уров), С. П. Акимовой (Евфросинья
Потаповна), Решимовым (Вожеватов), Лентовским (цыган Илья), Колосовым
(Гаврило) и Живокини 2-м (Иван). Через несколько дней после первого
представления "Бесприданница" была вновь дана в бенефис М. П. Садовского;
роль Ларисы играла М. Н. Ермолова.
Островский неоднократно свидетельствовал о большом успехе пьесы в
Москве (см. его письмо к Бурдину от 27 декабря 1878 г., а также "Записку по
поводу проекта "Правил о премиях... за драматические произведения" 1884 г.).
В Петербурге "Бесприданница" в первый раз была поставлена на сцене
Александрийского театра 22 ноября 1878 года, в бенефис Бурдина, с участием
М. Г. Савиной, исполнявшей роль Ларисы. В спектакле также приняли участие:
Полонский (Карандышев), Бурдин (Кнуров), Сазонов (Вожеватов), Нильский
(Паратов), Читау (Огудалова), Арди (Робинзон), Васильев 1-й (Гаврило),
Горбунов (Иван), Константинов (Илья), Натарова 1-я (Евфросинья Потаповна).
Театральная критика в особенности отмечала превосходную игру Савиной.
С конца девяностых годов "Бесприданница" заняла выдающееся место в
репертуаре русской сцены. Популярности пьесы у зрителей способствовала В. Ф.
Коммиссаржевская, создавшая прекрасный сценический образ Ларисы.
Роль Ларисы стала любимой ролью Коммиссаржевской, и в течение ряда лет
она бессменно выступала в ней на сцене Александрийского театра.
"Бесприданница" принадлежит к числу пьес Островского, пользующихся
наибольшей любовью советского зрителя. Именно на сцене советского театра
впервые был выражен глубокий социальный пафос этой замечательной драмы. Она
ставилась во многих драматических театрах Москвы, Ленинграда и периферии. Из
московских постаноиок "Бесприданницы" особенно значительны постановки
Драматического театра (б. Корша) с В. Н. Поповой в роли Ларисы (1932 г.) и
Центрального театра транспорта (1946 г.). В 1948 году "Бесприданница"
возобновлена на сцене Малого театра. Свидетельством глубокого интереса
советского театра к "Бесприданнице" служат многочисленные ее постановки на
сценах национальных братских республик. Яркое художественное и социальное
истолкование драмы Островского дает спектакль Азербайджанского
драматического театра (1939 г., возобновлен в 1946 г.) с актрисой Фатьмой
Кадри в главной роли.