НАРБУТ, Владимир Иванович [2(14).IV.1888, хут. Нарбутовка Глуховского у. Черниговской губ.- III.1938] - поэт. Родился в дворянской семье, отец был мелким чиновником. Окончил с золотой медалью гимназию г. Глухова. В 1906 г. поступил в Петербургский университет, где учился последовательно на математическом факультете, факультете восточных языков и на историко-филологическом. Занятия прекратил в 1912 г. Вместе с братом, известным впоследствии художником Г. И. Нарбутом, жил в это время на квартире художника И. Я. Билибина, чье влияние заметно как в графике старшего брата, так и в раннем литературном творчестве младшего. Первая публикация - историко-бытовой очерк "Соловецкий монастырь" (1908), в 1909 г. опубликована первая подборка стихов Н. в "Студенческом сборнике" (Вышний Волочек, 1909). В 1910 г. выходит первый сборник стихов Н., сочувственно встреченный критикой. Весьма точно написал о нем В. Я, Брюсов: "У него есть умение и желание смотреть на мир своими глазами, а не через чужую призму. Ряд метких наблюдений над жизнью русской природы рассыпан в его книге..." (Собр. соч.: В 7 т.- Т. 6.- С. 363). В то же время и Брюсов, и Н. Гумилев, и другие отмечали ограниченность тематики творчества Н., прежде всего описывавшего жизнь природы.
В 1911 г. Н. принимает активное участие в издании журнала студентов Петербургского университета "Gaudeamus", много печатается сам и является секретарем редакции. В связи с делами журнала знакомится с А. А. Блоком, который выступает в роли своеобразного "советника" журнала (см.: Календарь искусств.- 1923.- No 1, а также: Лит. наследство.- Т. 92.- Кн. 4.- С. 546-549). С осени 1911 г. участвует в деятельности "Цеха поэтов" и в апреле 1912 г. под его маркой издает книгу стихов "Аллилуйя", немедленно арестованную за скандальность сюжетов некоторых стихотворений, а также и за то, что они были набраны старославянским шрифтом. Из всего тиража в 100 экземпляров сохранилось около двадцати (2-е изд. вышло в 1922 г. в Одессе). За выпуск "Аллилуйи" автор был осужден на год тюремного заключения, от которого спасся, уехав осенью 1912 г. в Абиссинию, откуда вернулся только после объявления амнистии в начале 1913 г.
Общая отрицательная реакция критики на выход "Аллилуйи" смягчалась благожелательными отзывами соратников по "Цеху поэтов" Н. Гумилева и С. Городецкого, которые увидели в ней стремление уйти от восторженного воспевания красоты в поэзии символистов к описанию "всего подлинно отверженного, слизи, грязи и копоти мира" (Н. Гумилев). Но за этим стояло, по их мнению, движение к тому, чтобы стать поэтом, "осмысленно и непреклонно возлюбившим землю" (С. Городецкий).
Для современного читателя в книге отчетливо выделяется умение автора соединять изображение картин деревенского быта с соответствующим этим описанием языком, наполненным диалектизмами (особенно украинизмами), тяжелым и неповоротливым движением стиха. В этом Н. отчасти совпадал с некоторыми устремлениями футуристической поэзии, хотя решительно примкнул к акмеистам и был провозглашен в статье С. Городецкого "Новые течения в современной русской поэзии" одним из шести поэтов-акмеистов. Внутри акмеизма его стихи ценились высоко. Так, Н. Гумилев писал в начале 1913 г. А. Ахматовой: "...Я совершенно убежден, что из всей после символической поэзии ты да, пожалуй (по-своему), Нарбут окажетесь самыми значительными" (Новый мир.- 1986.- No 9).
После возвращения из Абиссинии Н. становится редактором "Нового журнала для всех", но не выдерживает финансовых трудностей и быстро покидает журнал, уступив его консервативному журналисту А. Гарязину. Стремительное изменение ориентации журнала от либерально-народнической к откровенно реакционной вызвало скандал в печати. Вскоре после этого Н. покинул Петербург и вернулся на родину.
Стихи Н., регулярно печатавшиеся в 1911-1913 гг. в петербургских изданиях, а с 1914 г.- в провинциальной печати, не представляют особого интереса, как и маленький сборник стихов "Любовь и любовь" (1913).
После Февральской революции Н. примыкает к левым эсерам, а в сентябре 1917 г. объявляет себя первым в уезде большевиком и вскоре избирается в Глуховский Совет рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. В годы гражданской войны ведет большую организационную работу в Воронеже, Киеве, Ростове, Полтаве, Одессе, Харькове, занимает ответственные посты в советской печати. С 1922 по 1928 г.- на партийной и издательской работе в Москве. В эти годы Н. отказывается от поэтической деятельности и возвращается к ней лишь в начале 30 гг. В 1936 г. был незаконно репрессирован, реабилитирован посмертно. Под именем "колченогий" описан в романе В. П. Катаева "Алмазный мой венец".
Соч.: В огненных столбах.- Одесса, 1920; Плоть.- Одесса, 1920; Советская земля.- Харьков, 1921; Александра Павловна.- Харьков, 1922; Собр. стихотв. / Вступ. ст. Л. Н. Черткова.- Париж, 1983.
Лит.: Гумилев Н. Письма о русской поэзии.- Пг., 1923
Источник: "Русские писатели". Биобиблиографический словарь.
Том 2. М-Я. Под редакцией П. А. Николаева.
М., "Просвещение", 1990