Иннокентий Анненский. О современном лиризме
Серия "Литературные памятники"
Иннокентий Ф. Анненский "Книги отражений", М., "Наука", 1979
У Бунина есть страстный, исключительный поклонник - Валентин Кривич. (Сборник "Цветотравы" в печати1.) Только этот младший любит удушливый и даже грозовой колорит пейзажа.
Вот его "Праздник"1 в выдержках:
Нераздуманною думой
Молча в вечность уходя,
Был закутан день угрюмый
Паутиною дождя.
. . . . . . . . . . . .
У заборов, на панели,
В глине желтых площадей,
Целый день, шумя, чернели
Кучи вымокших людей.
И, зажегши за туманом
Глаз слепого фонаря,
Умирал, больным и пьяным,
Красный День календаря.
Велся скучно и невнятно
Скучный спор дождя и крыш,
И зловещи были пятна
Синих вымокших афиш.
Верный вкус и много отчетливой - хотя не солнечной, а скорей электрической ясности - в строго правильных, но суховатых строфах Валентина Кривича. Откуда только у этого молодого поэта такая не то что пережитость, а даже согбенность в тоне пьесы? Или и точно 1905-й год и его страшный сосед раньше времени состарили людей, невеселых от природы? Революционные годы отразились на творчестве наших корифеев, особенно Валерия Брюсова, Сологуба, Блока, и было бы, может быть, интересно проследить, как эти характерные типы лиризма приспособлялись к тому, что не терпело никаких приспособлений.
1 Кривич (Анненский) Валентин Иннокентьевич (1880-1936) - поэт; сын И. Анненского. Сборник "Цветотравы" вышел в 1912 г. "Цветотравы" - единственный сборник В. Кривича.
2 "Праздник" - "Цветотравы", с. 35.