Главная » Книги

Крылов Виктор Александрович - В. А. Крылов: биобиблиографическая справка

Крылов Виктор Александрович - В. А. Крылов: биобиблиографическая справка


   КРЫЛОВ, Виктор Александрович, псевдоним - Виктор Александров [29.I(10.II).1838, Москва - 28.II(13.III).1906, Петербург] - драматург, театральный деятель и критик. Родился в семье стряпчего духовного происхождения. Мать - немка, родственница Ф. А. Брокгауза, издателя Энциклопедического словаря. Учился сначала в одной из московских гимназий, затем - в Петербургском главном инженерном училище (из которого вышли Ф. М. Достоевский и Д. В. Григорович). После окончания училища (1856) получает офицерское звание и поступает в Инженерную академию, учебу в которой совмещает с преподаванием начертательной геометрии во 2-м Кадетском корпусе. По окончании академии с 1859 г. преподает в инженерном училище. Однако увлечение литературой постепенно побеждает интерес к точным наукам. В 14-летнем возрасте К. начинает сочинять стихи. В середине 50-х гг. пишет несколько романсов на музыку своего друга композитора Ц. А. Кюи, среди них - популярный в то время романс "Тайна", затем (1857-1859) либретто для опер того же композитора. В 1858 г. К. написал первую пьесу - одноактную комедию "Прямо не было" по повести А. В. Дружинина "Полинька Сакс". В 1862 г. он публикует первую большую критическую статью о пьесе А. С. Грибоедова "Горе от ума" и ее постановке в Александрийском театре (газета "Северная пчела", 5 и 6 окт. 1862 г.), привлекшую внимание В. Ф. Корша, начинавшего тогда издание "Санкт-Петербургских ведомостей" и предложившего К. вести в этой газете театральную хронику. С 1863 по 1865 г. К. - постоянный сотрудник театрального отдела газеты. Директор инженерного училища нашел литературные занятия несовместимыми с военной службой, и К. без сожаления выходит в отставку в 1867 г., и полностью отдается литературной деятельности.
   В 1864 г. К. пишет первую большую пьесу "Против течения", по рассказу М. С. Щепкина. Это драма из крепостного быта о деспотизме помещика, доведшего до самоубийства крепостного музыканта, который посмел полюбить его дочь. Первоначально пьеса не была разрешена цензурой из-за того, что "в ней не проявляется нравственных начал в двух главных действующих лицах" (ЦГАЛИ.- Ф.230). В 1865 г. она была все же сыграна Малым театром, но прошла всего два раза и была снята с репертуара, якобы, по болезни одного из исполнителей.
   В 1869 г. К. издает книгу обличительных очерков "Столбы. Старая погудка на новый лад. Черты нравов города Провалишина", в которой раскрывает злоупотребления помещика Псковской губ. Вакселя (в книге назван Фискелем) в отношении его бывших крепостных. Возбужденное Вакселем против К. уголовное дело послужило предметом громкого процесса о клевете.
   С 1870 г. после успешной постановки комедии "К мировому" К. окончательно посвящает себя театру, становится одним из самых плодовитых и репертуарных драматургов своего времени. Им написано около 125 пьес, более 30 оригинальных, а в основном - инсценировки и переделки произведений русских и иностранных авторов.
   Наряду со всевозможными развлекательными комедиями, водевилями, опереточными текстами, К- пишет злободневные комедии и драмы. Это тенденциозные либерально-обличительные пьесы, главный герой (или героиня) которых, как правило, молодой интеллигент, обличающий косность, бюрократизм, буржуазное хищничество, произносящий эффектные фразы о добре, справедливости, всеобщем равенстве перед законом. К. рисует быт и нравы разнообразных социальных слоев, поднимает актуальные проблемы: реформе суда посвящена комедия "К мировому" (1870); земской деятельности и борьбе партий земцев - "Земцы" ("Змей Горыныч", 1874); финансовым аферам, проводимым на законном основании,- "В духе времени" (1877); жалкому положению "маленького человека", мелкого чиновника - "Горе-злосчастье" (1879); стремлению интеллигенции к общественной деятельности в свете высоких идеалов - "Не ко двору"_("Надя Муранова", 1882); пореформенной деревне, втянутой в процесс буржуазных отношений, - "Около денег" (по роману А. А. Потехина, 1883) и др. С середины 80 гг. К. отходит от гражданской проблематики, выступает в защиту патриархальных семейных устоев ("Семья Пришельцевых", 1886; "Разлад", 1887).
   На протяжении 80-90 гг. К. становится драматургом, сочиняющим пьесы на все темы и вкусы, необычайно легко меняющим жанры. Он обращается и к истории: "Правительница Софья" (1883, в соавторстве с П. Н. Полевым), "Девичий переполох" (1891), "Петр Великий" (1901), "1812 - Отечественная война" (1902). Исторические драмы К. не глубоки, во многом не соответствуют исторической правде и успех имели весьма скромный. Однако комедия "Девичий переполох" благодаря умелому построению и остроумным сюжетным комбинациям имела огромный успех и не сходит по сей день с театральных афиш.
   Больше всего работал К. в жанре развлекательной комедии, столичную и провинциальную сцены буквально наводняют его комедии-фарсы, водевили, одноактные пьески. Они строятся на лихо закрученной интриге, модной тематике, содержат намеки на конкретных лиц и реальные события, как правило, скандально или анекдотически известные и узнаваемые. Занимательность сюжета в сочетании с прекрасным знанием законов сцены создала многим пьесам К. шумный успех. Среди них: "По духовному завещанию" (1871), "В осадном положении" (1875) -эта пьеса шла в Малом театре в течение шести сезонов, "Шалость" (1881), "Баловень" (1885), "Сорванец" (1888), "Кому весело живется" (1890), "Летние грозы" (1893). Приспособленные к условным актерским амплуа, пьесы К. очень часто выбирались для бенефисных спектаклей. "У Крылова все фатально приспособлено к бенефису или известным актерам" (Боборыкин П. // Московские ведомости. 1880.- 5 дек.). В его пьесах играли М. Г. Савина, М. Н. Ермолова, Г. Н. Федотова, П. А. Стрепетова, Н. И. Музиль и др. корифеи русской сцены, внося в них живость и блеск и во многом способствуя их успеху. К. был удобен не только актерам-бенефициантам, но и дирекции. Директор императорских театров И. А. Всеволожский пишет, напр.: "Этот портной с фантазией скроит пьесу на славу - и с ним спорить можно: "Переделай то и переделай это" (письмо П. М. Пчельникову от 1/VIII-1890). В то же время многие из актеров: М. Н. Ермолова, А. И. Южин, А. П. Ленский и др.- под угрозой штрафа (правила запрещали актерам отказываться от ролей их амплуа) отказывались играть некоторые роли в пьесах К., в особенности в его переделках пьес иностранных авторов (переносивших действие в Россию, использующих соответствующие реалии, но в сущности далеких от русской действительности). И. С. Тургенев неодобрительно отзывался о таких пьесах; о "Лакомом кусочке" (1878) он писал, что пьеса "из рук вон плоха; кусочки французской тафтицы сшиты суровыми российскими нитками" (Тургенев и театр.- М., 1953.- С. 580).
   К. известен не только своими переделками, но и инсценировками романов, повестей и даже пьес. Довольно долгое время в театральных кругах использовалось выражение: "окрылить пьесу". Так, в сезон 1878/79 г. для бенефиса М. Г. Савиной К. "имел нахальство... "окрылить" (Гнедич П. П. Книга жизни.- Л., 1929.- С. 117) "Месяц в деревне" И. С. Тургенева, сократив его и кое-что переставив: "После тридцати лет забвения пьеса вышла на божий свет и казалась вчера написанной" (Там же). Совместно с В. Сутугиным инсценировал "Идиота" (1899) Ф. М. Достоевского, перенеся в пьесу лишь диалоги героев. Сценичность достигалась К. ценой сильного упрощения содержания.
   К концу XIX в. К. прочно завоевывает себе репутацию драмодела и перелицовщика чужих произведений, подгоняющего свои многочисленные творения под вкусы и настроения невзыскательной части публики и стандарты театральных амплуа. Термин "крыловщина" становится обозначением театральной рутины и косности: "Публика наша слишком привыкла к шаблону, к крыловщине, и нового, не рутинного не любит; особливо, если это новое - тонко..." (А. Н. Плещеев - А. П. Чехову // Чехов А. П. Собр. соч.: В 30 т. Письма.- Т. III.- С. 380); "Бездарная стряпня Крылова" (Островский А. Н. Дневники и письма.- М.; Л., 1937.- С. 86). Современники, в частности Вл. И. Немирович-Данченко (Русский курьер.- 1881.- No 63.- 6 марта), отмечали сценичность драматургии К.
   В 1901 г. появляется откровенно реакционная, антисемитская пьеса "Сыны Израиля" ("Контрабандисты"), написанная К. совместно с С. К. Эфроном (Литвином). В Суворинском Петербургском малом театре этот спектакль вызвал огромный скандал, протест многих прогрессивных деятелей, в частности уход из театра Л. Б. Яворской. А. М. Горький писал, мотивируя невозможность постановки своей пьесы "На дне" в Суворинском театре: "Пьесу мою театру, в котором ставят "Контрабандистов" и прочую мерзость, не дам" (Горький А. М. Письма к К. П. Пятницкому.- М., 1954.- С. 120-121).
   К. отличался необычайной работоспособностью. Он не только пишет для театра, но и служит в нем: с 1893 по 1896 г. состоит начальником репертуарной части Петербургских императорских театров. Он автор критических статей и театральных мемуаров: "Драма страстей господних в Обер-Аммергау" ("Вестник Европы", 1881), "Очерки театрального дела в Европе" (1893) и др. А. П. Чехов писал Суворину: "Читали ли Вы в "Русской мысли" статью В. Крылова? Этот человек любит театр, и я верю ему, хотя я не люблю его пьес" (Чехов А. П. Указ. соч.- Т. 5.- С. 138).
  
   Соч.: Для сцены. Сб. пьес: В 9 т.- Спб., 1875-1896; Драматические сочинения: В 9 т.- Спб., 1877-1903; Стихотворения.- Спб., 1898; Прозаические сочинения: В 2 т.- Спб., 1908; Автобиографические воспоминания // Исторический вестник.- 1906.- No 5.- С. 498-507.
   Лит.: Обзор деятельности Общества русских драматических писателей и оперных композиторов за XXV-летие его существования. 1874-1899.- М., 1899; Ежегодник императорских театров. Сезон 1905-1906.- Спб., 1907.- Вып. 16; Скабичевский А. М. История новейшей русской литературы.- 7-е изд.- Спб., 1909; Зограф Н. Г. Малый театр второй пол. XIX в.- М., 1960; Он же. Малый театр в конце XIX - нач. XX в.- М., 1966.

Л. В. Леонтьева

  
   Источник: "Русские писатели". Биобиблиографический словарь.
   Том 1. А-Л. Под редакцией П. А. Николаева.
   М., "Просвещение", 1990
   OCR Бычков М. Н.
  

Категория: Книги | Добавил: Ash (10.11.2012)
Просмотров: 477 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа