Главная » Книги

Лесков Николай Семенович - А. Н. Лесков. Жизнь Николая Лескова. Том 2, Страница 2

Лесков Николай Семенович - А. Н. Лесков. Жизнь Николая Лескова. Том 2



еперь Матавкину, чтобы узнать: где вы и куда вам писать, и тоже нет ничего. Вот я как живу, без всяких вестей о тех, с кем сжился и сросся. Если можете понимать это, то не ограничивайтесь одним пониманием, а будьте
   * Архив А. Н. Лескова 30.
   21
  
   внимательны к отсутствующему и пишите. Здоровье мое все худо; неудачи идут во всем до смешного: Лурд, куда я хотел идти пешком через всю Францию, во время самых моих сборов залило водою разлившейся реки Гаронны. Это ужаснейшее народное бедствие всполошило всю Францию, и вы, может быть, слыхали о нем по газетам. Женеву разорила буря. Теперь же только стал собираться ехать лечиться на воды в Мариенбад, как получено известие, что главный мариенбадский источник Крейцбрун стал давать воду крайне вредную, а не полезную. Тем не менее я все-таки еду послезавтра в Мариенбад, чтобы там выискать другой источник, более подходящий к моему состоянию. Так, как видите, и самая поездка, на которую я собирался с такими усилиями, мне самым невероятным образом не удается, а между тем деньги тратятся, и их жаль, а болезненное состояние духа не позволяет ничего работать. Прошу вас всех написать мне теперь уже не в Париж, а в Мариенбад, адресуя так:
   В Австрию
   Autriche, a Marienbad
   Monsieur Nicolas Leskow
   Poste restante.
   Надписанное таким образом письмо удержат на почте, пока я приду за ним, и, получив его, напишу вам тогда свой мариенбадский адрес. Лечиться водами я должен никак не менее шести недель, а потом уже не знаю, что сделаю. Так как при лечении всякое спокойствие становится вдвое необходимее и дороже, а оно у человека отсутствующего всегда связано с добрыми вестями от милых, то и прошу вас, мои милые, пишите мне не один раз в два месяца, а один раз в неделю, - чего я и буду ждать с большим нетерпением. На этих днях я ездил в Версаль и был там в Национальном собрании, во время заседания депутатов республики. Это очень интересно. Вопрос шел об участии духовенства в учреждении высших школ, и говорили разные люди и монсиньер Дюпанлю. Я слышал Гамбетту, который действительно схож со мною, в доказательство чего посылаю вам его карточку. - Из театров хожу в Comedie Francaise, где дают классические пиесы и играют удивительно, а музыки нет вовсе, и дамы в кресла не ходят. На театре же Porte St. Martin дают "Путешествие вокруг света" Верна. - Это удивительно сделано,
   22
  
   и корабли рушатся, и льды валятся, и дикие сражаются. Посылаю вам кусок афиши. Боря по ней поймет все, что делается. Это такое представление, что глаз не отведешь. - До свидания же, мои милые, обнимаю вас и целую. Всею душою вас любящий
   Н. Лесков.
   Марок на письма не надо никаких, - я заплачу при получении, а вам это легче" *.
  
   "13/1 июля 1875 г.
   Paris,
   Rue Chateaubriand, 5.
   Мои дорогие и милые дети Вера и Дронушка!
   Сегодня я получил ваше письмо, писанное в Ревеле 26-го июня русского стиля, и был, по обыкновению, очень обрадован вашими детскими строчками. Вы, вероятно, помните, как во всякую минуту жизни я любил, чтобы вы пришли ко мне и поговорили со мною. Так и теперь в моем отдаленном одиночестве мне кажется, будто я слышу ваши родные голоса, и мне от них и тяжело, и грустно, и отрадно. Благодарю вас, что вы меня помните и любите, - верьте, что и я не только дня, но и часа не провожу, всех вас себе не вспоминая; а в том, что я вас люблю, вы, конечно, и не сомневаетесь. Хотел бы благодарить вас и за то, что вы обо мне скучаете, но это было бы с моей стороны большим эгоизмом, а его и без того на свете много. Что делать: не всем жить так, как хочется: надо это принимать с покорностью воле божией и учиться безропотности и терпению. Бывает на свете и худшее, и, по-моему, лучше, не видясь, знать, что мы любим друг друга, чем видеться и не любить. Думайте об мне, молитесь за меня: бог может услышать ваши молитвы и дать мне свою помощь, которая столь нужна мне. Посмотрите вдвоем при восходе луны на ее светлое яблоко, куда я так часто смотрю, сидя где-нибудь под деревцем Булонского леса, а теперь стану смотреть с Богемских гор, и глаза наши там встретятся, и я узнаю, любите ли вы меня, а вы почувствуете, легко ли мне и весело ли. Вот и забава и свидание, пока о другом еще ничего нельзя знать, и я сам о нем ничего не знаю, и вы меня об этом не спрашивайте. Прежде чем вы получите это письмо, Матавкин должен пере-
   * Архив А. Н. Лескова 31.
   23
  
   слать вам мой ответ на первое ваше письмо. Я запоздал ответом, потому что не знал, где вы, и мало верил, чтобы вы на самом деле поехали в Ревель в такое холодное лето. Здесь невозможно купаться: холодно и дождь каждый день. Послезавтра я уезжаю из Франции в Австрию, в маленький и очень тихий городок в Богемских горах, в Мариенбад, где буду шесть недель пить железные воды, на которые много надеюсь, по совету дяди и профессора Меринга, а также и двух парижских докторов. Вы бы меня теперь не узнали, как я похудал и изменился, - худо ем и еще хуже сплю. В Мариенбаде надеюсь дописать повесть, которую начал и которая будет называться "Соколий перелет"; а чтобы мне было веселее, здоровее и спорее работалось, вы не ленитесь и почаще мне пишите, - это моя потребность, и удовлетворение ее укрепляет меня на все лучшее, что могу делать. Марок в Австрию надо наклеивать на 15 копеек, а надписывать письмо так:
   В Австрию
   Autriche, a Marienbad
   Monsieur Nicolas Leskow
   Poste restante.
   Теперь уже отвечайте туда, потому что, когда вы получите это письмо, я буду в Мариенбаде - вдвое к вам ближе, - всего на полтора дня езды. Поклонитесь от меня всем: маме, вашим братьям, Александре Романовне и Паше. Поздравьте Колю и Мишу с переходом, а Боре пожелайте успеха. Паше скажите, что я очень рад, что она с вами, потому что она добрая и прекрасная женщина, что я и ценю в ней много.
   Ваш Н. Лесков" *.
  
   И в заключение последнее письмо снова одному мне, утратившее упоминаемую в нем картинку и с нею несколько строк текста:
  
   "Marienbad, den 22/10-ten июля 1875. Casino Hotel, 22.
   Мой "любяшей" сын!
   Сегодня я получил письма ваши и очень вам всем за них благодарен. В Мариенбаде я уже сегодня ровно неделя и лечусь аккуратно: встаю в 5 ч. утра и иду к
   * Архив А. Н. Лескова 32.
   24
  
   источнику Крейцбруну, который ты видишь здесь на картинке. Там все подходят по очереди, делая "хвост", как в театрах при покупке билетов. Это берет время до 9 часов, пока выпьешь свои три стакана и 4-й ст. козьей сыворотки. Вода Крейцбруна довольно при... <строка отрезана. - А. Л.>, что для слабых подбавляют гретого Крейцбруна, а на вкус похожа немного на зельтерскую, только как будто с запахом заржавевшего ножа, - это от огромного количества железа. Зубы от нее ужасно чернеют, и дамы пьют воду через стеклянную трубочку, чтобы пропускать воду мимо зуб. В 9 ч. я пью чашку бульону и ем бифштекс или 2 яйца и гуляю до 11-ти по горам; в 11 иду к источнику Вальдквеле, вода которого сернистая, но вкусная, - пью ее два стакана и иду опять на гору в императорский Тиргартен, где много оленей и всякой дичи; в 1 час весь Marienbad обедает, опять бульон, ростбиф, дичь и компот. От 2 часов до 5 отдых и свобода. - Это единственное время что-нибудь написать и прочитать. В половине 6-го ванна в 26 град. из Мариенквеле, - вода почти как зельтерская, но тоже с железом. В ванне она все время играет и немножко колет своими пузырьками. В 7 ч. иду на горы до 9 - в 9 пью чай на горах и схожу в долину домой, где сейчас же и засыпаю. Позже 9 час. во всем Мариенбаде нет огня - все спят, а в 5 все дамы уже разодеты и пьют воду. Выйти из этого порядка невозможно. Мариенбад крошечное местечко,- даже не городок,- в нем всего 150 домов, расположенных на ребрах гор, из-под которых бьют источники. Местность удивительнейшая: из окон моей комнаты вид за 30 верст, и в бинокль я вижу дальние горы, вершины которых выше облаков; лес высоты невероятной, и все сосны прямы, как свечи. Теснота в Мариенбаде теперь большая, что и понятно, потому что до 6 тыс. приезжих, из которых чуть ли не половина русских. Мы здесь все говорим по-русски. Дороговизна изрядная, - все вдвое дороже Парижа, особенно квартира, - впрочем, меня знакомые русские дамы устроили в одном с ними, лучшем во всем Мариенбаде, отеле так дешево, что я еще не могу жаловаться. О здоровье моем пока ничего не могу сказать: доктор говорит, что идет хорошо, а я вижу только одно, что желтизна стала проходить и нервы без сравнения спокойнее. Через три дня
   25
  
   начну мазаться целебными грязями, что очень неприятно, но очень полезно, а там что бог даст: теперь вся моя забота о том, чтобы вылечиться от разлившейся желчи. Нюрнберг стоит на дороге из Парижа в Мариенбад, и я его уже проехал, да и неудобно и нерасчетливо было бы выходить там для покупки солдатиков. Даст бог силы работать, так будут у тебя солдатики те же и по дорогой цене. - Прощай; целую и благословляю тебя.
   Отец твой Николай Лесков" *.
  
