"Аполлонъ", No 5, 1909
Еще Цезарь писалъ, что Галлы падки до новостей. Это неискоренимое чувство создало во Франц³и цѣлый разрядъ произведен³й, удовлетворяющихъ исключительно интересу новизны. Не новизны эстетической или философской,- нѣтъ, просто громадная потребность въ новыхъ пьесахъ, романахъ, операхъ. Нужно, чтобы, кромѣ новыхъ по существу произведен³й, кромѣ по новому принятой старины, былъ рядъ эфемерныхъ создан³й во всѣхъ областяхъ искусства, на недѣлю, на двѣ, которыя смотрятся, читаются, забываются и не возобновляются. У насъ привыкли искать въ театрѣ эстетическихъ или этическихъ рѣшен³й, и посѣщен³е "новинокъ", какъ простое времяпровожден³е, не совсѣмъ понятно. Если смотрѣть на пьесу Гнѣдича какъ на такую "эфемеру", то она окажется не изъ лучшихъ, но вполнѣ пр³емлемой: въ ней ничто особенно не оскорбитъ вашего вкуса и не растерзаетъ вашихъ нервовъ. Но едва мы предъявимъ требован³я болѣе серьезныя, какъ мы откроемъ въ этой пьесѣ больш³е недостатки. Въ ней нѣтъ ни интересной интриги, ни колорита времени, ни достаточнаго историзма, ни ловкости постройки: все до страннаго шаблонно и подсказано, и если она возбуждаетъ какое-нибудь чувство, то чувство досады во многихъ мѣстахъ, гдѣ авторъ не могъ или не постарался сдѣлать чего-нибудь остраго и выпуклаго.
Ни тщательная постановка, ни мастерская игра гг. Давыдова, Юрьева, Лерскаго и г-жи Савиной не отгоняли чувства досады за грубые промахи, бѣлыя нитки и общ³я мѣста такъ же, какъ и - ощущен³я нѣкоторой скуки, особенно пагубной Для недолговѣчной жизни подобныхъ произведен³й.
Безпятовъ взялъ для своей исторической пьесы очень благодарную эпоху и кругъ идей, могущ³й остро и возвышенно волновать душу. Мы говоримъ о масонствѣ временъ Императрицы Елизаветы Петровны. Но свой матер³алъ, повидимому, хорошо изученный, авторъ использовалъ скупо, не совсѣмъ умѣло и довольно безвкусно. Все, что касается "интриги", т.е. собственной выдумки г. Безпятова, достаточно старо и не освѣщено по новому; стиль самый разнохарактерный: то говорятъ простымъ, разговорнымъ языкомъ, то героиня срывается въ декадетство сомнительнаго вкуса, то мы слышимъ рѣчь, уснащенную "иштор³ями", сатисфикац³ями", "сентиментами" и т. д. И немудрено, что наибольшее впечатлѣн³е произвела сцена посвящен³я, гдѣ авторъ наиболѣе скрытъ. Но и эта сцена, несмотря на подлинность, или же благодаря ей, на многихъ могла произвести впечатлѣн³е неловкости, какъ было бы намъ не по себѣ, если бы на сценѣ актеры служили обѣдню... Есть слова и дѣйств³я, которыя нельзя воспроизводить безъ вѣры въ ихъ силу.
Лучшимъ въ спектаклѣ были тѣ куски подлиннаго, которые такъ скупо далъ намъ авторъ, и костюмы (особенно каблуки) актеровъ.
СМЕРТЬ В. Ф. КОММИССАРЖЕВСКОЙ
Въ ночь съ 9-го на 10-ое Февраля въ Ташкентѣ скончалась Вѣра Федоровна Коммиссаржевская. Всѣхъ, кто хотя бы одинъ разъ видѣлъ эту удивительную артистку, такъ пламенно горѣвшую самоотверженною любовью къ искусству,- не могло не поразить это извѣст³е. Въ слѣдующей книжкѣ "Аполлона" будетъ помѣщенъ рядъ статей, съ цѣлью освѣтить возможно всесторонне ушедш³й отъ насъ талантъ,- теперь же мы можемъ только присоединиться къ скорби всѣхъ, кому не безразлично русское искусство.