НЕМИРОВИЧ-ДАНЧЕНКО, Владимир Иванович [11(23).XII.1858, с. Озургети (Грузия) - 25.IV.1943, Москва] - театральный деятель, драматург, прозаик, театральный критик. Брат Вас. И. Немировича-Данченко. Родился в семье офицера, детство провел, сопровождая отца в походах. После смерти отца поселился с матерью в Тифлисе. Окончил 1-ю Тифлисскую гимназию (1867-1876) с серебряной медалью. К гимназическим годам относятся первые литературные опыты (драма из французской жизни, водевиль и др.); тогда же "издает" классный журнал "Товарищ". Трудное материальное положение семьи вынуждало Н.-Д. с ранних лет зарабатывать на жизнь. "Я начал давать уроки, когда мне было 13 лет" (Из прошлого.- С. 10). Недостаток средств определил и выбор физико-математического факультета Московского университета (1876-1879), где имелась свободная стипендия для уроженца Кавказа.
С первого курса Н.-Д. сотрудничает в прессе: в "Русской газете" в качестве театрального критика (дебют - "Наши провинциальные театры" - 1876.- No 64.- 1 окт.), затем в "Будильнике", где с ноября 1878 г. совместно с Н. П. Кичеевым ведет регулярную рубрику "Сцена и кулисы" (псевдоним Нике и Кикс (Кикс - Н.-Д.). С лета 1878 г. работает секретарем редакции газеты "Русский курьер" и печатает в ней многочисленные театральные рецензии; в ней же состоялся дебют Н.-Д.-прозаика (рассказ "Драма на почтовой станции", 1881, No 165, 166); вышел из состава редакции в конце 1882 г. в связи с переменой политического курса издания на консервативный. Студентом IV курса оставляет университет и целиком уходит в газетно-журнальную работу, сотрудничает в иллюстративных и юмористических еженедельниках ("Свет и тени", "Развлечение", "Стрекоза", "Радуга"), в малой прессе (газеты "Русский сатирический листок", "Минута", "Суфлер"), посылает корреспонденции в провинцию, в некоторые влиятельные столичные издания ("Новое время", "Голос", "Русские ведомости"), где печатает театральные рецензии и обзоры, повести, очерки, рассказы, фельетоны, судебные репортажи. Интенсивная газетно-журнальная работа продолжалась до 1893 г. Из всех мелких рассказов, опубликованных в 80-90 гг., Н.-Д. отобрал для отдельного издания только десять, которые составили сборник "Слезы" (М., 1894).
В 1881 г. Н.-Д. пишет комедию "Шиповник" (опубл. в "Будильнике".- 1882.- No 39-41 под псевдонимом Владимир Иванов; премьера состоялась 5 окт. в Малом театре), которая положила начало его драматической деятельности. Последующие драматические произведения Н.-Д.: "Наши американцы" (1882), "Темный бор" (1884) и др.- с успехом шли на императорских сценах обеих столиц, ло признание драматического писателя принесла ему комедия "Новое дело" (1890), удостоенная Грибоедовской премии. С этой пьесой связывает Н.-Д. начало своей серьезной литературной деятельности (Автобиография.- С. 469). Всего Н.-Д. создано 11 пьес (и одна совместно с А. И. Сумбатовым, "Соколы и вороны", 1885), которые заметно выделялись на сером фоне репертуара 80-90 гг.
1891 г. приносит Н.-Д. широкую известность: он избирается членом Театрально-литературного комитета и начинает преподавать драматическое искусство в Московском филармоническом училище. Тогда отдельным изданием выходит его крупная беллетристическая вещь - роман "На литературных хлебах", обративший внимание рецензентов "толстых" журналов, отметивших, наряду с "несомненной талантливостью автора", новизну в обрисовке современных "литературных нравов". В романе была поднята актуальная для того времени проблема коммерциализации литературного творчества, вызванная бурным ростом различного рода бульварных листков и др. подобных изданий. Хорошо знавший мир "малой прессы" по собственному опыту, Н.-Д. представил картину, обычно скрытую за кулисами журналистики. В 90 гг., наряду с многочисленными повестями и рассказами, появлявшимися в "Новостях дня", "Московской иллюстрированной газете", "Одесских новостях" и журнале "Артист", выходят основные прозаические и драматические произведения Н.-Д. С сентября 1892 г. в "Московской иллюстрированной газете" начинается публикация романа "Мимо жизни" (прервалась в следующем году в связи с закрытием газеты), который вышел отдельным изданием под названием "Мгла" (М., 1894), на тему "оскудения" родовитого дворянства, представители которого не в состоянии найти своего места в общественной жизни пореформенной России. Эта тема продолжена Н.-Д. в романе "Старый дом" ("Мертвая ткань"). Н. К. Михайловский отметил в нем "серьезную мысль" и посвятил его разбору обширную статью, а также пьесу "Новое дело".
Основной конфликт произведений Н.-Д.- противоречие между духовным миром русского интеллигента, честного, доброго, готового к самопожертвованию, и реальностью повседневной жизни. Неспособность такого героя к действию, неприспособленность к жизни обычно приводит его к добровольному уходу из жизни - таков финал многих произведений Н.-Д. При этом самоубийство героя нельзя интерпретировать как расхожий драматический прием: стремительный рост самоубийств делал такой тип разрешения жизненного конфликта обычным в социальной действительности конца XIX в. Пьеса "Цена жизни" (опубл. в журнале "Театрал".- 1896.- No 100; вторично - Северный Вестник - 1897.- No 2; премьера - 12.XII.1896) полемична в отношении распространившегося в России философского пессимизма (Шопенгауэр, Гартман). выступавшего в качестве "теоретического обоснования" ухода из жизни. Хотя писателя прежде всего интересует внутреннее переживание героя, его произведения насыщены приметами жизни и быта 90 гг., знакомят с обычаями мира прессы ("На литературных хлебах"), театральных кулис ("Мгла", "Драма за сценой"), жизнью землевладельцев и крестьян ("Губернаторская ревизия", "В степи"), семейным укладом купечества новой формации ("Новое дело", "Золото").
Проза Н.-Д. обнаруживает некоторую близость повествовательной манере Чехова: ослабленность внешнего действия при углубленном психологическом анализе, "обыденность" героев, кажущаяся немотивированность их поступков и т. д.
А. П. Чехов неоднократно и с похвалой отзывался о произведениях Н.-Д., особенно выделив повесть "Губернаторская ревизия" (опубл. в 1895 г.): "По тонкости, по чистоте отделки и во всех смыслах это лучшая из Ваших вещей, какие я знаю <...>. Знание жизни у Вас громадное" (Поли. собр. соч.- Т. 6.- С. 84); эту повесть вместе с романом "Мгла" Чехов отправил в таганрогскую библиотеку (Там же.- С. 235).
После постановки пьесы "Цена жизни" и издания романа "В степи" литературное творчество Н.-Д. начинает идти на убыль. "В течение лета я, несмотря на множество обещаний, не написал ни строчки беллетристики. Качусь на рельсах только по направлению к театру" (Письмо Е. Карпову от 18.VII.1897). В 1898 г., наряду с несколькими рассказами и этюдами, Н.-Д. начинает печатать в "Одесских новостях" роман из жизни рабочих "Пекло", который, однако, не был завершен: с этого года Н.-Д. целиком посвящает себя Московскому Художественному театру. Как драматург в последний раз Н.-Д. выступил в 1901 г., написав специально для МХТ пьесу "В мечтах" (премьера состоялась 21.XII.1901), в которой попытался использовать принципы чеховской драматургии. Успеха ее постановка не имела. В дальнейшем Н.-Д. выступал только как театральный теоретик и критик.
Соч.: Сны. Повесть.- М., 1898; Из прошлого.- М., 1938; Повести и пьесы / Подгот. текста, вступ. ст. и примеч. Ф. И. Евнина.- М., 1958; Пьесы / Вступ. ст. Т. Б. Князевской; Примеч. В. А. Маслиха.- М., 1962; Избранные письма: В 2 т. / Сост., ред., автор вступ. ст. В. Я. Виленкин.- М., 1979.
Лит.: Соболев Ю. В. Вл. И. Немирович-Данченко: Очерк-характеристика.- М., 1929; Фрейдкина Л. М. Дни н годы Вл. И. Немировича-Данченко: Летопись жизни и творчества (1858-1943).- М., 1962.
Источник: "Русские писатели". Биобиблиографический словарь.
Том 2. М-Я. Под редакцией П. А. Николаева.
М., "Просвещение", 1990
OCR Бычков М. Н.