   Прочитав все эти едва не столетие счастливо сохранившиеся листки, нельзя не задуматься: для восьми ли летнего мальчика или несколькими годами старших сестры и брата его говорилось в них о неведомом этим детям Буслаеве, каких-то консерваторках, Монтеверде, о нервных страданиях, о том, что не всем жить как хочется, что бывает и худшее, что мало верилось в явно неодобренную поездку семьи на купанье в Ревель, о задуманном литературном произведении, о милых русских дамах, каким-то образом сумевших устроить дешево помещение в лучшем отеле Мариенбада, и т. д...
   Характерны некоторые места и из других писем, например к А. П. Милюкову:
   Из Парижа, 12 июня: "Нервозность моя, слава богу, облегчается и успокаивается, но мысль о возвращении на родину вдруг посетит и всего как варом взварит. Не знаю, как я оттуда уехал, но чувствую, что если бы еще не уехал, то последний ум мой сбился бы с толку. В Лурд я не поеду, как потому, что это стоит очень дорого, так и потому, что вполне ясно вижу и понимаю, что такое эти пелегринажи" **. Упоминавшаяся выше угроза разлива Гаронны здесь позабыта.
   Невольно возникает вопрос - не был ли летний Париж, которого не рисовал себе Лесков по своей прежней побывке здесь, в полную событий зиму 1862-1863 годов, большой ошибкой? Что дал сейчас, ничем не вызванный, приезд сюда? Как были богаты впечатления и ярки корреспонденции тогда - и как скудно все теперь. Если бы не Гагарин и Буслаев - и помянуть было бы нечего.
   * Архив А. Н. Лескова.
   ** "Шестидесятые годы", с. 296. Пелeгринаж - паломничество (фр.).
   26
  
   Один полуапокрифический "Шерамур" 33 да серебряная коническая пуля с золочеными ребрышками и надписью "Metz" на часовой цепочке. Брелок этот, по словам отца, подарила ему как сувенир какая-то парижанка, у которой отец, муж, сын или брат был убит в 1870 году под Мецем. Точно мотивы дара не объяснялись, но носился он до последних лет неизменно.
   И думается - не лучше ли было вместо изнемождающего хождения по раскаленным тротуарам или сидения под хорошо запыленными деревьями парижского бульвара, после совета с дядей и Мерингом, начать сразу лечение в Мариенбаде, а затем спуститься на юг и, помянув Торквато Тассо Пушкина, погрузиться в "адриатические волны" 34 или, как мечталось в дни трудного тиснения "Соборян" в катковском журнале, поселиться в Веве или Сорренто 35, где, может быть, удалось бы что-нибудь и "совершить" или хоть действительно отдохнуть и оздороветь.
   3 августа Лесков пишет Милюкову уже из Мариенбада, причем к прежнему сообщению добавляется: "Я вспотел желчью <курсив подлинника. - А. Л.> и с тех пор стал цветнеть и поправляться" *.
   Это уже что-то недалекое от "кровавого пота" несчастного еврея "интролигатора" из рассказа "Владычный суд".
   Здесь же его гневит "коллекция" лечащихся русских редакторов министерского циркуляра "о борьбе с революционной пропагандой в мужских и женских гимназиях" (от 24 мая 1875 года) 36, ректоров и профессоров. "Это наполовину тупицы, - пишет он Милюкову же, - наполовину льстецы, сладострастно рассказывающие, как они в день Кирилла и Мефодия "графу <Д. А. Толстому. - А. Л.> депешу поздравительную послали". - С чем же, - спрашиваю, - вы его поздравляли: разве он Кирилл или Мефодий? - Нет, - говорят, - а так... он доволен был: отвечал "благодарю, что в этот день обо мне вспомнили" <...> Они мне здесь и воду и воздух гадят, и на беду их тут много собралось. В заключение скажу, что вся эта пошлость и подлость назлили меня до желания написать нечто вроде "Смеха и горя" **37.
   * "Шестидесятые годы", с 298
   ** Там же, с. 298.
   27
  
   Памфлет написан не был, а колкость относительно поздравительной телеграммы графу Д. А. Толстому легко могла достигнуть до его тонкого министерского слуха.
   Всего безудержнее в отношении домашних дел прорывалась раздраженность в письмах к Матавкину *.
   От 22/10 июля: "Вы просите меня извинить вас за слова о каких-то "скрываемых чувствах и, может быть, слезах" <...> я, впрочем, далек как нельзя более того, чтобы радоваться этим "скрываемым чувствам", ибо добрых чувств скрывать незачем, а если же что-либо скрывается, то это чувство досады; а слезы могут существовать разве в вашем воображении <...> Вашим письмам всегда буду рад и всегда на них отвечу, а переписка с Дронушкой едва ли может долго длиться. Заключая в себе нечто анормальное, она, вероятно, не будет входить в планы, которых я никаким образом нарушать не стану. Дитя же само еще мало и не может ни судить, ни понимать того, что происходит. Ему во всяком случае нужно спокойствие, и я себя много виню уже и в том, что в посланных к нему письмах не умел скрывать всех чувств моей тоски и обиды".
   От 29/17 июля: "Когда скончался Виктор Петрович Протейкинский? Мне очень жаль, что он так рано умер, не исполнив ни одного моего поручения и не ответив мне ни на одно из семи писем <...> Лечение меня радует, и я вижу, сколь оно мне существенно было необходимо: воды хороши, а грязи просто божественны. Можете себе вообразить, что мне было накладено в печени, если я потел желчью. Теперь мне значительно и даже без всяких сравнений легче, и я, по-видимому, улизнул от угрожаемой мне "мрачной меланхолии", а вы, я думаю, знаете, что маскируется этим медицинским термином".
   Приходится разъяснить Протейкинского, которому некоторыми, например Веселитской, присваивалось нимало не заслуженное им звание "брата милосердия", будто бы "разгонявшего назойливых посетителей" 38 Лескова. Дягилевский отпрыск, что-то вроде двоюродного брата А. П. Философовой и М. П. Корибут-Лунияк, он, очень молодым человеком, от них прижился и к нам. Мари Дюран сострадательно говорила про него: "Бедный молодой человек, как он дурен. Это настоящий Квазимо-
   * Хранятся в Бахрушинском музее, Москва 39.
   28
  
   до!" И вправду - он был не лучше этого героя знаменитого романа В. Гюго. К лицу, сплошь покрытому багровыми угрями, венчавшемуся огромным горбатым костистым носом, надо было привыкнуть. Нелепо оригинален был во всем. Лесков уверял, что, окончив Петербургский университет, он всю жизнь не мог собраться взять оттуда свой кандидатский диплом. Одинаково вероятно - нашлось ли у него время держать кандидатские экзамены?
   В семидесятых годах он был у нас своим человеком, от него не было тайн.
   Между прочим, он готовил старшую меня на пять лет Веру в институт. Не было случая, чтобы он не опоздал на час-два к условленному времени урока. Девочка томилась и даже плакала, досадуя, что сбивается весь дневной ее распорядок. Извиняясь, он вытаскивал из кармана пальто смятый и явно умаленный в первоначальном своем объеме пакетик с каким-нибудь желе-рояль, пастилой или халвой - в дар доведенной до слез ученице. Лесков, язвя "Протеку" (он же "Витька", "Долгонос"), напевал на мотив "Чижика":
   Витя, Витя, где ты был?
   Я к Глушкову * заходил,
   На двугривенный купил,
   Чуть все сам не проглотил!
   С годами отношение к "Витеньке" приобрело суровый и даже недоверчивый характер. В первой главе "Зимнего дня" по отношению к "Олимпии", под которой прозрачно подразумевалась известная Ольга Новикова 40, вспоминается "предостережение, которое Диккенс делал против всех лиц, живущих неизвестными средствами". В минуты раздраженности Лесков говорил о "Протеке": "Изболтался. Ни к какому делу не способен. За пятьдесят лет жизни своей не знал, что такое обязанность. Поэтому никогда не держит своего слова. Скажи ему, что я умираю, и пошли его в аптеку - он по дороге заговорится с встречным знакомым и опоздает. Скажет - придет завтра, придет через неделю... Его помощь словами в горе и затруднениях очень дешева: слова не помогают, а он садится пить чай и читать "Новое время". И скажите мне, пожалуйста, - уже строго спрашивал
   * Гастрономическая лавка на углу Фурштатской и Воскресенского.
   29
  
   Лесков: - чем он живет? Всегда очень важно знать источник средств человека!" И вслед непременно приводился совет Диккенса.
   Но этот суд пришел не скоро: к старости Лескова и полустарости былого когда-то наперсника.
   Следующее письмо к Матавкину от 22 июля (3 августа) 41 безнадежно не менее предыдущих:
   "Доктор мой говорит, будто "дело идет отлично", но я сомневаюсь: мне все кажется, что я еще и теперь не мог бы слышать похвал ни Авсеенке, ни Гундольфу <сильно гундосившему председателю Ученого комитета А. И. Георгиевскому. - А. Л.>, и при воспоминании о них уже волнуюсь и сержусь, - не на них, а на насмешку судьбы. Я написал Ахиллу и сочинил, что тот страдал "в пользу детских приютов", а сам между тем перепортил бог весть сколько крови в пользу этой сволочи, которой на пороге своем не хотел бы видеть... Много раз брался за перо, но бросал: не вяжется ничто в голове, и давно, давно уже не вяжется, ибо и во сне и наяву все мое горе на уме; но авось же это когда-нибудь пройдет... Я уже потерял всю энергию, всю смелость и фантазию и все вращался только на одной печальной мысли о своей доле. Сострадания же я не мог и не могу ждать, как меду от мертвого улья. Стало быть, "беги, мой брег, несись, мой челн", куда вынесет волна. В Россию я не в силах вернуться: это было бы очень, очень мучительно, - на чужбине легче. Мои милые чехи устраивают меня с любовью: я надеюсь жить удобно и дешево: народ хороший, литераторов много, и язык мне доступен; а надоест, - пущусь далее искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок. В Прагу я выеду 8-го русского августа... Протейкинскому скажете, чтобы ни о чем уже не беспокоился. Я сам внимателен со всеми просьбами и не люблю, если данные мне обещания вменяют ни во что".
   Наконец несколько строк из последнего из известных писем к Матавкину, от 30/18 августа, уже из Дрездена. На этот раз, как часто случается в жизни, тягостное и драматичное малоожиданно сближаются на одном почтовом листке с анекдотически смешным.
   "Не хочу отстать от компании русских, с которыми отправляюсь пешком в Саксонскую Швейцарию, а вещи мои сегодня же посылаю в Берлин, потому что хочу видеть и сию форменнейшую столицу... Из Праги я ехал
   30
  
   по железной дороге до Аубига, а оттуда по Эльбе, местностями столь очаровательными, что просто дух захватывает. Особенно хорошо возделаны эти дивные берега, то горы до неба, то цветущие гроздьями виноградники. Я был очарован и весел. Дрезден не велик, - он даже менее Праги, но хорошо обстроен на парижский манер - есть часть города совсем как Париж, но зато: "Куда ни глянешь - красный ворот" или гвоздь на каске. Не будет никакого преувеличения, если я скажу, что здесь 5-й человек в форме, - кучера и те в военных фуражках, и девки в особых мундирах. Таковы-то эти наши "культуртрегеры". В Берлине этого добра еще более <...>
   Здоровье мое ничего себе, но чем ближе я приближаюсь к России, тем становлюсь беспокойнее. Отсюда я уже в 2 днях расстояния и поеду на Гамбург, который хочу посмотреть; но к 24-му непременно буду в Варшаве, где сам не знаю, что делать. Знаю, что мне нужно спасти себя от осуждения погибнуть в мстительной дрязге неведомо за что; но мысль оставить дитя и все, чем жив, - просто убивает... Время может все изменить, но тут и оно, как сами знаете, оказалось бессильно: ста дней мало вышло, чтобы пришла добрая мысль поправить зло, причиненное человеку самыми несправедливыми и тяжкими обидами... На что еще надеяться... Будь, что будет, куда бог примостит" *.
   В Варшаве происходит несколько охлажденное уже свидание со старым приятелем Щебальским 42. Тут же лично знакомится Лесков с председателем "Главной дирекции Земского кредитного общества Царства Польского", бароном К. Ф. Менгденом, которого влиятельные московские славянофилы усердно "вдохновляли" устроить Лескову пристойно оплаченную и недосадительную службу. Всерьез ли думал Лесков перебраться из литературного Петербурга в безлитературную для русского писателя столицу Польши? 43
   Шла какая-то примерка того, по чему в глубине души перекраивать свой быт отнюдь не хотелось и чем люди его запросов, влечений и одаренности заведомо не могли быть "живы".
   Пока, не разрешив ни одного из мучивших вопросов, надо было возвращаться в Петербург, к успевшему стать
   * Все три письма в Бахрушинском музее, Москва 44.
   31
  
   ненавистным Ученому комитету с его Авсеенками и Гундольфами, к неосилимой литературной отверженности, к безработице, к омертвевавшему семейному улью...
  
  
   ГЛАВА 2
   "В СОМНЕНЬЯХ ИЗНЫВАЯ"
  
   Четырехмесячное пребывание за границей дало на этот раз резкий поворот в некоторых прежних, с детства усвоенных, взглядах и всего больше в области религиозных воззрений.
   "Вообще, - писал Лесков Щебальскому из Мариенбада, - сделался "перевертнем" и не жгу фимиама многим старым богам. Более всего разладил с церковностью, по вопросам которой всласть начитался вещей, в Россию не допускаемых. Имел свидание с молодым Невилем <французским теологом. - А. Л.> и... поколебался в моих взглядах. Более чем когда-либо верю в великое значение церкви, но не вижу нигде того духа, который приличествует обществу, носящему Христово имя <...> Но я с этим так усердно возился, что это меня уже утомило. Скажу лишь одно, что, прочитай я все, что теперь много по этому предмету прочитал, и выслушай то, что услышал, - я не написал бы "Соборян" так, как они написаны, а это было бы мне неприятно. Зато меня подергивает теперь написать русского еретика - умного, начитанного и свободомысленного духовного христианина, прошедшего все колебания ради искания истины Христовой и нашедшего ее только в одной душе своей. Я назвал бы такую повесть "Еретик Форносов", а напечатал бы ее... Где бы ее напечатать? Ох, уж эти "направления"!" *
   Таково начало разномыслия с церковью, которому суждено было неустанно и неуклонно расти все грядущие годы, наполняя все произведения и статьи нового "ересиарха", начиная с вызвавших негодование правоверных, вроде И. С. Аксакова, "Мелочей архиерейской жизни" 45, переходя к неизданному еще "Клоподавию", к оглушительным "Полунощникам" и завершительному "Заячьему ремизу".
   * Письмо от 29 июля 1875 г. - "Шестидесятые годы", с. 330- 331.
   32
  
   Какой путь! Какая смена умозрений!
   В Горохове бабушка возила внука по монастырям и пустынькам. В Панине наставлял добрейший попик-запивушка Алексей Львов. В Орловской гимназии мальчик поучался "у лучшего и в свое время известнейшего из законоучителей, отца Ефимия Андреевича Остромысленского, за добрые уроки которого" Лесков "долго был ему признателен" *.
   В своей автобиографической заметке он говорит: "Религиозность во мне была с детства и притом довольно счастливая, то есть такая, какая рано начала во мне мирить веру с рассудком", а с тем, думается, обрекала ее на неизбежность отхода от церковности, на сомнения, искания.
   Уже в сравнительно раннем "Овцебыке" есть восклицание: "Неужто же, думал я, ничто не переменилось в то время, когда я пережил так много: верил в бога; отвергал его и паки находил его; любил мою родину и распинался с нею и был с распинающими ее! Это даже обидно показалось моему Молодому самолюбию, и я решился произвести поверку, - всему поверку, - себе и всему, что меня окружало в те дни, когда мне были новы все впечатления бытия".
   И он пользуется случаем, чтобы побывать на родных стогнах, навестить все чем-нибудь памятные уголки и в их числе Площанскую богородичную пустынь. Без тени осуждения вспоминает он бывших веселых "слимаков" 46, ходящих сейчас уже солидными иноками. С особенной теплотой описывает совсем одряхлевшего прежнего "отца казначея", доживающего последние дни свои "на покое", почти умиленно рисует всех пустынножителей. Оно и понятно: несмотря на ряд колебаний, он все еще, "идя с народом в храм, одним с ним кланялся богам".
   Самому ему в описываемую им пору все тридцать. Никакой критики ни на что не изливается. Так называемого "сеничкиного яда" ни признака 47. Пока - полное в вопросах веры сыновнее покорство духа и понимания. И притом не преемственно-поверхностное, а истекающее из личного ознакомления с основами исповедания и догм своей церкви, как и ее служителей, их быта, нужд, характеров и речи.
   Откуда же все это пришло и как постиглось?
   * "Владычный суд". - Собр. соч., т. XXII, 1902-1903, с. 92.
   33
  
