(1782-1814) - поэт-сатирик, сын небогатого помещика Харьковской губернии; образование получил сначала в благородном пансионе при московском университете, потом в харьковском университете, по словесному факультету. Недолго преподавал в Харькове грамматику для чиновников; остальную часть жизни провел в своем имении, Харьковской губернии. Писать Н. начал очень рано, но известность приобрел "Элегией" - сатирою, написанной в 1809 г. по поводу знаменитого указа об экзаменах на гражданские чины и изображавшей горе невежественных приказных. Н. писал сатиры, эпиграммы, не всегда изящные и тонкие, часто резкие и бесцеремонные почти до цинизма; басни, принадлежащие к лучшим образчикам этого рода в литературе докрыловской эпохи; оды похвальные, стихи "священного содержания" и "философические рассуждения", в которых следовал Кондильяку. Н. постоянно задевал "крапивное семя", усматривая во взяточничестве и ябедничестве главное зло своего времени, а лучшее средство борьбы с ним - в просвещении. Другим предметом ненависти для Н. были французы вообще, французские гувернеры в частности и обученные ими русские; первых он изобразил в статье "Словесные обезьяны", вторых осмеял в комической поэме "Пурсониада", третьим досталось в "Мерзилкине". Вообще сатира Н., проникнутая простодушно-грубоватым юмором, всегда откровенная, часто переходящая в брань, имела дело с довольно мелкими сюжетами, в которых могла разыгрываться его не весьма изящная фантазия, внушившая ему "Песнь луже" и т. п. стихотворения. Грубость приемов искупается у Н. искренностью негодующего чувства, и на стихотворениях его, во всяком случае, лежит печать таланта, развивавшегося совершенно самобытно, вне влияния какой бы то ни было школы. Стих Н., следовавшего преданиям сумароковской фактуры, часто лишен отделки, но мысль всегда выражена выпукло и резко. Стихотворения Н. были популярны в обширной среде людей, образование которых не отличалось высоким уровнем. При жизни Н. немногие из них появились в тогдашних периодических изданиях. Сочинения Н. изданы были в 1815 г. в Харькове и после того, с дополнениями, еще шесть раз: в 1816 г. в Харькове, в 1822, 1841, 1842 гг. в Москве и в 1849 и 1852 гг. в СПб. Смирдиным (в "Полном собрании сочинений русских авторов", в одном томе с сочинениями Милонова и Судовщикова). Некоторые стихотворения Н., в том числе отрывки из неоконченной комедии: "Влюбленные педанты", впервые напечатаны в "Русской Старине" (1880, NN 11 и 12), где и биография его.
Ср. еще В. Маслович, "Память о харьковском стихотворце Акиме Николаевиче Н." (СПб., 1818).
Источник текста: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Нахимов, Аким Николаевич - поэт-сатирик; род. в 1782 г., ум. в 1814 г. Н. происходил из дворян Харьковской губ. и был сыном небогатого помещика Богодуховского уезда; учился он сначала в Благородном пансионе при Московском университете, по выходе откуда поступил на военную службу, затем вскоре перешел в Петербург на статскую. Когда в Харькове был открыт университет, Н., которому в то время шел уже 24-й год, вернулся на родину, чтобы поступить в студенты; в 1808 г. он окончил курс по словесному факультету с степенью кандидата, получение которой запечатлел в особом стихотворении: "На получение кандидатского достоинства", и уже в этом стихотворении обнаружил наклонность к сатире. Выйдя из университета, он поселился в своей в деревне и предался сочинительству. Издание в августе 1809 г. указа, требовавшего университетского диплома для получения асессорского чина, дало повод Нахимову, всю свою жизнь вооружавшемуся против "приказных", написать сатирическую элегию, в которой он остро посмеялся над горестным чувством "канцеляристов, повытчиков, секретарей", которым в силу указа затруднялось получение чинов. Вследствие этого же указа в Харьковском университете были открыты курсы для чиновников, желавших подготовиться к экзамену на чин, и Н. был приглашен на эти курсы преподавателем грамматики, риторики, пиитики и эстетики. Своих недоброжелательных чувств к "приказным" сатирик не мог скрыть, даже приняв на себя роль учителя чиновников: H. относился к ним сатирически даже на уроках, заставляя своих учеников склонять имена - сучок и крючок, спрягать глаголы - брать и драть, писать на доске сочиненную им "похвалу гусиному перу" и т. п.
Впрочем, говорят, что слушатели Hахимова относились довольно равнодушно к его выходкам, находя, что уроки его были полезны и удобны для легкого понимания. В 1811 г. Н. отказался от преподавания и почти безвыездно зажил в своей деревне, в 100 верстах от Харькова, отдавшись всецело литературным занятиям. Тяжелые семейные потери, быстро следовавшие одна за другой, как говорят, сильно повлияли на его здоровье и рано свели его в могилу. Он умер 18-го июля 1814 г., на 33 году жизни.
При жизни своей Н. напечатал немного произведений в тогдашних периодических изданиях. Его эпиграммы, басни, сатиры ходили в рукописях и быстро распространялись среди харьковцев. В литературной критике того времени Нахимову уделялось мало внимания даже и тогда, когда сочинения его выдержали несколько изданий и получили распространение не только на родине поэта, но и за пределами ее. Такое отношение тогдашней критики к сатирику объясняется как мелочностью сюжетов, так отчасти и грубостью и резкостью стиля Нахимова. Главный предмет его сатиры - это подьячие и мелкие "крючкотворцы", на которых он нападал как писатель и посмеяться над которыми не упускал случая и как учитель "приказных". Н. смотрел на ябеду, как на "исчадие ада"; он видел примеры ее губительного действия, а потому был беспощаден к "крапивному семени". Не менее ненавистными Нахимову были французские гувернеры, русские галломаны и т. п.
Современникам сатира Н. нравилась, о чем можно судить по значительному распространению его сочинений в рукописях при жизни и в нескольких изданиях по смерти поэта. Его басни "Моська и собака на привязи", "Живописец", "Зверинец", "Железо и кузнец" причислялись к лучшим произведениям отечественных баснописцев. Грубость приемов и резкость тона сатирика объясняется средой, в которой он жил и писал. Среда эта, темная, мелочная, тормозила развитие русской жизни, составляла ее отрицательное явление; как искренний и резкий обличитель этой среды он заслуживает внимание историка литературы, как бы ни была подчас груба сатира и как бы ни были низменны темы автора "Песни луже".
Сочинения A. H. Hахимова в первый раз были напечатаны в 1815 г. после смерти поэта В. Масловичем ("Сочинения А. Нахимова в стихах и прозе, напечатанные по смерти его"). В 1816 году это издание было дополнено и выпущено вновь. Затем собрания сочинений H., дополняясь постепенно новыми его баснями и стихотворениями, были изданы в 1822, 1841, 1842 гг. в Москве и в 1849 г. и 1852 г. в Петербурге Смирдиным (в "Полном собрании сочинений русских авторов"). В 1880 г. Г. С. Чириков в "Рус. Старине" напечатал еще несколько неизданных произведений Нахимова, а именно: полностью "Письмо приятеля моего, странствующего в чудесном птичьем мире", неоконченную комедию в 3 д.: "Влюбленные педанты, или Неудачная женитьба философа", басни: "Жалкий лев", "Моль и кафтан", "Крыса и секретарша" и некоторые др., а также надписи, эпиграммы, мелкие стихотворения, несколько заметок Н. в прозе.
"Рус. Стар." 1880, кн. 11 и 12 (статья Г. С. Чирикова, в которой, кроме биографии Нахимова, напечатаны впервые некоторые произведения сатирика); A. Д. Галахов, "История русской словесности", т. II; Д. И. Багалей, "Опыт истории Харьковского университета", т. ²; А. В. Мезиер, "Рус. словесность", ч. II; Словарь Брокгауза и Ефрона и др.
Источник текста: Русский биографический словарь {Половцова}.