Главная » Книги

Метерлинк Морис - Ариана и Синяя Борода, или Тщетное избавление, Страница 2

Метерлинк Морис - Ариана и Синяя Борода, или Тщетное избавление


1 2

стьяне рассвирепели!.. Собралась вся деревня!.. У них огромные косы!..
   Мелисанда. Негры бросили его!.. Смотрите, смотрите: бегут!.. Прячутся в лесу...
   Игрена. Он тоже убегает... Бежит к стене...
   Кормилица. Крестьяне за ним!..
   Селизетта. Они его убьют!
   Кормилица. Из замка выбежали к нему на помощь... Сторожа открыли ворота... Бегут навстречу...
   Селизетта. Один, два, три, четыре, пять, шесть, семь... Их только семь человек!..
   Кормилица. Крестьяне окружают их.. Крестьян сотни!
   Mелисанда. Что они делают?
   Кормилица. Крестьяне пляшут вокруг одного человека... Другие упали...
   Мелисанда. Это он - я вижу его голубой плащ... Он лежит на траве...
   Кормилица. Они молчат... Они поднимают его...
   Мелисанда. Он ранен?
   Игрена. Он шатается...
   Селизетта. Я видела кровь... Он истекает кровью... Ариана!..
   Ариана. Иди сюда, не смотри... Спрячь голову у меня на груди...
   Кормилица. Они приносят веревки... Он отбивается... Они скрутили ему руки и ноги...
   Мелисанда. Куда они идут? Они несут его... Они поют и пляшут...
   Кормилица. Они направляются к нам... Они уже на мосту... Ворота распахнуты... Они останавливаются... О! Они собираются бросить его в ров!..
   Ариана и другие женщины (обезумев от страха, кричат и делают отчаянные знаки). Нет, нет!.. На помощь!.. Не убивайте его!.. На помощь!.. Нет, нет!.. Только не это!.. Только не это!..
   Кормилица. Они не слышат... Другие их оттолкнули...
   Ариана. Он спасен!..
   Кормилица. Они сейчас войдут сюда... Они входят во двор...
   Толпа (стоящим у окон женщинам). Отоприте! Отоприте!
  

Пение.

  
   Откройте нам ворота,
   Мы Богом молим вас!
   Свеча его потухла,
   Огонь его погас...
  
   Кормилица и другие женщины (толпе). Мы не можем... Дверь заперта... Они ее ломают... Она подается!.. Слушайте!.. Они входят... Поднимаются на крыльцо... Они пьяны!..
   Ариана. Я открою дверь...
   Женщины (в полном отчаянии удерживают ее). Нет, нет... Ариана! Они пьяны!.. Они подходят!..
  

Пять женщин спускаются с лестницы, отходят в глубину залы и стоят там в боязливом ожидании, тесно прижавшись друг к дружке. Ариана в сопровождении кормилицы направлятся к двери и распахивает ее настежь. Слышен шум толпы, поднимающейся по лестнице, выкрики, пение, смех, мелькает красный свет факелов. Наконец в дверях появляются люди и толпятся на пороге, не решаясь переступить его. Это крестьяне; некоторые из них смотрят угрюмо, иные радостно возбуждены или же смущены. Одежда на них разорвана и смята. Они несли сюда СинююБороду, скрученного веревками, но остановились в недоумении при виде выросшей перед ними строгой, спокойной и величавой Арианы. Из толпы крестьян, наполняющих лестницу и еще не видящих, что здесь происходит, по-прежнему несутся крики и смех, но вскоре этот шум сменяется почтительным и удивительным шепотом. Когда толпа показывается в дверях, шесть женщин в глубине залы по какому-то внутреннему велению молча опускаются на колени.

  
   Старый крестьянин (снимает шапку и смущенно мнет ее в руках). Сударыня! Можно войти?..
   Один из крестьян, несущих Синюю Бороду. Мы принесли вот этот узел.
   Другой крестьянин. Больше он вам ничего худого не сделает.
   Первый крестьянин. Куда прикажете сложить?
   Второй крестьянин. Да вот в этот угол.
   Третий крестьянин. Уберите ковры. Он весь в грязи, он запачкает вам мебель.
  

Крестьяне опускают Синюю Бороду на пол.

  
   Вот он. Больше уж не шевельнется. Получил по заслугам. Пришлось Нам с ним повозиться.
   Второй крестьянин. У вас есть оружие? Надо его поскорей прикончить.
   Ариана. Есть, есть, не беспокойтесь!
   Первый крестьянин. Может, вам помочь?
   Ариана. Не надо, мы сами справимся...
   Третий крестьянин. Смотрите, чтобы не убежал... (Обнажает грудь.) Смотрите, куда он попал...
   Второй крестьянин. А мне? Посмотрите на мою руку... Сюда вошло, отсюда вышло...
   Ариана. Вы - герои! Вы - наши спасители... А теперь оставьте нас... Мы отомстим за себя... Оставьте нас. Сейчас поздно. Приходите завтра... Идите к себе в деревню и постарайтесь залечить раны...
   Старый крестьянин. Ладно, ладно, полечимся... Сударыня! Не в обиду вам будь сказано, уж очень вы красивая... Прощайте, прощайте!..
   Ариана (закрывает дверь). Прощайте, прощайте! Вы нас спасли... (Оглядывается и видит, что в глубине залы стоят на коленях шесть женщин.) Вы на коленях!.. (Подходит к Синей Бороде.) Вы ранены?.. Да, кровь течет... Рана на шее... Это не опасно, рана не глубока. И на руке... Раны на руках никогда не бывают опасны... А вот еще... Кровь струится... Ладонь пробита насквозь... Прежде всего надо сделать перевязку...
  

Шесть женщин молча подходят одна за другой к Синей Бороде, наклоняются над ним или опускаются на колени.

  
   Селизетта. Он открыл глаза...
   Мелисанда. Как он бледен!.. Ему, наверное, больно...
   Селизетта. Какие они ужасные, эти крестьяне!..
   Ариана. Принесите воды - надо промыть ему раны.
   Кормилица. Я пойду принесу...
   Ариана. У вас есть тонкое полотно?..
   Мелисанда. Я тебе помогу...
   Селизетта. Нет, лучше Аладина.
  

Аладина помогает Селизетте приподнять голову Синей Бороды и, рыдая, целует его в лоб.

  
   Мелисанда. Аладина, что ты делаешь?.. Осторожней, осторожней, а то у него раны откроются!..
   Селизетта. Лоб у него пылает!..
   Мелисанда. Он остриг бороду... Он уже не так страшен, как прежде...
   Селизетта. Дайте воды!.. Лицо у него в крови и в пыли...
   Игрена. Он тяжело дышит...
   Ариана. Его давят веревки. Они так стянули их, точно хотели раздробить камень... У вас есть кинжал?
   Кормилица. Тут на столе было два кинжала. Этот будет поострее... (Со страхом) Ты хочешь?...
   Ариана. Да.
   Кормилица. Но ведь он... он смотрит на нас...
   Ариана. Поднимите веревку, чтобы я его не задела...
  

Ариана перерезает одну за другой веревки, опутывающие Синюю Бороду. Когда очередь доходит до веревок, которыми ему скрутили руки за спиною, кормилица хватает Ариану за руку.

  
   Кормилица. Подожди, пока он не заговорит... Мы еще не знаем...
   Ариана. Нет ли тут другого кинжала? У этого сломался клинок... Веревки очень тугие...
   Мелисанда (протягивает ей другой кинжал). Вот...
   Ариана. Благодарю. (Разрезает последние путы.)
  

Молчание. Слышно лишь частое дыхание женщин. Почувствовав свободу, Синяя Борода медленно приподнимается, потягивается, шевелит пальцами, молча, пытливо вглядывается во всех женщин по очереди. Затем встает и, прислонившись к стене, начинает рассматривать свою раненую руку,

  
   Ариана (подходит к нему). Прощайте! (Целует его в лоб.)
  

Синяя Борода делает инстинктивное движение, чтобы удержать ее. Ариана мягко отстраняет его и направляется к выходу. За ней идет кормилица.

  
   Селизетта (бросается к Ариане и останавливает ее). Ариана!.. Ариана!.. Куда ты?..
   Ариана. Далеко... Туда, где меня еще ждут... Ты пойдешь со мной, Селизетта?..
   Селизетта. Когда ты вернешься?
   Ариана. Я не вернусь...
   Mелисанда. Ариана!..
   Ариана. А ты пойдешь со мной, Мелисанда?..
  

Мелисанда смотрит то на Синюю Бороду, то на Ариану и не отвечает.

  
   Посмотри: дверь открыта, вдали синеет долина... А ты не пойдешь со мной, Игрена?
  

Игрена не поворачивает головы.

  
   Луна и звезды освещают все пути, заря разольется по лазурному небосводу и откроет нам мир, полный надежд... Ты пойдешь со мной, Беланжера?..
   Беланжера (сухо). Нет.
   Ариана. Неужели я уйду одна?.. Аладина!..
  

Аладина подбегает к Ариане, бросается ей на грудь, судорожно всхлипывая, удерживает ее и душит в объятиях. Ариана целует ее и, вся в слезах, мягко отстраняет.

  
   Оставайся, Аладина!.. Прощайте, будьте счастливы!.. (Бытро уходит вместе с кормилицей.)
  

Женщины переглядываются, затем обращают взоры на Синюю Бороду, тот медленно поднимает голову. Беланжера и Игрена пожимают плечами и идут запереть дверь. Молчание.

  

Занавес

  

Примечания

  
   Написанная в 1896 году, пьеса не сразу попала на сцену. К ней написал музыку известный французский композитор Поль Дюка (1865-1935), и пьеса была поставлена в 1907 году в парижском театре "Опера Комик". В России ее ставили любительские кружки. Заслуживает упоминания постановка этой пьесы Метерлинка в Московском Государственном Показательном театре. Премьера состоялась в ноябре 1919 года. Режиссер В.Г. Сахновский прочел пьесу Метерлинка как произведение, зовущее к активному протесту против угнетения, к торжеству освобождения от тирании.
   С. 201. Синяя Борода - герой народных легенд, у которого наверняка был исторический прототип - французский военачальник Жиль де Рец (1404-1440). Первая обработка легенды принадлежит Шарлю Перро (1628-1703). У Перро несчастных жен садиста-маньяка освобождают их братья, у Метерлинка в их судьбу вмешиваются окрестные крестьяне, связывающие Синюю Бороду и дающие женщинам свободу; однако лишь Ариана покидает этот мрачный замок. Сюжет был весьма популярен на рубеже веков, им, например, воспользовался Анатоль Франс ("Семь жен Синей Бороды").
  

Другие авторы
  • Ширинский-Шихматов Сергей Александрович
  • Галенковский Яков Андреевич
  • Яковенко Валентин Иванович
  • Шрейтерфельд Николай Николаевич
  • Бегичев Дмитрий Никитич
  • Рылеев Кондратий Федорович
  • Студенская Евгения Михайловна
  • Северцов Николай Алексеевич
  • Кржижановский Сигизмунд Доминикович
  • Персий
  • Другие произведения
  • Чернышевский Николай Гаврилович - По поводу смешения в науке терминов "развитие" и "процесс"
  • Ричардсон Сэмюэл - Достопамятная жизнь девицы Клариссы Гарлов (Часть третья)
  • Лондон Джек - Зуб кашалота
  • Гарин-Михайловский Николай Георгиевич - В области биллионов и триллионов
  • Белинский Виссарион Григорьевич - История России в рассказах для детей. Сочинение Александры Ишимовой
  • Авилова Лидия Алексеевна - Из дневников
  • Картер Ник - Победа женщины
  • Дорошевич Влас Михайлович - Без циркуляра
  • Минаев Дмитрий Дмитриевич - Из "Песни о Нибелунгах"
  • Шевырев Степан Петрович - Болезнь
  • Категория: Книги | Добавил: Armush (25.11.2012)
    Просмотров: 324 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа