Юрий Каргин
Ратный подвиг "простака"...
Никитич Новиков родился 18(30) декабря 1888 года под Воронежем, в селе Семёновка. Сын бедняка-крестьянина, он начал свою трудовую жизнь пастушонком, затем прошёл тернистые пути чернорабочего, был землекопом, дроворубом, грузчиком.
Призванный на действительную военную службу в 1914 г., Новиков оказался в составе армии Самсонова, бесславно сгинувшей в Мазурских болотах Восточной Пруссии. В июле 1917 года, когда Временное правительство Керенского расстреляло мирную демонстрацию питерских рабочих, солдат и матросов, он вступил в партию большевиков.
После Октября Новиков, член солдатского комитета полка, был командирован в Балаково для помощи в установлении Советской власти. Он становится одним из руководителей штаба Красной гвардии, возглавляет комиссариат призрения (затем - отдел социального обеспечения) при городском Совете народных комиссаров, взвалив на себя одну из самых трудных и не всегда благодарных обязанностей по оказанию помощи вдовам-солдаткам, инвалидам, сиротам и т.д. и т.п. Он выступает с инициативой по открытию в Балакове "сада для гуляния части публики при Советском доме" и сам же проводит свою идею в жизнь. Одновременно Новиков исполняет обязанности управляющего делами балаковского Совнаркома. В Балакове он впервые пробует перо: пишет заметки в местную газету "Известия", которая с 1920 г. стала называться "Красный набат", а, по "производственной необходимости", и возглавляет редакцию. Здесь же Новиков публикует свой первый рассказ и занимает первое место в конкурсе начинающих авторов. Это и предопределило его дальнейшую судьбу.
Потом были Воронеж, Иваново, Брянск, наконец, Москва... В 1928 году он выпустил свой первый сборник "Барский двор" (1928), тепло встреченный критикой и читателями. Затем Новиков пишет свою первую сатирическую повесть "Причины происхождения туманностей", разоблачавшую приспособившийся к новым социальным условиям бюрократизм. Чтобы ее опубликовать, пришлось обратиться за помощью к Максиму Горькому. Благодаря поддержке великого пролетарского писателя повесть была опубликована в журнале "Красная Новь", а затем вышла отдельным изданием. Сатира Новикова носила ярко выраженный наступательный характер. Писатель не мог мириться с приспособленчеством, политической слепотой и бесхребетностью. Его обвинение бюрократизма строилось на понимании реальной опасности, которую представлял бюрократизм для молодого крепнущего государства.
1930-й год дал лозунг: "Писатель - на стройку!" Делом чести литератора было освещать трудовой прогресс в промышленном и колхозном строительстве. В начале года на страницах "Литературной газеты" промелькнуло сообщение, что бригада "Правды" в составе Бориса Горбатова, Андрея Новикова и Ивана Катаева отправляется на село. Цель поездки - написание очерков и статей о коллективизации. Новиков побывал под Балашовом (Саратовская область) и в том же году выпустил книгу очерков "Гоночное поле". В интервью корреспонденту "Литературной газеты" писатель назвал появление в деревне трактора "революцией в крестьянском хозяйстве". "Всё это движение, - говорил он, - лично мне напоминает 1917-18 годы. И интересно оно тем, что такое время уже неповторимо".
Через 3 года Андрей Новиков выпускает книги "Ратные подвиги простаков" и "Родословная многих поколений". Последняя состояла из "Повести о камарницком мужике" (о крестьянском восстании при Екатерине Второй), "Летописи заштатного города" (о становлении Советской власти в Балакове) и рассказа "Встреча у колодца" (о новой колхозной деревне).
Экземпляр "Родословной" хранится в архиве А.М. Горького - с цветными карандашными пометками. Значит, организатор советской литературы следил за творческим ростом писателя, которому дал "путёвку в жизнь".
Смоленское издание "Повести о камарницком мужике" (1936) было последней вышедшей в свет книгой Новикова. Но писатель выступил еще раз, в 1939 году, с тремя рассказами, в том числе "У памятника" (о братьях Чапаевых), на страницах журнала "Колхозник".
Спустя много лет литературный критик Л. Ершов в своей книге "Советская сатирическая проза 20-30-х годов" писал, что в отличие от авторов "Двенадцати стульев", правильно показавших тщету бюрократизма в советских условиях ("Геркулес"), были и такие, как Андрей Новиков, преувеличивший опасность недуга: герой его повести "Причины происхождения туманностей", коммунист с дореволюционным стажем, кончает жизнь самоубийством из-за "победы бюрократизма в отдельно взятой стране".
Ещё в 20-х гг., Воронеже, Новиков познакомился со своим тёзкой Андреем Платоновым. Они стали большими друзьями: в Москве даже жили в одном доме на Тверском бульваре, буквально через стенку. Молодые, неординарные писатели не раз горячо обсуждали свои творческие задумки, до хрипоты спорили о ситуации в стране. Однажды, под впечатлением от ареста сына Платонова Новиков, никогда не умевший держать язык за зубами, предложит зашедшему в гости соседу выпить за погибель Сталина. Результат - арест и расстрел 28 июля 1941 года.
Реабилитацией творчества этого глубоко своеобразного и самобытного художника слова в 70-х гг. прошлого века занялся молодой критик Михаил Эльзон. Это благодаря его стараниям в 1970 г. при Московском отделении Союза писателей была создана комиссия по Новиковскому наследию. Тогда-то в балаковской газете "Огни коммунизма" и было опубликовано её обращение с просьбой присылать материалы о жизни и творчестве писателя. Неизвестно, как отреагировали на это балаковцы, но зато в местном отделении Всесоюзного общества охраны памятников истории и культуры появились краткая биография Новикова и машинописный вариант повести "Летопись заштатного города", присланные Эльзоном.
Между тем, в Воронеже в 1972 году вышел библиографический указатель, в котором упоминался Новиков. И спустя 15 лет в местной газете опубликовали фрагмент из его повести "Кустари слова", а в журнале "Подъём" - главы из "Ратных подвигов простаков". Эльзон попытался было опубликовать в еженедельнике "Литературная Россия" фрагмент из повести "Летопись заштатного города" о разговоре с В.И. Чапаевым, однако редколлегия его не пропустила, т.к. легендарный комбриг в изображении Новикова не соответствует классическому образу, созданному Фурмановым.
Зато этот отрывок к 100-летию со дня рождения народного полководца, в 1987 г., опубликовал журнал "Урал".
И только спустя много лет, в 2004 г. в Воронеже, благодаря Центру духовного возрождения Черноземного края, наконец-то вышел сборник произведений Новикова "Ратные подвигов простаков". Говорят, на международной книжной ярмарке в Москве его сигнальные экземпляры разошлись в считанные минуты.
А "Летопись..." была опубликована в прошлом году в Саратове, в последнем, сдвоенном номере (N11-12) литературно-художественного журнала "Волга-XXI век" по
инициативе автора этой статьи.