iv align="justify"> Ермаков И. Самобытник // Литературная энциклопедия: В 11 т. - [М.], 1929-1939.
Т. 10. - [М.: Худож. лит., 1937]. - Стб. 534-535.
http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/lea/lea-5342.htm
САМОБЫТНИК [псевдоним Алексея Ивановича Маширова, 1886-] - пролетарский поэт. Р. в Петербурге в семье мелкого ремесленника. С ранних лет ушел в революционное подполье, принимал участие в революции 1905. Коммунист. Неоднократно арестовывался. В 1916 был сослан в Сибирь. Лит-ую работу начал в 1908-1909. Участвовал в первом сборнике пролетарских поэтов под ред. Н. Сереброва с предисловием М. Горького (СПБ, 1914). В 1919 возглавлял Петроградский Пролеткульт, активный работник "Кузницы". Первый сб. стихов С. издан в 1918. Положение пролетариата, призыв к борьбе за лучшую жизнь - основные мотивы ранних стихов С. Романтически, отвлеченно рисуя идеал будущего, С. твердо верит в победу пролетариата. В аллегорическом стихотворении "Гребцы" С. развивает идею преемственности в борьбе поколений рабочих за лучшую жизнь: "мы гребцов усталых сменим и, бесстрашно в свой черед, дружно волны моря вспеним, смело двинемся вперед". Бодрый революционный оптимизм, питаемый чувством пролетарской солидарности, определяет собою все творчество С.
Формируясь как художник под руководством М. Горького, С. принял участие в лит-ой борьбе против эстетства и антиобщественности искусства периода лит-ого распада С. подчеркивал политическую действенность своей поэзии, сознательно и резко обнажал ее классовый смысл.
После Социалистческой революции тематика С. расширяется и изменяется. Освобожденный труд, пафос разрушения старого мира, борьба за коммунизм, твердая уверенность в торжестве коммунистического строя - основные его мотивы. Революционное дерзание у С. органически переплетается с идеей исторической роли пролетариата, как "гражданина вселенной" и пафосом его созидательных возможностей как "гражданина труда". С. один из первых пролетарских поэтов того времени создает романтически-величавый образ пролетария. Революционная романтика С. таила в себе и слабые стороны, к-рые особенно наглядно сказались в лит-ой практике "Кузницы" (см.). Как мастер стиха С. не оригинален. Лирика его носит призывный характер; порой С. прибегает к символизации. В настоящее время С. от лит-ры отошел.
Библиография: I. Под красным знаменем. Стих., изд. Петроград. Пролеткульта, П., 1918 (5 изд., П., 1919); На перевале. Стихи, кн. II, изд. Пролеткульта, П., 1921; К развитию пролетарского творчества, "Кузница", 1922 (однодневная газ.).
II. Фриче В., Пролетарская поэзия, М., 1918; Бессалько П. и Калинин Ф., Проблемы пролетарской культуры, П., 1919 (ст. "Пролетарские поэты"); Львов-Рогачвский В., Новейшая русская литература, М., 1923; Гусман Б., Сто поэтов, Тверь, 1923; Сиповский В., Поэзия народа, П., 1923; Оленев С., Самобытник, "На посту", 1923, кн 4; Полянский Вал (П. и Лебедев), На литературном фронте, М., 1924 (ст. "Мотивы рабочей жизни"), Кубиков И. Н., Рабочий класс в русской литературе, Ив.-Вознесенск, 1924 (гл. "Отображение рабочей жизни в поэзии"), Цинговатов А., Поэзия Маширова-Самобытника, "Молодая гвардия", 1925, No 8; Коган П. С., Пролетарская литература, Ив.-Вознесенск, 1926.
III. Львов-Рогачевский В. В. и Мандельштам Р. С., Рабоче-крестьянские писатели, М. - Л., 1926; Владиславлев И. В., Литература великого десятилетия (1917-1927), т. I, М. - Л., 1928; Писатели современной эпохи, т. I, ред. Кузьмина; ГАХН, М., 1928.
И. Ермаков