ТРАГИЧЕСКАЯ ПАНТОМИМА С РАЗГОВОРАМИ, ХОРАМИ,
ТАНЦАМИ, РУЖЕЙНОЮ ПАЛЬБОЮ, РАЗРУШЕНИЕМ ХИЖИНЫ
И ОСВЕЩЕНИЕМ СЦЕНЫ БЕНГАЛЬСКИМИ ОГНЯМИ1
Подражание А. Ф. Писемскому
Русская театральная пародия XIX - начала XX века
М., "Искусство", 1976
1 Предназначена к исполнению на масленой 1867 года. Пантомима имела блистательный успех на генеральных репетициях; при предполагаемых здесь весьма, впрочем, незначительных изменениях в постановке успех будет еще блистательнее.
Обыкновенная обстановка балаганных пантомим. В шкаф арлекина прячется старый князь Имшин*, чтобы узнать, верна ли ему жена. Пьеро*, брат Имшина, делает ей страстную декларацию и, не получив удовлетворения, грозится передать мужу о ее долговременной и преступной связи с арлекином - прапорщиком Рыковым*. Имшин клянется мстить коварной до самого конца пантомимы.
Разъяренный муж, приводя в исполнение задуманную им страшную кару, начинает с того, что размещает всех действующих лиц в казематы, по нумерам, в следующем порядке: Каземат No 1. В сей каземат ввергнута вероломная жена Имшина на съедение льва. Роль вероломной жены будет исполнена г-жою Казанова-Неметти.
В каземат No 2 ввергнут на съедение крокодила арлекин - прапорщик Рыков. Роль Рыкова исполнит известный артист г. Стрижов.
В остальные казематы засажена вся домовая прислуга Имшина, осужденная на медленную, но верную смерть: заключенным в пищу и питие отпускаются только пиво с кукельваном и окорока с трихинами.
III. ТРАВЛЯ СЛОНА И МЕДВЕДЯ
Продолжая свое ужасное мщение, князь Имшин превращает арлекина Рыкова в медведя. Актер, исполняющий роль Рыкова, находит, что роль пришлась ему совершенно по средствам. В порыве бешенства князь незаметно для зрителей сам обращается в слона. Травля слона и медведя.
IV и V. ВОЛЖСКИЕ РАЗБОЙНИКИ И АПОФЕОЗ
Самоуправству Имшина полагают предел и незаконную кару волжские разбойники, освобождающие невинно заточенных. Конное сражение. Участвовать будут все персонажи, содействовавшие успеху пьес "Новгородцы в Ревеле"*, "Падение язычества"*, "Рогнеда"* и пр. и пр. и пр., а также соединенные труппы цирков Kappe, Сулье и Турньера. Самоуправству разбойников в свою очередь полагают предел и законную кару местные власти. Пожар и разрушение хижины. Слон - Имшин, изнемогая от избытка сильных ощущений и даже для слона невыносимых эффектов, умирает, благословляя союз арлекина-медведя-Рыкова с вероломною женою. Апофеоз. Сцена освещается бенгальскими огнями. Труппа американских гимнастов и акробатов из Германии (что в Большой Конюшенной) составляет живописные и деми-характерные группы и пирамиды, аллегорически изображающие торжество правды над самоуправством.
"А" - журнал "Артист"
AT - Александрийский театр
"Б" - журнал "Будильник"
"Бр" - журнал "Бирюч"
"БВ" - газета "Биржевые ведомости"
"БдЧ" - журнал "Библиотека для чтения"
"БТИ" - "Библиотека Театра и Искусства"
"ЕИТ" - "Ежегодник Императорских театров"
"ЗС" - "Забытый смех", сборник I и II, 1914-1916
"И" - журнал "Искра"
"ИВ" - "Исторический вестник"
"КЗ" - А. А. Измайлов, "Кривое зеркало"
"ЛГ" - "Литературная газета"
"ЛЕ" - "Литературный Ералаш" - отдел журнала "Современник"
MT - Малый театр
"МТж" - журнал "Московский телеграф"
"HB" - газета "Новое время"
"ОЗ" - журнал "Отечественные записки"
"ПИ" - "Поэты "Искры", под редакцией И. Ямпольского, Л., 1955 "РП" - журнал "Репертуар и Пантеон"
"РСП" - "Русская стихотворная пародия", под ред. А. Морозова, М.-Л., 1960
"С" - журнал "Современник"
"Ср" - "Сатира 60-х годов", М.-Л., 1932
"Сат" - журнал "Сатирикон"
"Т" - журнал "Театр"
"ТиИ" - журнал "Театр и Искусство"
"ТН" - "Театральное наследие", М., 1956
ЦГАЛИ - Центральный государственный архив литературы и искусства
"Э" - "Эпиграмма и сатира", т. I, М.-Л., 1931
Впервые - "И", 1866, No 14, стр. 182. Тексты к серии карикатур, пародирующих мелодраматичность и традиционность концепции пьесы Писемского "Самоуправцы" ("Всемирный труд", 1867, No 2). Без подписи. Автор не установлен. Первое представление этой пьесы состоялось 17 января 1867 г. на сцене MT.
Князь Имшин - соответствует герою трагедии Писемского, генерал-аншефу, самодуру и деспоту. Пьеро - имеется в виду брат Имшина - Сергей Илларионович. Рыков - персонаж трагедии Писемского, молодой гатчинский офицер. "Новгородцы в Ревеле" - пьеса А. Соколова (1862). "Падение язычества" - намек на пьесу Н. Марина и А. Яблочкина "Падение язычества в Новгороде" (1865). Рогнеда - см. ком., стр. 787. Труппы цирков Kappe, Сулье и Турньера - имеются в виду лучшие цирковые труппы Европы.