   Вопрос не мог не занимать следящих за творчеством писателя читателей и еще острее, конечно, интересовал литературные круги.
   "Графиня Толстая <жена поэта А. К. Толстого. - А. Л.> говорила мне, - пишет Лесков 27 ноября 1874 года И. С. Аксакову, - что вы ее спрашивали: почему я знаю духовенство? Откровенно вам отвечу: я сам этого не знаю" 48.
   Пожалуй, оно почти так могло и быть: все слагалось исподволь, неощутимо нарастая и укрепляясь.
   В доме человека, решительно, как бы брезгливо отвратившегося от рясы, всю жизнь проведшего в служилом кругу и женатого на женщине общедворянского воспитания, нетерпеливого богоискательства не чувствовалось. В этой области там удовлетворялись выполнением установленных обрядов и соблюдением исстари заведенных обычаев. Так прожили жизнь родители Николая Семеновича, как и братья и сестры, не исключая и монахини, всех меньше расположенной к каким-либо исканиям.
   В таких условиях, как он писал в рассказе "О квакереях" *, в семью легче "проникал немножко дух английской религиозности", шедшей от Шкоттов, чем обрядово-мистический дух православной церковности, влияние которой праздно стремились найти в Лескове биографы-"скорохваты" (Фаресов и др.) 49.
   Большая заинтересованность отечественным правоверием пришла не в благостной закономерности, не наследственно или преемственно, не с детства, а с возрастом, после многих борений и колебаний, с пытливым углублением религиозной мысли. С ним последовал поворот к еретичеству, в ожесточении своем много превзошедшему пассивное отвращение отца к рясе. С этого пути сворота уже не было.
   Внимание к церкви начинается с гимназических лет, не без участия случая. Это запечатлено самим писателем и уже приведено нами в главе "Великолепная книга", в строках о добрейшей семье орловского этапного офицера, приючавшей многострадальных "духовенных", с детства необыкновенно заинтересовавших Лескова **50.
   Здесь зародились любопытство и сострадание, перешедшие затем в горячее желание познать жизнь этих
   * Собр. соч., т. XXXIII, 1902-1903, с. 98.
   ** Там же, т. XXXV, 1902-1903, с. 73.
   34
  
   "приниженных" и обездоленных страстотерпцев, теснимых жестокосердыми "святителями" типа Никодима, Смарагда и пр. Дальше интерес шел ввысь - от бытового и материального к духовному, идеологическому, к высшим вопросам веры.
   Вспоминается, как еще ребенком, в Панине, Лесков был охвачен горячим сочувствием к другим мученикам из орловского крестьянства, гонимым властями, разоряемым и ссылаемым только за то, что молились не так, как разрешалось властью.
   "Гостомельские хутора, - писал он в статье "С людьми древнего благочестия", - на которых я родился и вырос, со всех сторон окружены большими раскольничьими селениями. Тут есть и поповщина и беспоповщина разных согласий и даже две деревни христовщины (Большая Колчева и Малая Колчева), из которых лет около двенадцати, по распоряжению тогдашнего правительства, производились бесчисленные выселения на Кавказ и в Закавказье. Это ужасное время имело сильное влияние на мою душу, тогда еще очень молодую и очень впечатлительную. Я полюбил раскольников что называется всем сердцем и сочувствовал им безгранично. С этого времени началось мое сближение с людьми древлего благочестия, не прерывавшееся во все последующие годы..." *
   А десяток лет позже, в статье "О сводных браках и других немощах", опять звучит та же нота: "Я сам, будучи ребенком, не раз тайком бегал на маслобойню нашего старосты Дементия смотреть, как там какой-то заезжий поп, раскинув свою "шатровую церковь", служил в ней обедню... Мне очень нравилось, как мужики молились с своим попом, и я не только хранил их тайну от своих родителей, но даже сам имел сильное желание с ними молиться" **.
   На этот раз вспоминается уже о прямом, откуда-то поднявшемся желании не только смотреть, но и самому начать молиться...
   Олимпиец Гете выразил готовность воспользоваться верой однако не без осмотрительных оговорок, занесенных Лесковым в его записную книжку: "Благочестивые люди подобны дворянам - считают себя некоторого рода
   * "Библиотека для чтения", 1864, сентябрь.
   ** "Гражданин", 1875, No 3, 4 от 19 и 26 января.
   35
  
   аристократами... Я буду очень доволен, если мне выпадет счастие, по окончании здешней жизни узнать другую; но я желал бы, чтобы со мною там не встречался никто из тех, которые здесь в нее верят. Иначе мне придется претерпеть мучения... Кто верит в будущую жизнь, пусть молча наслаждается этим счастьем; но у него нет основания воображать ее такою или иною" *.
   В "Автобиографической заметке" Лесков говорит, что в нем с детства была "счастливая" религиозность, рано начавшая "мирить веру с рассудком".
   Не принимал ли он сначала за нее простую богомольность, перенятую ребенком от ветхозаветной бабушки Акилины Васильевны?
   То, что определяется понятием "религиозность", - требует не детского мышления. В Орле эта богомольность легко заслонилась новизною гимназических и городских впечатлений. Затем подошло полное искушений отрочество, а дальше уже и совсем бурная молодость, со всеми ее увлечениями, признаниями, отречениями. Избыток сил и кипучесть темперамента одолевали и властвовали. Хаотически поглощались Фейербах, Бюхнер, Молешотт, Прудон, Вольтер, "потаенный" Шевченко... 5 Шла азартная переоценка многого из ценившегося раньше. Все мешалось, бродило... Старое отмирало. Новое не отстаивалось. Наступали годы, в которые творилось такое, "чего никто не знает". Было не до религии,
   К в детстве чтимым алтарям потянуло очень не скоро, когда жизнь уже успела не раз "тронуть", принести не одно испытание, когда захотелось найти какую-нибудь опору для преодоления обильных ее трудностей. Вот тут-то стали воскресать давно похороненные чаяния. Потянуло к "положительным верованиям". Какого же толка? Где можно счастливее мирить веру с рассудком? Англиканство, при всех хваленых его достоинствах, - протестантски черство. Католичество со своими догмами всегда было чуждо. Как бы там ни было, а свое - роднее, теплее, уповательнее.
   Решение было принято. Началось "дерзание". Пошли "Соборяне", "Запечатленный ангел", "На краю света"... Но вскоре же "рассудок" начал разлагать с таким трудом восстановленную "веру". Познанное за минувшие
   * Выписки из книги "Разговоры с Гете", изд. Суворина, 1891 г., т. I, с. 91, 95. Автограф Лескова - в ЦГЛА.
   36
  
   годы уже подвергалось беспощадному разбору, анализу, отвержению. Верить более хочется, чем удается на самом деле.
   Горький писал о Льве Толстом: "Он всегда весьма расхваливал бессмертие по ту сторону жизни, но больше оно нравилось ему - по эту" *.
   Вне сомнений, так же с этим было и у Лескова.
   А в общем - цепь противоречий, "томленье духа". Оно чувствовалось в произведениях, статьях, и особенно - в письмах.
   "Он <Л. Н. Толстой. - А. Л.> говорит весело об умерших, - пишет Лесков Суворину 12 апреля 1888 года. - Они, правда, не страдают уже... Им ничего не страшно, - терять больше нечего. "Покой небытия", "нирвана", "блаженны умершие", "иже не суть"... Вот и все, что есть. Один мужик говорил: "Слава те господи, что он <сын. - А. Л.> теперь отстрадамшись, а то бы еще надо терпеть"... Я, признаться, всегда думаю так, как этот мужик, но я верю в бессмертие духа и даже убежден, что это так. Тут - школа, которую надо пройти, а потом будет перевод в другой класс, - может быть, высший, а может быть, в низший... Это видно "как зерцалом в гадании", но видно, и видят это люди очень дальнозоркие: Сократ, Сенека, Платон, Христос, Ориген, Шопенгауер, Л. Толстой. Как хотите, а компания завлекательная..." **
   Случился у меня в семье смертно больной. "Мужество возможно только при хорошей уверенности, в нескончаемости жизни, - пишет мне ободряюще отец. - Это достигается трудно, но - достигается, и по достижении "возрастает, как зерно, из которого выходит тенистое дерево, под которым есть покой". Помогают к этому великие люди - "светочи человечества". Теперь их можно купить всех (в "Посреднике" на Лиговке) за 30 копеек. Это: 1. Сократ, 2. Диоген, 3. Паскаль, 4. Марк Аврелий, 5. Христиане I-х веков и 6. Эпиктет. Все эти 6 брошюр стоят 30 к., и ты их купи, и непременно купи, и непременно имей этих советников при себе, несмотря на то, что тебе теперь не до премудрости. Захвати их с собою, - они тебе принесут много радости и силы. Мы вечны, - мы назна-
   * Собр. соч., т. XXII; ГИХЛ, 1933, с. 69.
   ** "Письма русских писателей к А. С. Суворину". Л., 1927, с. 66
   37
  
   чены не для уничтожения. Бог есть, но не такой, которого выдумала корысть и глупость. В этакого бога если верить, то, конечно, лучше (умнее и благочестивее) - совсем не верить, но бог Сократа, Диогена, Христа и Павла - "он с нами и в нас", и он близок и понятен, как автор актеру, исполняющему роль в пиесе. (Это удивительно ясно у Эпиктета.) "Автор твой знает, какую тебе роль назначил: ты же ее только выполни артистически старательно и с честью". В "другой обители" (по Христу) тебе дадут роль еще более трудную. Так и будем, сын мой, выручать нашего всемогущего автора, давшего нам такие непостижимости, как "разумение" и "жизнь" и "познавание неосязаемого в жизни"... Понимай бога Павлова. "Не спорь глина с горшечником: он лепит из тебя тот сосуд, какой в эту минуту нужен в его хозяйстве: ты хочешь быть кабинетною вазою, а в хозяйстве его нужен ты на горшок, чтобы щи варить или выносить помои". А ты и этому послужи и увидишь, как это тебя утешит и укрепит на путь, в котором "нет конца" *.
   И уже в предсмертный год, как бы самоободряюще, утверждается М. О. Меньшикову: "Но гибель нас не ждет! Я этого принять не в состоянии и твердо верю, что будет миг перерождения" и дух наш для чего-то здесь воспитывается и "усовершается жизнию земною", или гадится ею" **.
   Хороши слова, но какие-то не свои, а занятые... Не дышат они неколебимой личной убежденностью и не убеждают.
   Выдалось однажды нечто и совсем негаданное. В статью "Русские деятели в Остзейском крае" оказался введенным Лесковым прямой пиетический гротеск: автор, без запинки, предложил вспомнить какой-то не указываемый им, возможно апокрифичный, рассказ о "неверующем немце" 52, который после изучения догматических и философских наук пришел к убеждению, что "бога нет". Что же он сделал с этим убеждением? Во-первых, из осторожности, он перевел это убеждение в категорию сомнений, а потом все-таки продолжал утром и вечером молиться - такою осторожной молитвой: "Господи! - если ты есть, - помилуй душу мою, - если
   * Письмо от 1 июня 1891 г. - Архив A. Н. Лескова.
   ** Письмо от 16 февраля 1894 г. - Пушкинский дом.
   38
  
   она есть" Властвующий над ним культ перешел в натуру, которая сама по себе бережет от всего, что не будет благоприятствовать "тихому и безмятежному житию" *.
   А в натуру, как уже известно, по мнению Лескова, "можно верить более, чем в направления" 53. Позволим себе прибавить, может быть, более, чем в неопровержимость исповедно-риторических утверждений.
   Солидная богословская и мистическая начитанность служила Лескову великолепным оружием в часто возникавших у него, главным образом по его же почину, горячих прениях по вопросам о бесповоротности смерти или преодолении ее духом. Приводились положительные утверждения ряда величайших древних и новых мыслителей, в красоте, глубине и тонкости которых всего легче было завязнуть, утонуть.
   В последние годы особенно радует Лескова уверение Толстого - "у нее кроткие глаза". Он горячо благодарит Толстого за дарование этого совершенно нового, художественно ценного представления "ее", смерти. Письмо, в котором оно было дано, принесло Лескову "то, что было нужно", - ободрило. "Вы ее уже не пугаетесь и с нею освоились, - продолжает он. - Это имеет много успокоительного. Думать о "ней" я привык издавна, но с болезни моей овладел мною ужасный гнетущий страх, - я, кажется, просто боялся физических ощущений от того, что "берут за горло", - писал он Толстому 10 января 1893 года **.
   Легче становилось теперь представлять себе "ее" не страшной и жестокой, а кроткой.
   Слышалось приписывавшееся Лермонтову стихотворение, в котором смерть приходила "неслышимо, незримо" и говорила "с тоской невыразимой": "Пора!" Смерть, которая "тихонько навсегда мои закроет очи - и в путь! И в жизни той она меня разбудит". Но как эта новая жизнь ни беспечальна и ни хороша, а неизвестный поэт кончал тем, что прежней "жаль мне будет. Да, жаль!" ***54
   Везде, у всех все то же: как где-то там ни хорошо, а остаться здесь было бы лучше.
   * "Исторический вестник", 1883, No 12, с. 505.
   ** "Письма Толстого и к Толстому". М.-Л., 1928, с. 129.
   *** Журнал "Развлечение", 1860, No 13, 26 марта.
   39
  
   Вспоминалось нечто и свое. Незаконченному рассказу "Явление духа", имевшему выразительный подзаголовок "Открытое письмо спириту" *, был избран эпиграф:
   Что будет жизнь духа
   Без этого сердца?
   Кольцов 55
   О бессмертии сердца нигде не благовествуется. А без него теряет цену и жизнь. Все рушится. Мрак. Безнадежность. Личное уничтожение страшит и оскорбляет: так дорогой сердцу талант погибнет? С этим нет сил примириться. Хочется, необходимо хоть чем-нибудь ободрить, утешить, в крайности хоть обмануть себя.
   Высокочтимый Тютчев дерзновенно, но и растерянно восклицает:
   Впусти меня! Я верю, боже мой!
   Приди на помощь моему неверью!.. 56
   Вконец утомленный воспоминаниями и бесплодностью усилий убедить других, начиная с меня, а может быть, в тайниках мысли и самого себя, Лесков с кроткой примиренностью малоожиданно заключает: "Ну что ж! В путь так в путь! На Волково, на Литераторские мостки! Как писал Курочкин:
   Я в этот мир пришел пешком,
   Но на свиданье к деду
   Хоть и на дрогах, хоть шажком,
   А все-таки поеду **.
   Тут разномыслить не о чем! С этим, как бы сняв епитрахиль наставника, он умолкает. Молчат и собеседник

Другие авторы
  • Мамышев Николай Родионович
  • Филиппов Михаил Михайлович
  • Радищев Александр Николаевич
  • Строев Павел Михайлович
  • Милицына Елизавета Митрофановна
  • Фольбаум Николай Александрович
  • Снегирев Иван Михайлович
  • Неведомский М.
  • Кондратьев Иван Кузьмич
  • Ярцев Алексей Алексеевич
  • Другие произведения
  • Дефо Даниель - Ю. И. Кагарлицкий. Даниель Дефо
  • Игнатьев Алексей Алексеевич - А. А. Игнатьев: биографическая справка
  • Свиньин Павел Петрович - Воспоминания о плавании Российского флота под командою Вице Адмирала Сенявина на водах Средиземного моря,
  • Сургучёв Илья Дмитриевич - Сургучёв И. Д. : биографическая справка
  • Лукин Владимир Игнатьевич - Лукин В .И.: Биографическая справка
  • Романов Пантелеймон Сергеевич - Вредная штука
  • Осипович-Новодворский Андрей Осипович - Тетушка
  • Айхенвальд Юлий Исаевич - Алексей Толстой
  • Гримм Вильгельм Карл, Якоб - Сказки об уже
  • Байрон Джордж Гордон - Сон
  • Категория: Книги | Добавил: Armush (25.11.2012)
    Просмотров: 348 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа