КУЩЁВСКИЙ, Иван Афанасьевич [1847, Ачинск, по другим источникам - Барнаул - 12(24).VIII.1876, Петербург] - прозаик, публицист. Биографические сведения о К. скудны. Он родился в семье обедневшего дворянина, служившего чиновником. После смерти отца в 1854 г. семья переехала в Барнаул, где К. окончил горнозаводское училище. По другим сведениям, он получил первоначальное образование дома. В 1859 г. К. поступил в Томскую гимназию, где пробыл до февраля 1864 г. Оставив гимназию по требованию родных, К. некоторое время служил чиновником в Барнауле, но, желая продолжить образование, летом 1864 г. отправился в Петербург. Мечту о поступлении в университет К. пришлось оставить из-за материальной необеспеченности. Добывая средства к существованию тяжелым физическим трудом, он перепробовал множество профессий, пока не устроился в контору "Санкт-Петербургских ведомостей". С конца 1864 г. К. начинает выступать в печати. Его небольшие рассказы, очерки, статьи появляются в "Искре", "Петербургском листке", "Петербургском комиссионере", "Народном голосе", "Иллюстрированной газете". К. входит в литературу как писатель разночинно-демократического течения, формировавшегося под влиянием революционно-демократических идей Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова. Он был лично близок с Г. И. Успенским, о чем свидетельствуют воспоминания жены Успенского А. В. Бараевой. Решающую роль в судьбе молодого писателя сыграла его встреча с Н. А. Некрасовым, посетившим больного К. в больнице и оказавшим ему материальную и духовную поддержку.
Внимание К. привлекает жизнь низов общества, которую он изображает с глубоким сочувствием. Вслед за Н. Г. Помяловским, В. А. Слепцовым, Н. А. Благовещенским он исследует судьбу разночинца в современном обществе. Его ранняя повесть на эту тему "Утонувшие" (другие названия - "Погибший человек", "Младшие братья", 1865 г.) была запрещена цензурой. В Петербурге К. вел трудную жизнь литературного поденщика, голодал, ютился по углам и ночлежкам. В 1870 г. он попал в очередной раз в больницу и здесь в тяжелейших условиях, по ночам, выменивая порции еды на свечи, написал свое главное произведение - роман "Николай Негорев, или Благополучный россиянин" (Отечественные записки.- 1871.- No 1-4).
Действие романа происходит в провинции в 50-60 гг. XIX в. Его герои - молодое поколение обедневшей дворянской семьи Негоревых (два брата и сестра) и их окружение. Соединив черты семейной хроники и мемуарную форму повествования с традициями разночинно-демократического романа о "новых людях", К. создал глубоко оригинальное произведение. Эпоха подъема общественного движения и первой революционной ситуации в России изображена сквозь призму восприятия филистера, враждебного идеям революции и озабоченного только созиданием собственного благополучия, но до поры до времени умело скрывающего свое истинное лицо. Николай Негорев умен, наблюдателен, расчетлив. Это позволяет ему казаться своим в среде передовой молодежи, тем более что все члены кружка знакомы ему с детства. Детству и юности героев посвящена большая часть книги. К. продолжал разоблачение порочной системы школьного образования, начатое в "Очерках бурсы" Помяловского. Основываясь на своих воспоминаниях о пребывании в Томской гимназии, он изобразил бессмысленную зубрежку и муштру, жестоких и невежественных учителей, звериные нравы гимназистов, их быт, мало чем отличавшийся от бурсацкого. Общественный подъем конца 50 гг. вносит свежую струю в жизнь гимназии, появляются преподаватели нового типа, начинает выходить рукописный журнал. Молодые люди получают первые практические уроки общественной борьбы.
В центре внимания К.- становление личности будущих радикалов и либералов, самоотверженных борцов за счастье народа и пустых фразеров, бесшабашных смельчаков и осторожных филистеров. Разные характеры - разные судьбы. Николай Негорев с детства ищет способы поудобнее устроиться в жизни, и ему вполне удается достичь этого ценой отречения от друзей молодости и от принципов честного человека. Николай Негорев - умный человек, но без нравственного стержня: Его справедливо считают ближайшим предшественником горьковского Клима Самгина. Непоколебимая вера в свою незаурядность и презрение к окружающим, духовная пустота и эгоизм, скептицизм, переходящий в цинизм,- таковы черты этого социального типа, изображенного К. без карикатурности и сатирических преувеличений. Антагонистами Негорева в романе выступают его брат Андрей и соученик по гимназии Оверин. Андрей, бунтарь и весельчак, принимает самое активное участие в революционном движении и после его разгрома вынужден эмигрировать. К пятнадцати годам каторжных работ приговорен Оверин. Образ этого героя отразил неоднозначное отношение его создателя к эпохе 60 гг. К. показал не только сильные, но и слабые стороны революционного движения в провинции. Оверин - чистый и самоотверженный человек, наделенный оригинальным умом и самобытной натурой. Но, в отличие от героев Чернышевского, Слепцова, Омулевского и других авторов романов о "новых людях", он не является профессиональным революционером. Оверин - одиночка, не связанный ни с какой революционной организацией, действующий импульсивно и нерасчетливо. Он из разряда чудаков и Дон Кихотов. К. сочувствовал таким людям, но не верил в их способность изменить мир. Оверин младенчески наивен. В его поведении много странного, смешное соседствует с трагическим. Под влиянием революционной прокламации он идет к бунтующим крестьянам, но они не понимают ни истинных мотивов его поведения, ни смысла его речей.
Значительное место в романе занимает тема "новой женщины". Последовательными борцами за социальную справедливость предстают Лиза Негорева и Софья Лохова, своей убежденностью не уступающая Оверину, а трезвостью взгляда на жизнь превосходящая его. Сильной стороной романа К. является разоблачение либерального фразерства, игры в революцию от скуки и внутренней пустоты (кружок Катерины Григорьевны), игры, не всегда, однако, кончающейся благополучно (судьба барона Шрама, приговоренного вместе с Овериным в каторжные работы). Преобладающий тон романа - грустная ирония, и этим он отличается от других произведений о "новых людях", где господствовал если не жизнеутверждающий пафос и романтика ("Шаг за шагом" Омулевского), то суровый сдержанный трагизм ("Трудное время" Слепцова).
Роман К. был замечен критикой. О нем писали С. С. Окрейц в "Библиотеке дешевой и общедоступной" (1871.- No 6), П. Н. Ткачев (под псевдонимом П. Никитин) в "Деле" (1872.- No 2, 3), М. К. Цебрикова в "Отечественных записках" (1873.- No 11, 12). Статья последней "Беллетристы-фотографы" дает высокую оценку роману. В 1872 г. "Николай Негорев" вышел отдельным изданием.
В 1873 г. в трех номерах газеты "Новости" были напечатаны фрагменты нового романа К. "На службе Отечеству". Однако работа над ним остановилась в самом начале 70 гг. К. плодотворно работал в жанре рассказа, выступая в журналах "Дело" и "Будильник", в газетах "Новости" и "Сын отечества". Рассказы К. просты, лаконичны и выразительны. Их отличают острота постановки социальных проблем, четкость авторской позиции, глубокое сочувствие всем униженным и угнетенным. К. показывает трагические судьбы талантливого писателя, выходца из крестьян ("Самоубийца"), бедных тружениц ("История швеи"), женщин, лишившихся материальной поддержки и оказавшихся на краю бездны ("Бедная Лиза", "Тяжелая жертва", "Гражданский брак"), семинариста, приехавшего в столицу учиться и едва не умершего с голоду ("Ошибки молодости"). Одна из главных тем рассказов К.- гибель иллюзий под напором жестокой действительности ("Земский деятель", "Сеятель пустыни", "Труженицы", "Коварство и любовь"). К. разоблачает нравственную несостоятельность мирового судьи ("Два нигилиста"), бездумную жестокость богача, легкомысленно играющего судьбами людей ("Либеральный барин"), администраторов и проходимцев нового типа ("Танкред", "Новый Лутонюшка"). К. не видит выхода из все углубляющихся противоречий современной ему жизни, и поэтому в его рассказах преобладают чувства боли и гнева. Рассказы К. высоко оценил Bс. M. Гаршин.
К. выступал также как публицист и литературный критик. Еще в 1867 г. он написал статью "А. Н. Радищев и его "Путешествие из Петербурга в Москву" для первого после 1790 г. издания этого произведения. В 1872-1874 гг. он печатал в газете "Новости" обозрения "Новости русской литературы" под псевдонимом Новый критик, а также "Картинки современной жизни" под псевдонимом Не поминайте лихом. В той же газете появились его фельетонные циклы "Петербургский дневник помещицы коллежской секретарши Настасьи Петровны Коробочки" и "Петербургский дневник неслужащего дворянина Ноздрева". До сих пор не решен окончательно вопрос о принадлежности К. очерков "Не столь отдаленные места Сибири" (псевдоним Хайдаков), опубликованных в "Отечественных записках" (1875.- No 7).
К. прожил очень недолгую жизнь. Постоянная нехватка денег, неустроенный быт, запои: рано свели в могилу этого "писателя-пролетария", как он сам себя называл.
Соч.: Николай Негорев, или Благополучный россиянин.- Пб., 1872; Маленькие рассказы. Очерки, картинки и легкие наброски.- Пб., 1875; Не столь отдаленные места Сибири // Русские очерки.- М., 1956.- Т. II; Избранное / Послесл. Г. Раппопорта.- Барнаул, 1957; Николай Негорев, или Благополучный россиянин / Вступ. ст. М. Горячкиной,- Новосибирск, 1959; Николай Негорев / Вступ. ст. Н. И. Якушина.- М., 1984; Николай Негорев, или Благополучный россиянин; Роман, рассказы, фельетоны / Сост. В. Ф. Уляндро.- Иркутск, 1988.
Лит.: Горнфельд А. Г. Забытый писатель
// Горнфельд А. Г. О русских писателях.- Пб., 1912.- Т. 1.- С. 46-112: Горький М. Собр. соч.: В 30 т.- М., 1953.- Т. 15.- С. 249, 355-356; Уляндро В. Ф. И. А. Кущевский - критик и публицист
// Труды Иркутского ун-та.- Т. 52. Серия журналистики.- Иркутск, 1967.- Вып. 4; Он же. И. А. Кущевский //
История русской литературы Сибири.- Новосибирск, 1975.- Т. 1.
Источник: "Русские писатели". Биобиблиографический словарь.
Том 1. А-Л. Под редакцией П. А. Николаева.
М., "Просвещение", 1990
OCR Бычков М. Н.