я найду чем угостить.
   Миловидов. Спасибо. Как не заехать! заеду. Коль тебя опять не застану, так вот хозяюшка дома будет, с ней побалагурим. Только я, брат, без гостинца не езжу. (Показывает на пистолет. Людям.) Берите свою барыню да несите бережно в коляску.

Жук входит.

   Жук. Хозяин! проезжие.
   Бессудный (жене). Ну поди! встречай! Улыбайся, дьяволи, а расчет после.
  
  
   КОММЕНТАРИИ
  
   Впервые комедия была напечатана в "Современнике", 1865, No 9.
   Сюжет пьесы навеян непосредственными жизненными впечатлениями писателя во время его поездок в 1856 и 1857 годах по верховьям Волги и в поместье Щелыково близ Кинешмы.
   С. В. Максимов в статье "Литературная экспедиция" отметил: "Случайная встреча с отказом в приюте на ночлег по пути из Осташкова во Ржев и с хозяином постоялого двора, имевшим разбойничий вид и торговавшим пятью дочерями, напечатлелась в памяти и выработалась в комедии "На бойком месте" ("Русская мысль", 1890, No 2, стр. 41).
   Это сообщение подтверждается путевыми записками самого А. Н. Островского, который, приехав в Ржев из Осташкова, 1 июня 1856 года занес в свой дневник следующие строки: "Странствовали всю ночь. В Ситкове содержатель постоялого двора, толстый мужик с огромной седой бородой, с глазами колдуна, не пустил нас; у него гуляли офицеры с его дочерьми, которых пять" (т. XIII, стр. 227).
   Поездки в Щелыково обогатили Островского новыми бытовыми данными, понадобившимися для пьесы. По рассказам щелыковских старожилов, один из кабаков, разбросанных по лесному галичскому тракту, прежде находился неподалеку от усадьбы, купленной впоследствии отцом А. Н. Островского, и пользовался недоброй славой: возле него происходили грабежи и убийства. Ко времени первого приезда драматурга в Щелыково этот темный притон уже не существовал. Характерно, что в ремарке первого акта комедии точно сказано: "Действие происходит на большой дороге, среди леса, на постоялом дворе под названием "На бойком месте", лет сорок назад". Но разбои на большой дороге продолжались еще долгое время. "У нас сильный грабеж и много народу убивают", - извещала А. Н. Островского в 1869 году И. А. Белихова, управлявшая щелыковским имением.
   Не раз упоминаемые в разговорах действующих лиц село Покровское и Новая деревня расположены по соседству с Щелыковом. Именье в Покровском собирался купить в 1874 году младший брат писателя, Андрей Николаевич.
   Само собой разумеется, что черты местного быта воссозданы в пьесе вовсе не фотографически; в ней обобщены драматургом многие жизненные наблюдения. Так, например, ямщик Раззоренный, отличающийся бойкостью и своеобразием своей речи, встретился А. Н. Островскому на пути к югу от Москвы. "Между Тулой и Ефремовом, - писал он П. М. Садовскому и С. С. Кошеверову (27 июня 1860 г.), - нам попался очень веселый ямщик, Матвей Семенович Раззореный, который водку называл гарью, шкалик - коробочкой, и на мой вопрос, жива ли у него жена, отвечал: "Да зачем же ей умирать-то, чудак! Она еще ума не прожила" (т. XIV, стр. 77). Над комедией "На бойком месте" драматург работал в 1864 и 1865 годах. На обложке автографа (хранится в Отделе рукописей Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина) рукою писателя помечено: "1865 г. августа"; по листам рукописи поставлены даты, указывающие на последовательный и постепенный ход работы: "8 авг.", "10 авг.", "11 авг." и, наконец, "18 авг. Полдень" - на последней странице рукописного текста. Это не значит, однако, что пьеса была создана в течение десяти дней: сохранившийся автограф носит следы переработки не дошедшего до нас первоначального текста.
   О трехактной пьесе, начатой еще весною 1864 года, А. Н. Островский писал Ф. М. Достоевскому в самом начале 1865 года (3 января): "Дайте мне отдохнуть немного, я Вам непременно напишу пьесу, и скоро". Это и была начатая драматургом комедия "На бойком месте".
   В московском Малом театре премьера "На бойком месте" шла 29 сентября 1865 года в бенефис артиста А. А. Рассказова, исполнявшего роль купчика Непутевого, с участием П. М. Садовского в роли Бессудного. Другие роли исполняли: Миловидова - Н. Е. Вильде, Евгении - А. И. Колосова, Аннушки - Г. Н. Федотова, Сени - Федоров, Жука - В. А. Дмитриевский, Раззоренного - Живокини 2-й, Пыжикова - Колосов, Гришки - Воронский. Игра артистки Колосовой привела в восхищение самого автора. Двадцать лет спустя он вспоминал: "...особенным... совершенством отличалось исполнение ею роли дворничихи в пьесе "На бойком месте", которая при всей верности действительности была проникнута необыкновенной грацией". Колосову в этой роли Островский ставил выше даже М. Г. Савиной, так как у первой "было несравненно больше живости и ловкости на сцене" (т. XII, стр. 336).
   Петербургский Александрийский театр показал премьеру "На бойком месте" 25 октября 1865 года, но еще в первой половине сентября Островский писал артисту Бурдину: "Когда я кончил комедию "На бойком месте", я долго думал, кому отдать ее в бенефис. Самая видная, по моему мнению, роль (Евгении) должна принадлежать Левкеевой, ей, по всей справедливости, следовало отдать и пьесу. Что же касается до роли Бессудного, то я с самого начала предполагал отдать ее Самойлову и при проезде его через Москву заявил ему об этом - эта роль совершенно по его средствам" (т. XIV, стр. 131).
   На александрийской сцене пьеса была поставлена в бенефис Е. М. Левкеевой, исполнившей роль Евгении, при участии артистов: В. В. Самойлов - Бессудный, А. А. Нильский - Миловидов, И. Ф. Горбунов - Непутевый, Васильев 1-й - Жук, Брошель - Аннушка, Степанов - Пыжиков, Озеров - Сеня, Волков - Раззоренный.
   На другой день после представления газета "Санкт-Петербургские ведомости" (1865, 26 октября, No 281) отметила "полный и совершенно заслуженный успех" пьесы.
   Кроме многочисленных театральных рецензий, сколько-нибудь значительных критических разборов комедии "На бойком месте" и печати опубликовано не было.
   Комедия "На бойком месте" прочно вошла в репертуар русских театров. Ее популярность среди зрителей особенно возросла в советское время. Так, по имеющимся статистическим данным, в одном 1939 году она ставилась 568 раз в 27 драматических театрах и 350 раз в 14 колхозных театрах.
   В 1932 году пьеса была возобновлена к юбилею В. Н. Пашенной московским Малым театром, глубоко раскрывшим ее социальное содержание: "дом Островского" показал колоритнейшую картину из жизни прямых предшественников разбогатевшей, толстосумной буржуазии - содержателей темных притонов н грабителей на большой дороге. Спектакль был поставлен П. М. Садовским (младшим). Роли Евгении и Миловидова с блистательным успехом исполнили народные артисты В. Н. Пашенная и П. М. Садовский.
   Пьеса долго не сходила со сцены Малого театра. С нею же театр выступал на гастролях во многих городах: Челябинске, Красноярске, Ижевске, Днепропетровске, Ленинграде, Одессе, Кишиневе и др. В. Н. Пашенная писала в своих воспоминаниях: "Я играла Евгению перед огромным количеством зрителей, всюду - от острова Диксона на далеком севере, где нас смотрели зимовщики, и до Сардонского рудника на крайнем юге, где нас смотрели шахтеры; от Минска до Владивостока... Я играла Евгению, наверное, не менее тысячи раз" (Вера Пашенная. Искусство актрисы, М. 1954, стр. 99, 100).
   В 1946 году в дни юбилейной "недели Островского" "На бойком месте" было представлено выездной группой артистов Малого театра в Щелыкове и Костроме.
   За последние десять лет "На бойком месте" ставили драматические театры Москвы (Московский театр имени А. С. Пушкина), Ленинграда (Ленинградский театр комедии), Минска, Смоленска, Риги, Харькова, Тамбова, Симферополя, Еревана, г. Фрунзе, Казани, Чебоксар, Костромы, Тюмени, Иркутска, Якутска и других городов. Комедия шла на клубных сценах, была показана впервые на армянской сцене в Арташатском межрайонном театре.
  

Другие авторы
  • Башкин Василий Васильевич
  • Самаров Грегор
  • Энгельгардт Александр Платонович
  • Чаянов Александр Васильевич
  • Эмин Федор Александрович
  • Мартынов Авксентий Матвеевич
  • Урусов Александр Иванович
  • Пумпянский Лев Васильевич
  • Тургенев Николай Иванович
  • Вишняк М.
  • Другие произведения
  • Толстой Алексей Николаевич - Рукопись, найденная под кроватью
  • Чириков Евгений Николаевич - Мужики
  • Фишер Куно - Жизнь и труды Соломона Маймона
  • Андреевский Сергей Аркадьевич - Значение Чехова
  • Аксаков Константин Сергеевич - Стихотворения
  • Заяицкий Сергей Сергеевич - Красавица с острова Люлю
  • Неизвестные Авторы - Честный изменник, или Фридерико фон Поплей и Алоизия, супруга его
  • Батюшков Константин Николаевич - Предслава и Добрыня
  • Вяземский Петр Андреевич - Проект письма к министру народного просвещения...
  • Курочкин Василий Степанович - Биографическая справка
  • Категория: Книги | Добавил: Armush (25.11.2012)
    Просмотров: 234 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа