Мэтерлинк Морис (совр. Метерлинк)
(Maeterlinck, род. в 1862 г.) - бельгийский драматург-символист, обратил на себя внимание бельгийских критиков сборником стихотворений: "Les Serres chaudes" и драматическими пьесами: "Les Aveugles" и "L'Intruse". Более широкую известность дала ему появившаяся в 1890 г. драма: "La Princesse Maleine". Другиe пьесы М., как "Les Sept Princesses", "Pelléas de Mélisande" и др., ничего нового не прибавили к характеристике автора. Специальная область Мэтерлинка - полутелесные, неопределенные образы, живущие неполной или даже призрачной жизнью; все они движутся не своей волей, но как бы подталкиваемые внешними, часто сверхъестественными побуждениями. Как на единственный твердо очерченный характер указывают на королеву Анну, это чудовище разврата и жестокости (в "Принцессе Малеин"). Любимая стихия, в которой движутся все эти полупризраки у Мэтерлинка - разные страшные предзнаменования: вой и стоны ветра, крики ночных птиц, таинственный шорох ночи и т. п. Сюда присоединяются и внутренние, тревожащие человека голоса - темные предчувствия, страх неизвестного, укоры совести. Любовь к ужасному, заставляющему леденеть кровь читателя или зрителя, роднит М. с Эдгаром По. Действуют у него не одни лишь лица; сама внешняя обстановка вмешивается в происходящую на сцене драму, в виде, напр., внезапно падающего на сцену луча света или водяной струи, обдающей беседующих. Все эти странные действия в драмах М. сопровождаются речами столь же своеобразными по содержанию, как и по форме: они коротки, обрывисты, состоят из ряда недоговоренных фраз или слов. Никогда действующие лица М. не возвышаются до пафоса, до красноречивого законченного монолога; для этого в них слишком мало плоти и крови. Такова, в общем, манера этого писателя, однообразная, но вполне оригинальная, вызвавшая целый ряд подражателей. Нельзя отказать М. в довольно сильном чувстве природы и в большой искренности; нет у него также (как у многих из его последователей) погони за пикантными подробностями, могущими привлечь особый, многочисленный круг читателей. Напротив, взгляд его на жизнь вполне серьезный и немного мистический. Человек блуждает в жизни как слепой в лесу. Он не знает окружающего и не знает себя самого. Гибельные предсказания, смутные предчувствия смущают, мучат его, но не помогают ему избежать той пропасти, к которой он направляется. Лирические стихотворения М. представляют довольно неудачную попытку подбором слов, не имеющих прямого отношения к сюжету, выразить те или другие смутные душевные ощущения ("белые павлины скуки" и т. п.). В России "декадентский Шекспир" с начала 90-х годов получил широкую популярность: главнейшие его драмы переведены на русский язык, преимущественно в "Северном Вестнике" ("Семь принцесс") и в "Прилож. к Новому Времени" ("Принцесса Малеин", "Тайны души" и др.). Сделаны были в СПб. попытки (не особенно удачные) и к постановке драм М. на сцену. Из стихотворений М. кое-что переведено в "Русских Символистах" (Москва, 1894-1895).
Метерлинк (Мэтерлинк) Морис (дополнение к статье)
- Между своими первыми символическими драмами и последующими произведениями М. издал несколько книг философской морали: "Tr ésor des humbles", "Sagesse et destiné e", "Double Jardin". Наиболее характерная из этих книг - первая, где превозносится созерцательная мудрость самоуглубления; художественный интерес представляют главы о "трагизме обыденной действительности" (tragique quotidien), о вещей тишине души, о мудрости бессознательных движений души. Книга до известной степени навеяна фламандским мистиком Рюисброком Великолепным, книгу которого М. перевел на французский язык. "Sagesse et Destin é e" обнаруживает некоторую эволюцию в идеях М.: от чистой мистики он переходит к практической протестантской морали. В этой книге заметно сильное влияние Льва Толстого. В ней есть мудрость, в смысле избавления внутренно освободившегося человека от рабства перед роком. Но это только отдельные проблески мистической мысли; в остальном вторая книга М. ведет не к освобождению от оков действительности, а к установлению житейской морали. Новые драмы М. соответствуют его философскому уклону в сторону позитивизма. "Монна Ванна" приобрела огромную популярность во всех европейских странах, главным образом благодаря общедоступности своих мотивов и эффектности сцен. Драматический узел сведен к столкновению между кажущейся очевидностью (падение жены герцога, которая добровольно пошла к врагу, чтобы, пожертвовав собой, спасти этим родину) и внутренней правдой (взаимная любовь герцогини и врага спасает ее от его страсти). Истина людям непонятна: они ослеплены грубой - иногда лживой - очевидностью. Эта идея разработана в "Монне Ванне" очень художественно, но все приемы М. относятся к области старой драмы; поэтому пьеса вызвала осуждение поклонников символических красот самобытного драматизма первых драм М. Вторая пьеса, "Жуазель", разрабатывающая красивый восточный сюжет,тоже не идет в сравнение с прежними его пьесами. В последнее время М. становится моралистом и публицистом все более и более позитивным по духу. "Double Jardin" - ряд этюдов, прославляющих внешние блага культуры, вплоть до автомобилей, которым автор посвящает хвалебную главу. М. отказывается здесь от своих прежних исканий в области внутренних откровений, заявляя, что практические знания и культурные победы ума исчерпывают смысл жизни. Все произведения М., особенно "Монна Ванна", вышли в многочисленных рус. переводах. Полное собрание сочинений М. издано Саблиным (М., 1904 -1906).
З. B. (Зинаида Венгерова)
Оригинал здесь: [Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона]
МЕТЕРЛИНК (Maeterlinck), Морис (29.VIII.1862, Гент, - 5.V.1949, Ницца) - бельг. драматург, поэт.
Писал на франц. яз. Род. во Фландрии в семье нотариуса. Окончив в Генте коллеж, М. изучал право в Париже, затем вернулся в Гент, где занимался адвокатурой; сотрудничал как критик, очеркист и поэт в журн. "La Jeune Belgique" ("Молодая Бельгия") и "La Wallonie" ("Валлония"). В студенч. годы испытал влияние франц. драматурга и новеллиста Ф. О. М. Вилье де Лиль-Адана. Сторонник теории "чистого искусства", эссеист, склонный к метафизическим раздумьям, поэт-символист, молодой М. живо интересовался новейшими естеств.-науч. открытиями. Идеалистич. концепции М., его символист. поэтика были реакцией протеста против бурж. позитивизма, против мещанской бескрылости натуралистич. иск-ва. В 1889 вышел сб. стихов М. "Теплицы" ("Serres chaudes"). Как тепличное растение, душа лирич. героя "бледна от бессилия, от белого бездействия"; поэт тяготится неподвижностью и духотой. В 1896 вышел второй и последний поэтический сб. М. "12 песен" ("Douze chansons"), доп. в 1900 тремя стихотворениями ("15 песен" - "Quinze chansons").
В 1889 М. опубл. пьесу-сказку "Принцесса Мален" ("La princesse Maleine"), сюжет к-рой заимствован у бр. Я. и В. Гримм. В пьесе царит атмосфера кошмара; злодейка-королева губит всех - короля, принца, принцессу; человек предстает как покорная жертва рока. Сходные мотивы звучат и в последующих пьесах М. этого периода. В одноактных пьесах "Непрошеная" ("L'intruse") и "Слепые" ("Les aveugles", обе 1890) человек становится жертвой таинств. сил (Смерть, Одиночество); и человек, и эти силы выступают в "чистом виде", обезличенно, абстрактно, как голые символы. Драма "Пелеас и Мелисанда" ("Péléas et Mélisande", 1892) сделала имя М. широко известным за пределами Бельгии и Франции. Она послужила основой для создания муз. произв. (К. Дебюсси, А. Шёнберг, Я. Сибелиус и др.). Рассказ о трагич. любви героини к брату мужа утверждает красоту глубокого чувства - и обреченность его. Близка этой пьесе драма "Алладина и Паломид" ("Alladine et Palomides", 1894); лейтмотивом пьесы "Там, внутри" ("Intérieur", 1894) является мысль о том, что горе всегда где-то рядом. В "Смерти Тентажиля" ("La mort de Tintagiles", 1894) намечена тема бунта против жестокой судьбы. Мальчик Тентажиль погибает за железной дверью от рук злодейки-королевы; мольбы его сестры Игрены сменяются взрывом ее гнева: она проклинает смерть; этот бунт прекрасен, но, по М., бессмыслен (в этом плане М. - один из предшественников литературы экзистенциализма).
Эстетич. взгляды М. этого периода изложены в статье "Трагизм повседневной жизни" ("Le tragique quotidien"), вошедшей в его кн. эссе "Сокровище смиренных" ("Le trésor des humbles", 1896). Гл. задачей театра М. считал воспроизведение мгновений, когда человек общается с таинств. сферами духа; поскольку слово материально, общение наиболее полно происходит в молчании. Выдвигая принцип "второго диалога", М. исходил из символист. предпосылок, однако объективно в своей драматургич. практике он порой приходил к реалистич. результатам, близким, в частности, нек-рым сторонам поэтики А. П. Чехова. В целом же книга "Сокровище смиренных" - развернутый манифест символизма, написанный последоват. идеалистом; материальный мир для М. - лишь отблеск некоего духовного мира; совр. эпоха, по М., характерна тем, что расширяется "область души".
В том же 1896 М. написал две пьесы-сказки "Аглавена и Селизетта" ("Aglavaine et Sélysette") и "Ариана и Синяя Борода" ("Ariane et Barbe-Bleu"). Герои этих драм - уже не только жертвы. Селизетта активна в своем самоотречении, во имя счастья любимого человека она идет на подвиг. Не смиряется с запретами Ариана - и побеждает судьбу. В поэтике ранних пьес М. преобладала недосказанность; подтекст и "молчание" были весомее реплик персонажей. Теперь в драматургию М. - на равных правах с символист. приемами - начинают проникать реалистич. краски.
В 1898 М. переехал во Францию. В том же году он опубл. работу "Мудрость и судьба" ("La sagesse et la destinée"), открывающую собой цикл философ. эссе, посвященных проблемам познания и этики. При всем пессимизме этого идеалистич. произв. оно призывает человека мужественно выполнять каждодневный долг. Работа 1902 "Сокровенный храм" ("Le temple enseveli") более мажорна. М. утверждает необходимость быть активным в познании мира, в социальной практике. К этому времени писатель сблизился с социалистич. кругами, чем отчасти и объясняется эволюция его творчества.
Драма "Сестра Беатриса" ("La sœur Béatrice", 1900) направлена против аскетизма, воспевает полнокровную земную жизнь. В пьесе "Монна Ванна" ("Monna Vanna", 1902) М. впервые пользуется не сказочным, а историч. сюжетом; герои драмы - живые люди с яркими характерами - сталкиваются с реальными обществ. отношениями Италии конца 15 в.; пьеса утверждает право человека на любовь, утверждает патриотизм. Те же идеи, но в форме легенды, пронизывают пьесу "Жуазель" ("Joyselle", 1903). В остро сатирич. пьесе, написанной в манере бытовой драмы, - "Чудо св. Антония" ("Le miracle de Saint-Antoine", 1903) - алчные буржуа-наследники препровождают в полицию святого Антония, воскресившего их богатую родственницу. В статьях этого периода М. последовательно выступает против фатализма в жизни и иск-ве, за обществ. активность.
В 1908 М. создал свой шедевр - драму "Синяя птица" ("L'oiseau bleu"). Право первой постановки он передал К. С. Станиславскому; 30 сент. 1908 пьеса была пост. на сцене МХТ и с тех пор входит в репертуар театра. Смешной и грустный, лиричный и мудрый рассказ о приключениях брата и сестры, ищущих Синюю птицу, символ счастья, исполнен веры в доброту и силу человека, в его победу над непознанными еще - но познаваемыми - силами и законами природы, над голодом, нищетой, войной. Именно в год постановки "Синей птицы" М. Горький назвал Метерлинка, наряду с У. Уитменом, Э. Верхарном, А. Франсом, в числе писателей, к-рые, "...начав с индивидуализма и квиетизма, дружно приходят к социализму, к проповеди активности..." (Собр. соч., т. 24, 1953, с. 48). "Синюю птицу" высоко оценил А. А. Блок (см. Собр. соч., том 12, Л., 1936, с. 249).
В 1911 М. была присуждена Нобелевская премия. В годы 1-й мировой войны (1914-18) он в своей публицистике обличает герм. милитаризм. В 1918 в пьесе-феерии "Обручение" ("Les fiançailles") М. продолжил рассказ об одном из героев "Синей птицы" (16-летний Тильтиль в поисках невесты отправляется в Страну Предков и в Страну Неродившихся Детей). После "Обручения" М. написал ряд менее значительных пьес ("Бургомистр Стильмонда" - "Le bourgmestre de Stilmonde", 1919, "Беда проходит" - "Le malheur passe", 1925, "Жанна д'Арк" - "Jeanne d'Arc", 1945, и др.). Трагедия, пережитая Бельгией в 1914, кризис бельг. социал-демократии определили отход М. от обществ. проблематики и частичный возврат к мистицизму. Это сказалось на философ. эссе и трактатах М. - "Жизнь пространства" ("La vie de l'espace", 1928), "Перед лицом бога" ("Devant Dieu", 1937), "Другой мир, или Звездные часы" ("L'autre monde ou le Cadran stellaire", 1942) и др.
Большинство пьес М., написанных им до 1918, шло на рус. сцене. 2 окт. 1904 МХТ поставил 3 одноактные пьесы - "Непрошеная", "Слепые" и "Там, внутри". В 1905 В. Мейерхольд поставил "Смерть Тентажиля" в студии МХТ, а в театре В. Ф. Комиссаржевской - "Сестру Беатрису" (1906) и "Пелеаса и Мелисанду" (1907). Наибольшим успехом у русского зрителя пользовалась "Монна Ванна"; в 1902-04 главную роль в ней исполняла Комиссаржевская. Русские театры ставили также пьесы "Ариана и Синяя Борода", "Чудо св. Антония" и др.; в начале 1911 Л. А. Сулержицкий и Е. Б. Вахтангов поставили в Париже (в театре Режан) "Синюю птицу".
Перу М. принадлежат книги натурфилософ. характера - "Жизнь пчел" ("La vie des abeilles", 1901), "Разум цветов" ("L'intelligence des fleurs", 1907), "Жизнь термитов" ("La vie des termites", 1926), "Жизнь муравьев" ("La vie des fourmis", 1930). Тонкие наблюдения над жизнью насекомых и растений окрашены у М. антропоморфизмом и неотделимы от размышлений о человеч. обществе. Эти книги продиктованы доброй волей писателя, стремящегося преподать людям "урок морали" - урок альтруизма и упорства.
В 1940, после поражения Франции, М. уехал в США; вернулся во Францию в 1947. Написал в 1948 книгу мемуаров "Голубые пузыри (счастливые воспоминания)" - "Bulles bleues (souvenirs heureux)". Пьесы М., особенно периода 1896-1918, прочно вошли в репертуар мирового театра благодаря их гуманистич. звучанию и вере в победу человека над темными силами.
Théâtre, v. 1-3, P., 1918;
Théâtre inédit, P., 1959;
в рус. пер. - Пьесы, [вступ. ст. Е. Г. Эткинда], М., 1958.
Венгерова З. А., Лит. характеристики, т. 2, СПБ, 1897-1910;
Филиппов М., Морис Мэтерлинк, "Науч. обозрение", 1902, N 11-12 (см. также: Филиппов М., Этюды прошлого, М., 1963);
Зеринг Л., Метерлинк как философ и поэт, М., 1908;
Кранихфельд В. П., От Белого Павлина к Синей птице, "Совр. мир", 1908, N 12;
Фриче В. М., Метерлинк на рубеже двух миров. Сб. статей "Синяя птица", М., 1908;
Шлаф И., М. Метерлинк, М., 1910;
Гейне А., М. Метерлинк, СПБ, 1912;
Луначарский А. В., О театре и драматургии, т. 1-2, М., 1958;
Эткинд Е. Г., М. Метерлинк, "Ин. лит-ра", 1962, N 8;
его же, Синяя птица летит к людям, "Лит. газета", 1962, 30 авг.;
Harry G., La vie et l'œuvre de M. Maeterlinck, P., [1932];
Gerardino A., Le théâtre de Maeterlinck, P., 1934;
Lecat M., Le Maeterlinckianisme, [t.] 1-2, Brux., 1937-41;
De Trooz Ch., M. Maeterlinck, в кн.: Histoire illustrée des lettres françaises de Belgique, Brux., [1958], p. 443-60;
Bodart R., M. Maeterlinck, P., 1962.
Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. - М.: Сов. энцикл., 1962-1978. Т. 4: Лакшин - Мураново. - 1967. - С. 797-801.